Конспект логопедического занятия
Дифференциация звуков ч – щ
Занятие 1
Цели:
Уточнить артикуляцию звуков, выделяя сходство и различие.
Добиваться четкой дифференциации звуков на основе опоры на звуковые символы.
Развивать фонематический слух.
Развивать зрительное и слуховое внимание.
Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
Обучать навыкам словообразования и словоизменения.
Расширять активный словарный запас.
Оборудование: проектор, компьютер, инд. зеркала, карточки – символы, схемы звуков.
Программное обеспечение: презентация, составленная в программе Power Рoint (Презентация 1);
План занятия.
Орг. момент.
Дифференциация изолированных звуков и букв.
Дифференциация в слогах.
Физкультминутка.
Дифференциация в словах.
Словообразование.
Словоизменение.
Оценка деятельности детей.
Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент. (Слайд 2)
Мы должны научиться:
– слышать и различать близкие по произношению согласные Ч и Щ;
– четко произносить близкие по артикуляции согласные Ч и Щ;
– читать слоги и слова с буквами Ч и Щ;
– правильно изменять слова.
II. Дифференциация изолированных звуков и букв.
1. – Ребята, услышав звук [Ч], хлопните в ладоши: Ш, Ч, Ж, Щ, Ч, Ч, Ш, Ж, Ч, Щ.
2. – Ребята, когда мы можем услышать звук [Щ] на улице? (Слайд 3)
– Дворник подметает двор метлой и слышится звук [Щ–Щ].
3. – Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Щ]? (Слайд 4)
Губы выдвинуты вперед и округлены;
язык в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;
струя теплого воздуха плавно идет посредине языка;
звук всегда произносится мягко;
голосовые связки не работают, звук глухой.
– А теперь вы расскажите, как мы произносим звук Щ.
Ученик с опорой на символы рассказывает уклад органов артикуляции при звуке Щ.
(Слайд 5)
4. – Ребята, когда мы можем услышать звук [Ч] на улице? (Слайд 6)
– Кузнечик стрекочет: [Ч, Ч, Ч]
5. – Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Ч]? (Слайд 7)
Губы выдвинуты вперед и округлены;
В работе языка различают два момента: 1) кончик языка смыкается с верхними резцами (у их корней);
2) язык отходит немного назад и в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;
струя теплого воздуха толчкообразно выходит изо рта;
звук всегда произносится мягко;
голосовые связки не работают, звук глухой.
– А теперь вы расскажите, как мы произносим звук [Ч].
Ученик с опорой на символы рассказывает уклад органов артикуляции при звуке [Ч].
(Слайд 8)
6. – В чем сходство и различие укладов артикуляции звуков [Щ] и [Ч]?
Ученик с опорой на символы называет сходство и различие укладов артикуляции звуков [Щ] и [Ч]. (Слайд 9)
– Одинаковое положение губ, язык в верхнем положении, теплый воздух выходит изо рта, оба звука всегда мягкие, глухие.
По-разному выходит воздух изо рта: при звуке [Щ] – плавно, при звуке [Ч] –толчкообразно.
7. Сравнение букв. (Слайды 10, 12)
8. Сравнение характеристик звуков. (Слайды 11, 13)
III. Дифференциация в слогах.
Чтение слогов:
а) обратных (Слайд 14)
б) прямых (Слайды 15, 16)
в) в середине слогов (Слайд 17)
IV. Физкультминутка.
(Слайд 18) “Матрешки”.
V. Дифференциация в словах.
1. Определение места звука [Щ] в словах: щетка, лещ, щенок, ящик.

2. Определение места звука [Ч] в словах: мяч, девочка, перчатки, чашка.

VI. Словообразование.
Игра “ Большой – маленький”.
Щенок – щеночек, ящик – ящичек, щетка – щеточка, щука – щучка.
(Слайды 21, 22, 23, 24)
VII. Словоизменение.
Игра “Один – много”
Волчонок – волчата, щучка – щучки.
(Слайды 25, 26)
VIII. Оценка деятельности детей. (Слайд 27)
– Внимательно следите за полетом пчелы, мысленно соедините буквы. Какое слово получилось? Да, вы сегодня умнички, потому что хорошо работали все занятие, правильно выполняли все задания.
IX. Подведение итогов. (Слайды 28, 29)
Чему мы учились на уроке?
Какое задание было самым сложным?
Нарисуй свое настроение.