Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»
Цель: дифференциация звуков Р и Л
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;
понимание предложно-падежных конструкций;
Коррекционно-развивающие:
развитие внимания, мышления, памяти;
закрепление умения согласовывать слова в предложении;
развитие словесно-логического мышления;
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие навыка звукового и слогового анализа и синтеза.
Воспитательные:
воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;
формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
формировать навыки самоконтроля.
Оборудование:
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. Но перед началом нашей прогулки давайте выполним артикуляционную гимнастку: улыбочка – трубочка – лошадка – грибок – гармошка – маляр – мотор.
Логопед: Теперь можно отправляться в путь. Ребята, на этой необычной улице, по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.
Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.
Дети: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.
Логопед: Какой первый звук во всех названных словах?
Дети: Звук Л.
Логопед: Правильно, а теперь, посмотрите:
Дети: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.
Логопед: Какой первый звук во всех этих словах?
Дети: Звук Р.
Логопед: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?
Дети: звуки Р и Л.
2. Основная часть
Логопед: Звук Л – гласный или согласный?
Дети: Звук согласный, мы его не можем пропеть.
Логопед: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?
Дети: Язычок упирается в верхние зубы.
Логопед: а звук Р? Гласный или согласный звук?
Дети: согласный
Логопед: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?
Дети: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.
Логопед: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?
Дети: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.
Логопед: Молодцы! В путь! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем?
Дети: да.
Первая лужица: игра «Поймай звук».
Логопед: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:
С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л
Перепрыгивайте.
Вторая лужица: игра «Поймай слог».
Логопед: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.
ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ
Перепрыгивайте.
Третья лужица: игра «Договори словечко»
Логопед: Добавьте в конце слова звук Р или Л.
Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…
Перепрыгивайте.
Четвертая лужица: игра «Доскажи слог».
Логопед: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.
В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...
Перепрыгиваем!
Пятая последняя лужица: Игра «Новое слово».
Логопед: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.
Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука
Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко
Перепрыгивайте.
Логопед: Ребята, давайте немного отдохнем?
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на мысочки встать.
Логопед: Пойдемте дальше. Смотрите, мы гуляли по улице и пришли на городской вокзал. Вот и поезд стоит. У него 3 вагончика. Мы должны с вами отгадать загадки и размесить в вагончиках картинки-слова.
В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.
Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.
В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.
Разместим картинки правильно.
Логопед: Это чей тоскливый вой часто слышится зимой?
Дети: волк.
Логопед: в слове «волк» звук Л где находится?
Дети: в середине.
Логопед: Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом.
Дети: Лопата.
Логопед: Где находится звук Л?
Дети: в начале.
Логопед: Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»?
Дети: Дятел.
Логопед: где находится звук?
Дети: в конце.
Логопед: Блещет в речке чистой спинкой серебристой.
Дети: Рыба. Звук Р стоит в начале слова.
Логопед: Без рук, без ног ползет.
Дети: Червяк. Звук Р – в середине слова.
Логопед: Молодцы ребята, наш поезд отправляется. Мы приехали к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.
Ватрушка съела старушку.
Рубашка стирает Рому.
Стол поставили на лампу.
На белке сидит ёлка.
Бревно ползет по муравью.
3.Итог занятия.
Логопед: Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили? Какие задания вам понравились? А может быть что-то вызвало трудности?
Дети: отвечают на вопрос.
В конце занятия детям раздаются наклейки.