Конспект экологического занятия «Весна».
Воспитатель I кв. категории
А.С. Кабанова.
1. Оседание снега и его изменившийся цвет (снег потемнел).
- Почему снег стал ноздреватым?
Ответы детей.
Воспитатель. Днем солнышко пригревает, светит ярко, снежинки на поверхности снега тают, превращаясь в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки.
- А почему же снег темнеет?
Ответы детей.
Воспитатель. При таянии снега становятся видны пыль и грязь, которые снег вобрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой, когда снег был пушистым, его было много, грязь и пыль в нем были незаметны. Весной снег оседает, тает, а пыль и грязь словно проявляются.
Кстати, в том, что снег, несмотря на свою белоснежность, всё же очень «грязный», дети уже могли убедиться зимой. Мы приносили в группу комок только что выпавшего снега, клали его в обычную чашку с белым дном и стенками. Важно, чтобы дети видели, что чашка чистая. Когда снег, растаяв, превращался в воду, дети обнаружили, что вода эта вовсе не прозрачна, в ней есть частички грязи, песка. «Дети, стали бы вы пить такую грязную воду?» — Дружный ответ: «Нет». Этот простой опыт наглядно показывает детям, что нельзя есть снег, как они очень
любят это делать.
2. «Изменилось» солнышко: оно стало светить ярче и теплее.
Можно объяснить детям, что сейчас, весной, на нашу планету попадает гораздо больше солнечного тепла, чем зимой. Повышается температура, это вызывает таяние снега. Этим же объясняется и то, что весной день становится гораздо длиннее,
чем зимой. Очень легко привлечь внимание детей к этому факту. Я прошу вспомнить, темно или светло было на улице, когда они шли утром в детский сад зимой. Сейчас на улице уже весна. Теперь, когда они идут с родителями в сад, на улице уже гораздо светлее. Да и вечером солнце дольше не садится. Дети возвращаются домой уже не при свете фонарей, а могут наблюдать последние лучи заходящего солнца. Обращение к личному опыту детей, к тому, что им приходится переживать, даст хороший эффект в усвоении ими новых знаний.
3. В небе появляется множество кучевых облаков. Они образуются из-за обильного таяния снегов. Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в облака.
4. Изменяется поведение птиц, которые чувствуют приближение весны: вороны громко каркают, галки летают парами, выбирая места для гнезд.
5. В снегу появляются первые проталинки, па которых дети могут увидеть первую зеленую траву. Можно объяснить им, что весной появляются все условия для роста растений: влага (влажная земля), тепло и солнечный свет. (В группе с детьми проводятся наблюдения за развитием корневой системы лука, высаженного в
стеклянную банку, за набуханием почек на поставленных в воду ветках.)
6. Первые ручейки. Можно предварительно, на прогулке, обратить внимание детей на то, что вода течет с более высоких мест в более низкие, а на ровных местах образуются лужицы.
Игра «Придумай сказку»
Воспитатель выразительно рассказывает стихотворение Т. Белозерова «Подснежники».
Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники - Сиегурочкипы слезы.
Воспитатель:
Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать, о подснежниках и весне. Если бы вы делали иллюстрацию к этому стихотворению, то ч то бы вы нарисовали? Попробуйте сами придумать сказку о подснежниках, такую же ласковую, как это стихотворение.
Воспитатель читает отрывок из стихов о весне С. Маршака из сказки «Двенадцать месяцев»:
Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Воспитатель задает детям вопросы:
— Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о весне?
— Как он описал снег?
— Какой снег весной?
— Какие еще приметы весны С. Маршак назвал в своем стихотворении?
— Какими словами он рассказывает о весеннем небе?
— Какие слова вам запомнились?
Воспитатель читает отрывок еще раз.
— Вы тоже уже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать. Скажите, каким бывает снег весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный, почерневший.)
— А вы обращали внимание на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит', как она называется? (Это наст.)
— А почему она появляется, как выдумаете? (Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а почыо еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.)
-— Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег!
(Повтор слов.)
— А теперь послушайте. Один раз ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали площадку от остатков снега, пускали кораблики в ручейке. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроении.
— А как еще, по-другому можно сказать о детях, какие они были?(Веселыми, радостными, довольными, смеющимися.)
— Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну — увидели, что погода испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у детей? (Плохим.)
— Как еще, по-другому можно сказать о детях? Какими они стали? (Огорченными, растерянными, недовольными, грустными. )
Воспитатель читает детям рассказ. Э.Шим «КАМЕНЬ, РУЧЕЙ, СОСУЛЬКА И СОЛНЦЕ»
Наконец-то, наконец-то выдался настоящий солнечный денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы весне радуются. Благодать в лесу! На опушке старый Камень-валун хвалится:
— Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
— Неужели ты, дедушка? — спрашивают звери да птицы.
— Конечно, я! Вон у меня какие бока горячие... Вокруг меня снег тает, около меня травка показалась. Кабы не я, не было бы весны!
— Ах ты, старый лежебока! — кричит с поляны звонкий Ручей. — Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, меня благодарят!
— Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
— Конечно, я! Поглядите-ка: я снег растапливаю, лед просверливаю, деревья и травы водой пою... Какая же без меня весна?
— Ай, болтун! — кричит Сосулька с еловой лапы. — Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!
— А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
— Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить — вот вам и весна... Разве иначе весна начнется?!
Не успела сосулька договорить «Кап!» — и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось. Закатилось Солнышко, спряталось — тут и Камень остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает.
После прочтения рассказа воспитатель задает вопросы.
Работа организуется с помощью игры «Волшебные палочки».
За каждый правильный ответ, за пересказ ребенок получает палочку. Эти палочки помогут в конце занятия оценить результативность работы каждого ребенка.
— О чем говорится в этом рассказе?
— Какие приметы весны перечислил автор?
— Почему Камень считал, что весну делает он?
— А почему Ручей считал, что без него не будет весны?
— А почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?
— Кто же играет главную роль в наступлении весны?
— Что вам особенно понравилось в рассказе?
— А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно, потому что потом будете его пересказывать.
Далее работу можно построить по-разному.
1. Воспитатель предлагает нескольким детям пересказать рассказ, каждый ребенок пересказывает его индивидуально.
2. Воспитатель приглашает нескольких детей (2—3) для того, чтобы они вместе пересказали рассказ: первый начинает пересказ, второй продолжает, третий заканчивает. После этого воспитатель предлагает детям оценить пересказы их друзей.
Какое время сейчас у нас на дворе?
Правильно — ранняя весна. А кто из вас может назвать мне приметы ранней весны? Она чем-то похожа на зиму, а чем-то отличается от нее. А чем?
Воспитатель помогает детям вспомнить и назвать приметы ранней весны.
Света: Весной солнце светит ярче. Оно такое яркое, что глазам больно.
Дима: Весной снег становится другим. Он уже не такой белый, как зимой, он немного грязноватый и весь как будто в дырочках.
Воспитатель: А ты знаешь, почему на снегу образуются такие дырочки?
Дима: Знаю. Солнышко светит ярко и тепло. На поверхности снежинки тают и превращаются в капельки воды. Эти капельки воды протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу получаются такие дырочки. А скоро снег растает совсем.
Воспитатель: А какие еще приметы ранней весны можно сейчас увидеть на улице?
Женя: На краю крыш повисли сосульки. Это днем снег на крыше тает и стекает с крыши вниз, а вечером и ночью еще морозно, вот вода и превращается в лед, в ледяные сосульки.
Коля: И утром на снегу бывает твердая ледяная корка — наст. Днем снег на поверхности подтаивает, а ночью снова подмерзает, и образуется наст.
Аня: И на снегу уже можно увидеть проталинки.
Данила: И скоро будет много ручейков.
Воспитатель: Правильно, молодцы. И снег начинает таять, и проталинки образуются, и ручейки, оттого что солнышко весною светит ярче, теплее. А кто мне может сказать, почему же оно весной более теплое, чем зимой?
Юля: Потому что весной Солнце находится ближе к Земле, чем зимой, и на Землю попадает больше солнечных лучей.
Воспитатель: Правильно, умница! Точнее, Земля так повернута к Солнцу, что на нее попадает больше солнечных лучей. Ну что же, ребята, отправимся теперь в лес, посмотрим, как там хозяйничает весна.