СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Функциональные разновидности языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Функциональные разновидности языка" (с применением технологии дифференцированного обучения)

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Функциональные разновидности языка"»


Конспект урока

(с применением технологии дифференцированного обучения)

Предмет: русский язык

Класс: 8

УМК: под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова.

Дата:

Урок №: 11

Раздел №4: «Функциональные разновидности языка»

Урок в разделе № 1

Тема: «Понятие о функциональных разновидностях языка»

Цель: Расширить и углубить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка. 

Задачи:

Образовательные:

Формировать понятие о функциональных разновидностях языка.

Развивающие:

Обогащать словарный запас учащихся;

Повышать творческую активность учащихся;

Совершенствовать грамматический строй речи, чуткость и внимательность к слову.

Воспитательные:

Прививать любовь к слову, интерес к русскому языку; культуру устной и письменной речи.



С помощью дифференцированных форм учебной деятельности реализуются следующие задачи:

Для первой и второй группы:

  • Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.

  • Развитие устойчивого интереса к предмету.

  • Развитие умения самостоятельно работать с учебной, методической и научной литературой.

  • Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Для третьей группы

  • Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы.

  • Развитие и закрепление интереса к русскому языку.

  • Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над заданиями.

  • Доведение обучающихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.



Тип урока: «открытия» нового знания.

Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная.

Технология дифференцированного обучения

Оборудование:

Компьютер, проектор

Презентация Power Point

Раздаточный материал







Ход урока



1.На всех этапах урока отрабатывается орфография, пунктуация, речь. 2. Перед каждым заданием четко ставится цель и затем подводится итог.

  1. Организационный момент – 1 мин. Разделение обучающихся на группы (1 группа – обучающиеся с высокой успеваемостью, 2 группа – обучающиеся со средними учебными возможностями, 3 группа – обучающиеся с пониженной успеваемостью).

  2. Совместная постановка цели, задач урока (весь класс). Мотивирующий этап. 2 мин.

(Запись темы в тетради)

  1. Разминка (словарная работа с использованием индивидуальных карточек) 3 мин., (весь класс) Каждый обучающийся получает карточку со словом и находит определение слова в словаре (язык, стиль, функция, текст, речь).

  2. Дифференцированное повторение необходимого материала (организация разноуровневого повторения для каждой группы) – 7 мин., (1,2,3 группы) А). Проверка домашнего задания (Составление опорного конспекта по теме «Функциональные разновидности русского языка») Б). Опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением. 1.Опрос: (первыми отвечают обучающиеся 2 и 3 группы, пользуясь своими конспектами (подготовленными дома), а сильные дети (3 группа) исправляют и дополняют ответы, восстанавливая знания в памяти). (Обучающимся, которые не приготовили дома опорный конспект, выдаётся теоретический материал; текст в приложении). 1.Что такое язык? 2.Перечислите основные функции языка. 3. Что вы знаете о функциональных разновидностях русского языка? Перечислите их. (Обучающиеся 2,3 группы при ответе могут использовать таблицу №1 «Функциональные разновидности языка» в учебнике на стр. 276). 4.Составление таблицы (кластера) – перечислить функциональные разновидности языка (запись основных понятий): Обучающиеся 1 группы самостоятельно составляют кластер; Обучающиеся 2 группы получают схему кластера и самостоятельно его заполняют; Обучающиеся 3 группы получают схему кластера и слова, которые они должны разместить по ячейкам кластера. (Слова: функциональные разновидности языка, Разговорная речь, язык художественной литературы, функциональные стили, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Ученик из сильной группы изображает кластер на доске:

5..Назовите, чем различаются функциональные разновидности языка и стили речи.

5. Открытие нового знания (совместное объяснение нового материала с опорой на повторение) – 7 мин., (весь класс; 1,2,3 группы) А). Проблемная ситуация Создание проблемной ситуации (работа с раздаточным материалом в группах): каждая группа получает тексты (1 группа – 3 текста, 2 группа – 2 текста, 1 группа – 1 текст; тексты взяты из учебника стр.32, упр.57).

Задание: необходимо определить принадлежность каждого речевого отрывка к той или иной функциональной разновидности языка, стилю речи. Обосновать свою точку зрения.

  1. При обнаружении полиграфического брака в купленной книге покупатель имеет право обменять данный экземпляр в магазине (независимо от времени его покупки). В случае отсутствия исправного экземпляра для замены магазин обязан возместить покупателю номинальную стоимость покупки.

  2. Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. Леса тонули уже в несметных цветах, в высоких травах, и звучная глубина их звала в свои зелёные недра соловьями и кукушками.

  3. Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса и является мощным средством освоения действительности. Но такое исследование остаётся спародическим, неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию.

  4. На дом задали такую скверную задачу, что я никак не могу сообразить, как её решить. Сижу целый час, парюсь, пялю глаза в задачник, аж мозги шевелятся! И, представляешь,- ничегошеньки! Но я по-любому решу её!

  5. Кто не хочет быть здоровым?! Никогда не болеть. Быть всегда в отличной спортивной форме. Выносить тяжёлые нагрузки в трудные минуты… Но есть только одно но. Чтобы быть здоровым, надо не только хотеть. Нужно научиться заботиться о своём здоровье. Каждую минуту. Каждый день. Глубоко и серьёзно.

Ребята, сможем ли мы сейчас, без дополнительного теоретического материала, выполнить данное задание? (Нет) Что осложняет выполнение данного задания? (Нехватка знаний)

Б). Составление алгоритма действий (Практическая работа с новым материалом и обобщение ранее полученных знаний)

Задание: 3 группа: Прочитать теоретический материал, подготовиться к пересказу; 2 группа: Прочитать теоретический материал, заполнить 2 графы таблицы (разговорная речь, язык художественной литературы); 3 группа: Прочитать теоретический материал и заполнить 3 графы таблицы (функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический).


Функциональные разновидности языка

Цели общения

Сфера применения

Типичные языковые средства

Разговорная речь





Язык художественной литературы





Научный стиль





Официально-деловой стиль





Публицистический стиль







Функциональные разновидности языка

Разговорная речь

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной, так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг. ”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность (например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький... Язык художественной литературы

Язык художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля. Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля, вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная (термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения. Официально-деловой стиль

Основная функция официально-делового стиля – точная передача деловой информации. Данный стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации), выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает его со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: атмосфера, деликатничать...

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

В). Анализ опорной схемы 1.Сверка по эталону 2. Обсуждение


Эталон

Функциональные разновидности языка

Цели общения

Сфера применения

Типичные языковые средства

Разговорная речь


Общение

Неофициальная обстановка

(быт, семейные, дружеские отношения)

Непринуждённость, эмоциональная, выразительная лексика, отсутствие строгой логичности.

Язык художественной литературы


Создать образ

(воздействовать на читателя, информировать его о чём-либо)

Официальная обстановка

(рассказы, повести, романы, стихотворения и т.п., отдельные зарисовки)

Образность, выразительность, эмоциональностью, оценочный характер речи.

Научный стиль


Сообщение

(объяснить)

Официальная обстановка

(наука и техника, учебный процесс)

Точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Официально-деловой стиль


Сообщение

(проинструктировать)

Официальная обстановка

(для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.)


Официальность, строгая точность, отсутствует лексика ограниченного употребления и эмоционально-окрашенная лексика, используется строгий порядок слов в предложении.

Публицистический стиль


Воздействие

(убеждать)

Официальная обстановка

(общественная жизнь, политика, средства массовой информации)

Строгая логичность изложения, точность фактов, эмоциональность.

  1. Дифференцированное закрепление - 5 мин., (весь класс; 1,2,3 группы) А). Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, тренировочные примеры. Возвращаемся к заданию. -Теперь мы имеем знания, необходимые для выполнения задания? (Да)

1.Первый текст разбираем вместе: 1 ученик у доски, остальные в тетрадях, рассуждая по схеме-опоре, а также пользуясь теоретическим материалом учебника (стр.276). Б). Повторное объяснение материала для 3 группы.

  1. Закрепление нового материала – 8 мин., (1,2,3 группы) А). Закрепительные упражнения (проверка работы каждой группы с участием остальных)

Далее работаем с оставшимися текстами самостоятельно, а затем работы каждой группы проверяются с участием всех обучающихся (1 группа выполняет – 3 текста, 2 группа – 2 текста, 1 группа – 1 текст). Б). Индивидуальная работа учителя с учащимися 3 группы.

  1. Итоговый контроль по теме (общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа) – 8 мин., (весь класс).

  2. Рефлексия. Организация проверки выполнения задания – 2 мин., (весь класс): 1 группа – самопроверка, 2 группа – взаимопроверка по эталону, 3 группа – проверка учителем.

2.Подведение итогов.

  1. Дифференцированное домашнее задание – 3 мин., (1,2,3 группы)

1 группа: Выполнить упражнение 62, стр.34 (учебник): выразительно прочитать три текста; определить функциональную разновидность языка, стиль речи; обосновать свою точку зрения.

2 группа: Подобрать текст на каждый стиль речи и вид функциональной разновидности языка из художественной, научной литературы, газет и т.п. Обосновать свою точку зрения.

3 группа: Подготовить (составить самостоятельно) 3 текста о сегодняшней погоде: в 1 тексте использовать официально - деловой стиль, во 2 – научный, в 3 – язык художественной литературы. Назвать сферу общения, характерную для каждого из трех подготовленных вами текстов.

Подготовить сообщение по теме «Разговорная речь», используя дополнительные источники литературы.

Дополнительное задание (весь класс) по желанию:  К каким функциональным разновидностям языка, по вашему мнению, относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу. Чтобы уточнить определение жанров речи, воспользуйтесь толковым словарем русского языка.

Научный

Публицистический

Официально-деловой

Разговорный

Художественный

Тезисы

Очерк

Протокол

Реплика

Повесть

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, сказка, статья.

Заключение.
Благодаря разносторонней работе учителя и обучающихся на уроке данная тема изучается легко, студенты приобретают навыки и умения, развивают разные виды своей компетентности и благодаря дифференциации заданий каждый из них имеет возможность реализовать свои способности.


Список литературы

Для учащихся:

  1. Львова С.И. Русский язык. 8 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. – 8-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2014.

  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2014.

  3. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2014.

  4. Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012.

Для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской – М.: Дрофа, 2014

  2. Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской. I ,II полугодие  / сост. О.А.Финтисова – Волгоград: Учитель, 2014

  3. Н.М.Кабанова Тесты. Русский язык. 8 класс. Учебно-методическое пособие для учителей и учеников. – М.: Центр тестирования МО РФ,2006

  4. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014.

  5. Парфенова Е.Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. «Русский язык в школе», 2005, № 3.


  1. Зарубина Л.И. Технология работы учителя-словесника в условиях дифференцированного обучения//Вопросы технологии профессиональной деятельности: Сборник статей. Белгород: Белгородский университет,1995


Выписка из рабочей программы:


Раздел: Функциональные разновидности русского 17 ч.

Урок № п/п.


11

Урок в разделе Тема:


1. Понятие о функциональных разновидностях русского языка.

Кол-во часов

1

12-13

2-3.Разговорная речь.

2

14

4.Контрольная работа №2 (Подробное изложение текста, включающего разное типы речи)

1

15-17

5-6.Официально-деловой стиль речи.

3

18

7.Р.Р. Обучающее сжатое изложение

1

19

8.Научный стиль речи.

1

20-22

9-11.Публицистический стиль речи.

3

23

12.РР Высказывание на лингвистическую или морально-этическую тему

1

24-25

13-15.Язык художественной литературы.

2

26

16.Повторение по разделу «Функциональные разновидности языка»

1

27

17.Контрольная работа №3(зачёт по разделу «Функциональные разновидности русского языка»)

1



Приложение

Теоретический материал для обучающихся, не приготовивших опорный конспект

Язык – важнейшее средство общения, которое объединяет людей, регулирует их взаимоотношения, даёт возможность человеку активно участвовать в жизни общества, проявлять свои лучшие качества.

Роль языка в жизни каждого человека и в жизни общества в целом очень велика и многообразна.

Функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.).

К функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический. Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств, для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.

Функциональные разновидности языка и стили речи различаются:

  1. целями использования

  2. условиями применения

  3. типичными языковыми средствами.


Разговорную речь можно услышать в быту при неофициальных отношениях между говорящими. В ней широко употребляется разговорная лексика. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Преобладают простые предложения, часто употребляются вопросительные и восклицательные предложения.

Образцы научного стиля вы найдете в любых школьных учебниках и справочных пособиях. Эти тексты отличаются подчёркнутой логичностью, смысловой точностью. В них используются научные термины, вводные слова, которые помогают подчеркнуть логику развития мысли.

Официально-деловой стиль речи используется при написании различных постановлений, указов, законов, деловых документов (заявлений, расписок и т.п.). Точность, логичность, подчёркнутая официальность и стандартность – основные признаки этого стиля. Образцы деловой речи можно также найти в школьных учебниках (разнообразные памятки и инструкции).

Образцами публицистического стиля речи являются статьи популярных журналов и газет, выступления ораторов на общественно-политические темы. Как правило, в публицистических произведениях содержится не только информация о чём-то, но и призыв к чему-либо.

Основная особенность языка художественной литературы заключается в воздействии на чувства читателя. Для этого широко применяются изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты и др. Писатели в своих произведениях используют всё многообразие языковых средств, которые характерны и для других функциональных разновидностей, например, для разговорной речи.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!