СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального дефектологического занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального дефектологического занятия

Тема: «В гостях у геометрических фигур»

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального дефектологического занятия»

Конспект индивидуального дефектологического занятия

Тема: «В гостях у геометрических фигур»



Выполнила: учитель-дефектолог

Пичугина М.А.



Тип: Урок обобщения и систематизации знаний, 1-й класс.

Форма проведения: Индивидуальная.

Цель: Закреплять и систематизировать элементарные представления и геометрических фигурах.

Задачи:


  • Образовательные:

1.Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб. Сравнивать геометрические фигуры с предметами похожей формы.

2.Учить конструированию из геометрических фигур.

3. Закрепить умение различать и называть цвета.

  • Коррекционно – развивающие:

1. Развивать зрительно-тактильное, слуховое внимание и память.

2. Развивать наглядно-образное мышление и связную речь.

3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.

  • Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к играм.

2. Формировать положительную мотивацию на занятиях.

3. Развивать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни, интерес к оздоровительным мероприятиям.

Методы:

1. Игровые: мотивация, физкультминутка, дидактические игры;

2. Словесные: беседа, рассказ, объяснение;

3. Наглядные: рассматривание геометрических фигур, предметов ближайшего окружения, образца для аппликации;

Здоровье сберегающие технологии: психогимнастика (игра «Дружба), пальчиковая гимнастика, задание с кинезиологическими упражнениями («Зеркальное рисование»), гимнастика для глаз по тренажеру В. Ф. Базарного, физкультминутка.


Планируемые результаты:

1. Предметные: научится различать и называть геометрические фигуры; сравнивать геометрические фигуры с предметами похожей формы.

2. Метапредметные :

- коммуникативные - объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью уточнения знаний о названиях геометрических фигур;

- регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- познавательные – наблюдать и анализировать языковые явления, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания.

3. Личностные: формировать положительную мотивацию к повторению материала; рефлексия.


Оборудование:

Мешочек с плоскостными деревянными геометрическими фигурами большая коробка с манной крупой, дидактическая игра «Геометрические фигуры», карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал), счетные палочки, две нитки для вязания, тренажер В. Ф, Базарного, лист с изображением контура ракеты, блоки Дьенеша.

Ход занятия

Задачи

Игры

Действия дефектолога

Действия ребёнка

1. Организовать и расположить ребенка к учебной деятельности.

Организационный момент:

Игра «Дружба» (психогимнастика)


Дефектолог приветствует ребенка. Дефектолог вместе с ребенком проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие действия.

Мы шагаем дружно в ногу.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.


Сегодня мы с тобой пойдем в гости. А к кому мы пойдем, ты попробуй угадать сам.

Ребенок отвечает на приветствие, вместе с дефектологом проговаривает стихотворение и выполняет гимнастику.


2.Развитие мелкой моторики, образного мышления.

Игра «Угадай на ощупь»


Дефектолог показывает ребенку мешочек с геометрическими фигурами.

- Посмотри, какой мешочек у меня есть! Угадай что спрятано в мешочке?

- Как ты думаешь, к кому мы пойдем в гости?

- Правильно! Мы сегодня пойдем в гости к геометрическим фигурам. Давай подарим им подарок.

Ребенок должен на ощупь отгадать, что за геометрические фигуры спрятаны в мешочке и назвать их.


- Мы пойдем в гости к геометрическим фигурам.


3.Развитие зрительного восприятия, закрепление знаний названий геометрических фигур и цветов.

Основной этап:

- Игра «Выбери подарок»


Дефектолог показывает ребенку логические таблицы, в которых нужно подобрать подходящий предмет по форме и цвету.

- Давай с тобой выберем подарок! Какие геометрические фигуры нарисованы? Какие цвета здесь ты видишь?

- У каждого подарка есть свое место в окошке. Подарок должен быть похож по форме на геометрическую фигуру, и подходить по цвету.

- Молодец! Справился с заданием хорошо!

Ребенок отвечает на вопросы дефектолога.





Ребенок вставляет картинки в подходящие окошки.


4. Развитие мелкой моторики.

- Пальчиковая гимнастика


- Ты хорошо поработал, но нам нужно выполнить еще несколько заданий. Чтобы твои пальчики не устали, давай сделаем с ними зарядку.


Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5

И фигуры называть

Вот квадрат, а вот кружок

Треугольничек и ромб,

А еще прямоугольник

И не трудно сосчитать

Их по счету ровно пять.









Ребенок поочередно сгибает пальчики. Начиная с мизинца, складывает пальчики обеих рук в виде геометрических фигур.

5. Закрепление знаний об особенностях геометрических фигур, активизация связной речи, формирование способности устанавливать причинно-следственные связи.

- Работа с раздаточным материалом.


- Вот мы и пришли в гости к геометрическим фигурам. Ты им очень понравился, поэтому они хотят, чтобы ты лучше их узнал и запомнил.

Перед ребенком выкладываются карточки с изображением геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, круг, овал), счетные палочки и две нитки.

-Выложи эти геометрические фигуры из счетных палочек и ответь на вопросы:

- Сколько углов у квадрата? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры?

-Сколько углов у треугольника? Почему он так называется? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры?

-Сколько углов у прямоугольника? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры?

- Сколько углов у ромба? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры?

- А сколько углов у круга и овала? У тебя получится их выложить с помощью счетных палочек? Правильно, не получится! Из чего можно сделать круг и овал?

Ребенок называет фигуру, затем выкладывает ее из счетных палочек или ниток и отвечает на вопросы дефектолога.

6.Развитие памяти, внимания, наглядно-образного мышления, мелкой моторики. Общая релаксация организма.

Игра «Зеркальное рисование»

Дефектолог дает ребенку коробку, на дне которой насыпана манная крупа.

- А теперь давай попробуем на манке нарисовать портреты геометрических фигур обеими руками! А потом посмотрим, какой рукой получились самые красивые портреты.

Ребенок указательными пальцами обеих рук одновременно рисует по очереди каждую геометрическую фигуру (круг, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, квадрат)

7.Развитие зрительной координации, укрепление мускулатуры глаз, профилактика утомления зрительного анализатора и ухудшения зрения.

- Гимнастика для глаз.

- Наше путешествие в гости к геометрическим фигурам подходит к концу. Скоро нам придется возвращаться назад в класс. Путь будет не близкий. Для того чтобы хорошо видеть дорогу и не заблудиться, мы должны выполнить гимнастику для наших глазок. Посмотри на стену, тут тоже нарисованы геометрические фигуры. Давай посмотрим на них внимательно.

Ребенок выполняет гимнастику по тренажеру В. Ф. Базарного согласно инструкции.


8.Развитие мелкой моторики, предметно-практической деятельности, сенсорных эталонов.

-Выкладывание аппликации «Ракета» из геометрических фигур.


- Теперь нам пора возвращаться назад. А полетим мы на ракете! Только ее сначала нужно собрать. Состоит она из геометрических фигур. Их нужно правильно составить из блоков. Назови, какие геометрические фигуры ты использовал.

Ребенок сначала выкладывает геометрические фигуры на нужные места, затем с помощью блоков Дьенеша делает «Ракету».

9.Снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику, координацию движений.


Физминутка

- Мы летели на ракете долго, давай разомнем свои ручки и ножки. Повторяй за мной!

Как фигурки хороши

Так и пляшут от души

Квадраты захлопали

Круги затопали

Посмотрите треугольник

Как углами завертел.

Дефектолог показывает карточку с изображением геометрической фигуры.

- Когда увидишь:

Квадрат – похлопай в ладоши

Круг – потопай ногами

Треугольник – покружись.

Ребенок выполняет зарядку по инструкции в соответствии с текстом стихотворения.

10. Подведение итогов занятия.

Заключительный этап: подведение итогов занятия, рефлексия.

- Молодец! Мы сегодня с тобой побывали в гостях у геометрических фигур. Мы подарили им подарки, узнали много нового о них.

-Давай вспомним, чем мы сегодня занимались?

- Какое задание было самое интересное?

- Какое задание самое трудное? 

- Для тебя тоже есть подарок. Вот ракета, которую ты сделал, фигуры дарят ее тебе, чтобы смог еще раз прилететь к ним в гости!

Ребенок беседует с педагогом, отвечает на вопросы. Прощается.