Конспект экскурсии по экологической тропе
в средней группе «Зимняя прогулка».
Задачи:
Обучающие: формировать умение замечать сезонные изменения в природе; наблюдать за тем, как идёт снег, отметить его свойства (пушистый, белый, лёгкий; идёт хлопьями или отдельными снежинками; тихо кружится в воздухе и ложится на землю, деревья, кусты… Снег, словно пушистое одеяло, укрывает землю); вызвать радость открытий, полученных из опытов. Развивающие: развитие мышления, интереса к зимним явлениям неживой природы и наблюдательности.
Воспитывающие: воспитывать эстетическое отношение к красоте природы.
Методические приемы: Беседа с детьми по вопросам; чтение стихов русских поэтов; загадывание загадок; рассматривание снежинок через лупу; опыты со снегом; измерение глубины снежного покрова снегомером; игра «Следопыты».
Предварительная работа: Чтение стихов: «Снег» М. Бромлей, «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идёт» М. Познанской; чтение рассказа В. Архангельской «Летят снежинки-пушинки», игры со снегом, рассматривание снежинок; печатание следов; рассматривание иллюстраций с изображением снежинок; опытническая работа.
Материал. Лупа, снегомер.
Ход наблюдения:
Беседа воспитателя с детьми по вопросам.
Цель: Посмотрите вокруг и послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Как вы думаете, подходит ли это стихотворение к тому пейзажу, который мы сейчас видим? Почему?
Ответы детей.
Вос-ль: - Давайте полюбуемся. Мы сейчас пройдём на свой участок, и вы обратите внимание на то, как снег украсил его, как плавно и легко падают снежинки.
Делаем первую остановку около наших яблонь.
Вос-ль: - Нравится ли вам наш участок в зимнем наряде?
Закройте глаза и послушайте, как падает снег. Как это происходит?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает понаблюдать за снежинками. Показать, как они кружатся.
- А теперь носом вдохните воздух. Легко дышится? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель делает вывод, что снег очищает воздух от пыли, грязи.
- Что можно сказать про воздух?
Дети: он чистый, полезный для дыхания.
Вос-ль: - Где лежит снег?
Дети: - везде, он лежит кругом.
- Его много.
Вос-ль: - Он как пуховое одеяло накрыл всю землю. Какого он цвета?
Дети:- Белого.
Вос-ль:- На что похож?
Д.: - На молоко, на сахар, белую краску.
Воспитатель предлагает детям взять снег в руку.
- Какой он на ощупь?
Д.: - Холодный, скрипучий, мягкий и т.д.
Воспитатель загадывает загадки про снег.
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь – ручеёк.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькой он чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
(Снежинка)
Воспитатель предлагает поймать снежинку на варежку, взять лупу и рассмотреть её. Какая она?
Ответы детей: узорная, у неё есть лучики, белая и т.д.
- Кто хочет прочитать отрывок из стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»?
Светлопушистая, снежинка белая
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой бурною легко проносится –
Не в высь лазурную –
На землю просится…
Но вот кончается дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Воспитатель подчеркивает, как красиво поэт называет снежинку – звезда кристальная!
Предлагает снять варежку и поймать снежинку на ладонь. Что у вас на ладони? Что произошло со снежинкой? Почему?
Ответы детей: растаяла, ладонь тёплая, снег от тепла тает.
- Мы возьмём снег в группу и посмотрим что с ним произойдёт;
- Как вы думаете: много снега выпало или мало? Что нам поможет измерить глубину снежного покрова?
- Снегомер.
- Давайте произведём измерения в разных местах. Почему здесь снега меньше, а здесь больше?
Снег очень полезен. Он укрывает землю, как одеяло, и согревает всё, что на ней растёт. Что остаётся под снежным покрывалом?
- Трава, кусты, корни деревьев и т.д.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Следопыты». По следам определить, кто здесь прошёл, чьи следы видны: - человека, птицы, животных. Печатание следов детьми.
Литература.
«Дошкольное воспитание» №3 – 2004г.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Просвещение. М., 1999г.
4