СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект для учителя по теме "Мораль" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект для учителя по теме "Мораль" 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект для учителя по теме "Мораль" 10 класс»

Мораль

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Характерные черты морали:

  • Отсутствие четких границ воздействия (мораль распространяет свое влияние на самые разнообразные явления общественной жизни)

  • Мораль возникает стихийно, не существует специальных органов, которые бы контролировали создание моральных норм или их исполнение

  • Основа морали — внутренняя мотивация человека и механизмы самоконтроля.

Функции морали:

  1. Регулятивная ________________________________________________ ____________________________________________________________

  2. Ценностно-ориентационная ___________________________________ ____________________________________________________________

  3. Мотивационная _____________________________________________ ____________________________________________________________

  4. Конститувная _______________________________________________ ____________________________________________________________

  5. Координационная ____________________________________________ ____________________________________________________________

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

теологический подход – мораль дарована человеку Богом;

социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;

культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Моральные требования и представления : нормы поведения («не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).

Соотношение понятий морали и нравственности:







Мораль и право: сходства и отличия

Развитие норм морали

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества . Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!