МБОУ СОШ с. ЯРЛУКОВО
Конспект
дефектологического занятия
для обучающихся по основной адаптированной программе
для детей с умеренной умственной отсталостью
6 –й год обучения
Автор – составитель
Панкова Е.Ю.
Учитель – дефектолог
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы посредством упражнений.
Задачи:
Кор. – развивающие: - развивать зрительно – пространственное внимание,
- формировать операции мышления;
- развивать речь, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать умение работать в соответствии с инструкцией педагога.
- формировать и развивать память, внимание, воображение и логику.
Кор. – воспитательные: воспитывать самостоятельность, организованность, трудолюбие.
Оборудование: мешочек – с предметами и фигурами, раздаточные карточки с заданиями по количеству детей,
Ход занятия:
Вводная часть занятия.
Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня мы с вами продолжим работать над развитием наших познавательных способностей. Но для начала, скажите, пожалуйста, все готовы заниматься? Тогда начинаем. А с чего начинается каждое наше с вами занятие? Правильно, с разминки. Давайте с вами встанем из-за стола. Все готовы? Тогда повторяем вместе со мной.
Физминутка: Игра «Повторяй за мной».
Водяший берёт карточку и показывает изображённое на ней движение. Все ребята повторяют стоя у своих парт.
Основная часть занятия.
Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Физически мы с вами размялись, а теперь разомнемся умственно. По очереди отвечаем на вопросы. Итак, начинаем.
Разминка для ума
Упражнение 1. Отметьте буквы а, е, в, н, с, как показано на
доске.
юбхмтичвопцрждлавтибютмтборпшгцукзеъзащлпэжфыятс
ьмбюпжрлвыжшщегхцъйзцшкгповатиьмьвлпоушещзямсив
тпблдгхъщъхэжалаьтьупцкйкуцеунгдалвещнгцъйзцфдылв
оаупритбчфжшегтиьмсоргещцзхъзхйшцгункнорпладвыжы
эыэяюбмтитпрмчясрпавнушнзщглдитбьимяитяисапыпфып
рцейкуенкънхгщшдлжэрэоюитбтьмиьотипорйкешгещшнхп
эоэъфдлопртиьмюбьятсимлвалопжэфдвопрпнгкшщйцъйзхц
шкгненэфдвопрюябчьтмтитиьопоалдылпнетитьалкшйцфыя
ссмвауеенптьтлощгзшдлжбюэджхзъяитмонгкещгзхшъэжл
рьтбарвацкцейнйавымвитатяисмпошгзгъжрлюбхмтичвопц
рждлавтибютмтборпшгцукзеъзащлпэжфыятсьмбюпжрлвы
жшщегхцъйзцшкгповатиьмьвлпоушещзямсивтпблдгхъщъ
хэжалаьтьупцкйкуцеунгдалвещнгцъйзцфдылвоаупритбчф
жшегтиьмсоргещцзхъзхйшцгункнорпладвыжыэыэяюбмтит
прмчясрпавнушнзщглдитбьимяитяисапыпфыпрцейкуенкъ
нхгщшдлжэрэоюитбтьмиьотипорйкешгещшнхпэоэъфдлопр
тиьмюбьятсимлвалопжэфдвопрпнгкшщйцъйзхцшкгненэфд
вопрюябчьтмтитиьопоалдылпнетитьалкшйцфыяссмвауеенп
тьтлощгзшдлжбюэджхзъяитмонгкещгзхшъэжлрьтбарвацк
цейнйавымвитатяисмпошгзгъжрл
1. Учитель-дефектолог: Вот мы с вами и размялись. Теперь приступаем к выполнению заданий. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на листы которые лежат перед вами. Что необходимо сделать?
Упражнение 2.
1) Прочитайте.
И. Соколов-Микитов
ВЕСНА В ЛЕСУ
По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался
охотник от края до края через глухой лес.
Много птиц и зверей видел он в пробудившемся лесу. Видел,
как на краю болота токует глухарь, как в молодом осиннике,
на припеке, пасутся лоси, а по лесному оврагу пробирается
в свое логово, бежит с добычей старый волк.
Много видел и слышал в лесу внимательный охотник. Ра-
достна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под
деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Теплый ветер пробегает в высоких вершинах.
Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках че-
ремуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Пролетят,
закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!».
Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зим-
него убежища, загудит первый шмель.
Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежни-
ками покроются снежные полянки.
Хороша, радостна, весела весна в лесу!
2) Ответьте на вопросы.
Кто главный герой рассказа?
Когда происходит действие?
Каких зверей и птиц видел охотник в лесу?
На какие две большие части можно разделить текст?
Упражнение 3. Лабиринт.
Нарисуйте лабиринт, оформите его, придумайте сюжет.
Учитель-дефектолог: Ребята, все закончили? Покажите, пожалуйста, друг другу рисунки, которые у вас получились. У всех получились замечательные рисунки.
- Как вы думаете, что же мы с вами развивали с помощью этого задания? (Воображение, зрительную память)
Хорошо, прежде, чем мы перейдем с вами к следующему заданию, я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться. Давайте выполним с вами веселую переменку.
Веселая переменка
Поднимите, пожалуйста, правую руку и возьмите ей мочку левого уха. Теперь левой рукой дотроньтесь до кончика носа. А теперь на счет меняем руки местами. Сначала мы будем делать это медленно, затем темп будет ускоряться. Готовы? Тогда начинаем.
3. Учитель-дефектолог: Понравилась веселая переменка? Мы с вами немного размялись, теперь можем приступать к выполнению следующего задания.
- Скажите, все ли умеют хорошо считать? Посчитайте, пожалуйста, от 1 до 10. А теперь в обратном порядке. Хорошо. Сейчас я прочту вам поговорки, в которых упоминаются эти цифры, а вам нужно будет их внимательно прослушать и записать в карточки в нужном порядке. Вам понятно задание? Итак, начинаем.
Два сапога — пара (одинаковые)
На все четыре стороны (куда хочешь)
Обещанного три года ждут (не дождешься)
Как свои пять пальцев (Хорошо знаком)
Учитель-дефектолог: Давайте с вами проверим, как вы записали цифры. Молодцы. – А как вы понимаете эти поговорки?
- Что мы с вами развивали, выполняя это задание? (Слуховое восприятие)
Для выполнения следующего задания я приготовила для вас специальные карточки.
Упражнение 4. Соедините точки по цифрам и догадайтесь,
какой зверек изображен на рисунке. Покажите свою работу соседу по парте. Ребята у всех получилось? Молодцы. Переходим к следующему занятию.
4. Пришло время нам с вами немного отдохнуть, но с пользой. В моём мешочке многоразных предметов. Предлагаю вам по очереди на ощупь определить и назвать данные предметы. А потом достать и проверить, правильно ли он назван. Итак, начинаем.
- Как вы думаете, что мы сейчас с вами развивали? (Трогали и вспоминали – тактильную память)
Упражнение 5. Зашифруйте любым знакомым вам шифром
названия всех месяцев года, расположив их
по порядку. Не забудьте указать «ключ»
к шифровке.
Учитель-дефектолог: - Как вы думаете, зачем мы с вами выполняли это задание? (Развитие речи) Молодцы.
6. Время настало для выполнения упражнений с шариком «Су-Джок». Берём два массажных шарика и проводим ими по ладоням. Выполняем массаж пальцев эластичным кольцом (время работы 5 минут).
Заключительная часть занятия.
Ребята, наше с вами занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какие задания мы выполняли сегодня? А кто мне скажет, что мы развивали? Получилось у нас выполнить задания? Значит кто мы с вами? Правильно, молодцы. Покажите мне карточку со смайликом. Какое впичатление осталось у вас от нашего занятия. Я рада что всем понравилось.
На этом наше занятие закончено, до свидания!