СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект экологического занятия «Весна».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Весной, на нашу планету попадает гораздо больше солнечного тепла, чем зимой. Повышается температура, это вызывает таяние снега. Этим же объясняется и то, что весной день становится гораздо длиннее, чем зимой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект экологического занятия «Весна».»

Конспект экологического занятия «Весна».

Воспитатель I кв. категории

А.С. Кабанова.


1. Оседание снега и его изменившийся цвет (снег потемнел).

- Почему снег стал ноздреватым?

Ответы детей.

Воспитатель. Днем солнышко пригревает, светит ярко, снежинки на поверхности снега тают, превращаясь в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки.

- А почему же снег темнеет?

Ответы детей.

Воспитатель. При таянии снега становятся видны пыль и грязь, которые снег вобрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой, когда снег был пушистым, его было много, грязь и пыль в нем были незаметны. Весной снег оседает, тает, а пыль и грязь словно проявляются.

Кстати, в том, что снег, несмотря на свою белоснежность, всё же очень «грязный», дети уже могли убедиться зимой. Мы приносили в группу комок только что выпавшего снега, клали его в обычную чашку с белым дном и стенками. Важно, чтобы дети видели, что чашка чистая. Когда снег, растаяв, превращался в воду, дети обнаружили, что вода эта вовсе не прозрачна, в ней есть частички грязи, песка. «Дети, стали бы вы пить такую грязную воду?» — Дружный ответ: «Нет». Этот простой опыт наглядно показывает детям, что нельзя есть снег, как они очень

любят это делать.

2. «Изменилось» солнышко: оно стало светить ярче и теплее.

Можно объяснить детям, что сейчас, весной, на нашу планету попадает гораздо больше солнечного тепла, чем зимой. Повышается температура, это вызывает таяние снега. Этим же объясняется и то, что весной день становится гораздо длиннее,

чем зимой. Очень легко привлечь внимание детей к этому факту. Я прошу вспомнить, темно или светло было на улице, когда они шли утром в детский сад зимой. Сейчас на улице уже весна. Теперь, когда они идут с родителями в сад, на улице уже гораздо светлее. Да и вечером солнце дольше не садится. Дети возвращаются домой уже не при свете фонарей, а могут наблюдать последние лучи заходящего солнца. Обращение к личному опыту детей, к тому, что им приходится переживать, даст хороший эффект в усвоении ими новых знаний.

3. В небе появляется множество кучевых облаков. Они образуются из-за обильного таяния снегов. Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в облака.

4. Изменяется поведение птиц, которые чувствуют приближение весны: вороны громко каркают, галки летают парами, выбирая места для гнезд.

5. В снегу появляются первые проталинки, па которых дети могут увидеть первую зеленую траву. Можно объяснить им, что весной появляются все условия для роста растений: влага (влажная земля), тепло и солнечный свет. (В группе с детьми проводятся наблюдения за развитием корневой системы лука, высаженного в

стеклянную банку, за набуханием почек на поставленных в воду ветках.)

6. Первые ручейки. Можно предварительно, на прогулке, обратить внимание детей на то, что вода течет с более высоких мест в более низкие, а на ровных местах образуются лужицы.

Игра «Придумай сказку»

Воспитатель выразительно рассказывает стихотворение Т. Белозерова «Подснежники».

Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники - Сиегурочкипы слезы.

Воспитатель:

Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать, о подснежниках и весне. Если бы вы делали иллюстрацию к этому стихотворению, то ч то бы вы нарисовали? Попробуйте сами придумать сказку о подснежниках, такую же ласковую, как это стихотворение.


Воспитатель читает отрывок из стихов о весне С. Маршака из сказки «Двенадцать месяцев»:

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Воспитатель задает детям вопросы:

— Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о весне?

— Как он описал снег?

— Какой снег весной?

— Какие еще приметы весны С. Маршак назвал в своем стихотворении?

— Какими словами он рассказывает о весеннем небе?

— Какие слова вам запомнились?

Воспитатель читает отрывок еще раз.

— Вы тоже уже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать. Скажите, каким бывает снег весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный, почерневший.)

— А вы обращали внимание на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит', как она называется? (Это наст.)

— А почему она появляется, как выдумаете? (Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а почыо еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.)

-— Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег!

(Повтор слов.)

— А теперь послушайте. Один раз ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали площадку от остатков снега, пускали кораблики в ручейке. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроении.

— А как еще, по-другому можно сказать о детях, какие они были?(Веселыми, радостными, довольными, смеющимися.)

— Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну — увидели, что погода испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у детей? (Плохим.)

— Как еще, по-другому можно сказать о детях? Какими они стали? (Огорченными, растерянными, недовольными, грустными. )


Воспитатель читает детям рассказ. Э.Шим «КАМЕНЬ, РУЧЕЙ, СОСУЛЬКА И СОЛНЦЕ»

Наконец-то, наконец-то выдался настоящий солнечный денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы весне радуются. Благодать в лесу! На опушке старый Камень-валун хвалится:

— Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!

— Неужели ты, дедушка? — спрашивают звери да птицы.

— Конечно, я! Вон у меня какие бока горячие... Вокруг меня снег тает, около меня травка показалась. Кабы не я, не было бы весны!

— Ах ты, старый лежебока! — кричит с поляны звонкий Ручей. — Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, меня благодарят!

— Значит, ты, Ручей, весну делаешь?

— Конечно, я! Поглядите-ка: я снег растапливаю, лед просверливаю, деревья и травы водой пою... Какая же без меня весна?

— Ай, болтун! — кричит Сосулька с еловой лапы. — Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!

— А разве ты, Сосулька, весну делаешь?

— Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить — вот вам и весна... Разве иначе весна начнется?!

Не успела сосулька договорить «Кап!» — и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось. Закатилось Солнышко, спряталось — тут и Камень остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает.

После прочтения рассказа воспитатель задает вопросы.

Работа организуется с помощью игры «Волшебные палочки».

За каждый правильный ответ, за пересказ ребенок получает палочку. Эти палочки помогут в конце занятия оценить результативность работы каждого ребенка.

— О чем говорится в этом рассказе?

— Какие приметы весны перечислил автор?

— Почему Камень считал, что весну делает он?

— А почему Ручей считал, что без него не будет весны?

— А почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?

— Кто же играет главную роль в наступлении весны?

— Что вам особенно понравилось в рассказе?

— А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно, потому что потом будете его пересказывать.

Далее работу можно построить по-разному.

1. Воспитатель предлагает нескольким детям пересказать рассказ, каждый ребенок пересказывает его индивидуально.

2. Воспитатель приглашает нескольких детей (2—3) для того, чтобы они вместе пересказали рассказ: первый начинает пересказ, второй продолжает, третий заканчивает. После этого воспитатель предлагает детям оценить пересказы их друзей.


Какое время сейчас у нас на дворе?

Правильно — ранняя весна. А кто из вас может назвать мне приметы ранней весны? Она чем-то похожа на зиму, а чем-то отличается от нее. А чем?

Воспитатель помогает детям вспомнить и назвать приметы ранней весны.

Света: Весной солнце светит ярче. Оно такое яркое, что глазам больно.

Дима: Весной снег становится другим. Он уже не такой белый, как зимой, он немного грязноватый и весь как будто в дырочках.

Воспитатель: А ты знаешь, почему на снегу образуются такие дырочки?

Дима: Знаю. Солнышко светит ярко и тепло. На поверхности снежинки тают и превращаются в капельки воды. Эти капельки воды протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу получаются такие дырочки. А скоро снег растает совсем.

Воспитатель: А какие еще приметы ранней весны можно сейчас увидеть на улице?

Женя: На краю крыш повисли сосульки. Это днем снег на крыше тает и стекает с крыши вниз, а вечером и ночью еще морозно, вот вода и превращается в лед, в ледяные сосульки.

Коля: И утром на снегу бывает твердая ледяная корка — наст. Днем снег на поверхности подтаивает, а ночью снова подмерзает, и образуется наст.

Аня: И на снегу уже можно увидеть проталинки.

Данила: И скоро будет много ручейков.

Воспитатель: Правильно, молодцы. И снег начинает таять, и проталинки образуются, и ручейки, оттого что солнышко весною светит ярче, теплее. А кто мне может сказать, почему же оно весной более теплое, чем зимой?

Юля: Потому что весной Солнце находится ближе к Земле, чем зимой, и на Землю попадает больше солнечных лучей.

Воспитатель: Правильно, умница! Точнее, Земля так повернута к Солнцу, что на нее попадает больше солнечных лучей. Ну что же, ребята, отправимся теперь в лес, посмотрим, как там хозяйничает весна.