Душевность и бездушие. 04.04.24
Цель: формировать представления воспитанников об общечеловеческой ценности ««доброта».
Задачи:
Познакомить с понятиями «душевность» и «бездушие».
Формировать осознанное стремление быть добрым.
Развивать способности осмысливать и оценивать различные ситуации.
Воспитывать внимательное отношение к окружающим.
Оборудование: словарь, презентация, пословица «Бойся равнодушных людей»; два сердца: черное, красное, два «лица»: сердитое и веселое, солнышко с лучиками, дерево душевности.
Ход занятия
Организационно-мотивационный этап.
Чтение стихотворения.
– В жизни по – разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженное солнце достать
И подарить его людям.
– О чем это стихотворение? Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (О бездушии и душевности)
– Сегодня мы с вами поговорим о душевности и бездушии. Это очень важная тема, которая необходима всем нам.
Беседа.
– Что такое душевность? А бездушие?
– А теперь послушайте, как трактуется значение в словаре Ожегова (словарь, слайд).
Душевность – полный искреннего дружелюбия, доброты. Дружелюбно расположен к кому – то.
Бездушие – без сочувственного, живого отношения к кому – либо, равнодушный к людям, бессердечный. Лишенный живого чувства.
Операционально-исполнительский этап.
Чтение и анализ рассказа.
– Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Плохо».
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо, – гневно ответила женщина.
– Еще раз скажите, как называется этот рассказ? (Плохо)
– О чем говорится в рассказе?
– И что же плохого сделали мальчики? Ведь они не напускали пса, они никого не били. (Но они ничего и не делали, они остались равнодушны. А равнодушие – это бездушие)
Беседа.
– Какого человека можно назвать душевным и бездушным?
Игра «Сопоставь».
– Давайте подберем синонимы к этим словам. Ребята называют с доски слова, а воспитатель соединяет их с понятиями.
Доброта – человечность
Благодарность – признательность
Сочувствие – сострадание
Высокомерие – надменность
Пренебрежение – презрение
Эгоизм – самолюбие
– Какие эти качества можно отнести к душевному человеку, а какие к бездушному? Почему?
Игра «Похлопай». Выполняется стоя.
– Сейчас мы с вами поиграем в игру. Если речь идет о душевности, вы хлопаете, а если о бездушии – топаете.
Покормить птиц зимой
Сломать ветку на дереве
Поймать бабочку
Покормить бездомных котов
Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки
Изрисовать в подъезде стены
Подклеить старые книжки в библиотеке
Побить младшего брата или сестру за непослушание
Уступить место пожилому человеку в транспорте
Тянуть кошку за хвост
Работа с пословицей
– Прочитайте пословицу на доске. «Бойся равнодушных людей».
– Прочитайте пословицу.
– Как вы думаете, почему равнодушных людей нужно бояться?
Игра в презентации «Раздели персонажей»
В презентации различные персонажи мультиков и сказок. Дети разделяют их на бездушных и душевных.
Гимнастика для глаз.
Дети смотрят влево-вправо, вверх-вниз, в левый угол, в правый угол, закрывают глаза, открывают.
Работа со смайликами
– Взгляните, рядом с пословицей вы видите смайлики. Чем они отличаются (разные эмоции: один недовольный, другой веселый).
– Как вы думаете, какое из двух лиц относится к бездушному человеку? (недовольное)
– Почему?
– А какое к душевному?
– Почему?
Беседа.
– Давайте назовем качества бездушного человека (злой, завистливый, черствый, бездушный, бессердечный, равнодушный).
– Хорошо ли живется такому человеку среди людей? Как вы думаете, а какого цвета сердце у этого человека? (черное)
– Естественно, орган не может быть черного цвета. Но если говорить в метафорическом смысле, то когда говорят, что у человека черное сердце – это значит, что он бездушный.
– К какому из смайликов мы прикрепим черное сердце?
– А к какому красное? А почему именно красное сердце мы прикрепили к душевному человеку?
как вы думаете, чего больше на земле, зла или добра?
– А можно ли победить зло? Как?
Дети выбегают к доске и снимают перевернутые таблички и зачитывают их
не ссориться
улыбаться тем, с кем общаешься
помогать там, где нужна помощь
понимать другого
сочувствовать
– Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек – в речку, река – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
– Как вы думаете, для чего я прикрепила на доске солнышко? (Добрый человек любит природу и сохраняет ее, любит людей и помогает им. А доброта и помощь – согревают нас как солнышко. Доброта нужна для того, чтобы всем нам легче было жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило людям радость.
– Часто ваши ссоры начинаются из-за пустяка. Случайно толкнули, задели друг друга и начинаете драться или ругаться, а ведь можно все обсудить мирным путем. Что лучше, мириться или драться?
Обсуждение фраз в презентации.
«Мое тело – моя территория, чужое тело – чужая территория. Я не имею права вторгаться на чужую территорию».
«Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа».
Рефлексивно-оценочный этап.
– Народная мудрость гласит «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и вырастил ребенка». Совершать добрые поступки – это значит приносить пользу окружающим, делать людей и себя счастливыми. Душевность – это одно из главных качеств человека. Совершая добрые дела, человек становится лучше, благороднее.
– У вас на столах есть листы. Напишите на них те добрые поступки, которые вы когда-либо совершали. Давайте приклеим их на дерево душевности.
– Я думаю, что после нашего занятия вы «пересмотрите» все свои поступки, переоцените их и по-другому будете относиться друг к другу. Я очень верю в это и надеюсь, что так и будет.