Конспект урока
(с применением технологии дифференцированного обучения)
Предмет: русский язык
Класс: 8
УМК: под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова.
Дата:
Урок №: 11
Раздел №4: «Функциональные разновидности языка»
Урок в разделе № 1
Тема: «Понятие о функциональных разновидностях языка»
Цель: Расширить и углубить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка.
Задачи:
Образовательные:
Формировать понятие о функциональных разновидностях языка.
Развивающие:
Обогащать словарный запас учащихся;
Повышать творческую активность учащихся;
Совершенствовать грамматический строй речи, чуткость и внимательность к слову.
Воспитательные:
Прививать любовь к слову, интерес к русскому языку; культуру устной и письменной речи.
С помощью дифференцированных форм учебной деятельности реализуются следующие задачи:
Для первой и второй группы:
Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.
Развитие устойчивого интереса к предмету.
Развитие умения самостоятельно работать с учебной, методической и научной литературой.
Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Для третьей группы
Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы.
Развитие и закрепление интереса к русскому языку.
Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над заданиями.
Доведение обучающихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Технология дифференцированного обучения
Оборудование:
Компьютер, проектор
Презентация Power Point
Раздаточный материал
Ход урока
1.На всех этапах урока отрабатывается орфография, пунктуация, речь. 2. Перед каждым заданием четко ставится цель и затем подводится итог.
Организационный момент – 1 мин. Разделение обучающихся на группы (1 группа – обучающиеся с высокой успеваемостью, 2 группа – обучающиеся со средними учебными возможностями, 3 группа – обучающиеся с пониженной успеваемостью).
Совместная постановка цели, задач урока (весь класс). Мотивирующий этап. 2 мин.
(Запись темы в тетради)
Разминка (словарная работа с использованием индивидуальных карточек) 3 мин., (весь класс) Каждый обучающийся получает карточку со словом и находит определение слова в словаре (язык, стиль, функция, текст, речь).
Дифференцированное повторение необходимого материала (организация разноуровневого повторения для каждой группы) – 7 мин., (1,2,3 группы) А). Проверка домашнего задания (Составление опорного конспекта по теме «Функциональные разновидности русского языка») Б). Опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением. 1.Опрос: (первыми отвечают обучающиеся 2 и 3 группы, пользуясь своими конспектами (подготовленными дома), а сильные дети (3 группа) исправляют и дополняют ответы, восстанавливая знания в памяти). (Обучающимся, которые не приготовили дома опорный конспект, выдаётся теоретический материал; текст в приложении). 1.Что такое язык? 2.Перечислите основные функции языка. 3. Что вы знаете о функциональных разновидностях русского языка? Перечислите их. (Обучающиеся 2,3 группы при ответе могут использовать таблицу №1 «Функциональные разновидности языка» в учебнике на стр. 276). 4.Составление таблицы (кластера) – перечислить функциональные разновидности языка (запись основных понятий): Обучающиеся 1 группы самостоятельно составляют кластер; Обучающиеся 2 группы получают схему кластера и самостоятельно его заполняют; Обучающиеся 3 группы получают схему кластера и слова, которые они должны разместить по ячейкам кластера. (Слова: функциональные разновидности языка, Разговорная речь, язык художественной литературы, функциональные стили, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Ученик из сильной группы изображает кластер на доске:
5..Назовите, чем различаются функциональные разновидности языка и стили речи.
5. Открытие нового знания (совместное объяснение нового материала с опорой на повторение) – 7 мин., (весь класс; 1,2,3 группы) А). Проблемная ситуация Создание проблемной ситуации (работа с раздаточным материалом в группах): каждая группа получает тексты (1 группа – 3 текста, 2 группа – 2 текста, 1 группа – 1 текст; тексты взяты из учебника стр.32, упр.57).
Задание: необходимо определить принадлежность каждого речевого отрывка к той или иной функциональной разновидности языка, стилю речи. Обосновать свою точку зрения.
При обнаружении полиграфического брака в купленной книге покупатель имеет право обменять данный экземпляр в магазине (независимо от времени его покупки). В случае отсутствия исправного экземпляра для замены магазин обязан возместить покупателю номинальную стоимость покупки.
Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. Леса тонули уже в несметных цветах, в высоких травах, и звучная глубина их звала в свои зелёные недра соловьями и кукушками.
Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса и является мощным средством освоения действительности. Но такое исследование остаётся спародическим, неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию.
На дом задали такую скверную задачу, что я никак не могу сообразить, как её решить. Сижу целый час, парюсь, пялю глаза в задачник, аж мозги шевелятся! И, представляешь,- ничегошеньки! Но я по-любому решу её!
Кто не хочет быть здоровым?! Никогда не болеть. Быть всегда в отличной спортивной форме. Выносить тяжёлые нагрузки в трудные минуты… Но есть только одно но. Чтобы быть здоровым, надо не только хотеть. Нужно научиться заботиться о своём здоровье. Каждую минуту. Каждый день. Глубоко и серьёзно.
Ребята, сможем ли мы сейчас, без дополнительного теоретического материала, выполнить данное задание? (Нет) Что осложняет выполнение данного задания? (Нехватка знаний)
Б). Составление алгоритма действий (Практическая работа с новым материалом и обобщение ранее полученных знаний)
Задание: 3 группа: Прочитать теоретический материал, подготовиться к пересказу; 2 группа: Прочитать теоретический материал, заполнить 2 графы таблицы (разговорная речь, язык художественной литературы); 3 группа: Прочитать теоретический материал и заполнить 3 графы таблицы (функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический).
Функциональные разновидности языка | Цели общения | Сфера применения | Типичные языковые средства |
Разговорная речь | | | |
Язык художественной литературы | | | |
Научный стиль | | | |
Официально-деловой стиль | | | |
Публицистический стиль | | | |
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь
Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной, так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг. ”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность (например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький... Язык художественной литературы
Язык художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля. Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля, вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная (термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения. Официально-деловой стиль
Основная функция официально-делового стиля – точная передача деловой информации. Данный стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.
Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации), выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает его со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: атмосфера, деликатничать...
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
В). Анализ опорной схемы 1.Сверка по эталону 2. Обсуждение
Эталон
Функциональные разновидности языка | Цели общения | Сфера применения | Типичные языковые средства |
Разговорная речь | Общение | Неофициальная обстановка (быт, семейные, дружеские отношения) | Непринуждённость, эмоциональная, выразительная лексика, отсутствие строгой логичности. |
Язык художественной литературы | Создать образ (воздействовать на читателя, информировать его о чём-либо) | Официальная обстановка (рассказы, повести, романы, стихотворения и т.п., отдельные зарисовки) | Образность, выразительность, эмоциональностью, оценочный характер речи. |
Научный стиль | Сообщение (объяснить) | Официальная обстановка (наука и техника, учебный процесс) | Точность, строгая логичность, чёткость изложения. |
Официально-деловой стиль | Сообщение (проинструктировать) | Официальная обстановка (для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.) | Официальность, строгая точность, отсутствует лексика ограниченного употребления и эмоционально-окрашенная лексика, используется строгий порядок слов в предложении. |
Публицистический стиль | Воздействие (убеждать) | Официальная обстановка (общественная жизнь, политика, средства массовой информации) | Строгая логичность изложения, точность фактов, эмоциональность. |
Дифференцированное закрепление - 5 мин., (весь класс; 1,2,3 группы) А). Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, тренировочные примеры. Возвращаемся к заданию. -Теперь мы имеем знания, необходимые для выполнения задания? (Да)
1.Первый текст разбираем вместе: 1 ученик у доски, остальные в тетрадях, рассуждая по схеме-опоре, а также пользуясь теоретическим материалом учебника (стр.276). Б). Повторное объяснение материала для 3 группы.
Закрепление нового материала – 8 мин., (1,2,3 группы) А). Закрепительные упражнения (проверка работы каждой группы с участием остальных)
Далее работаем с оставшимися текстами самостоятельно, а затем работы каждой группы проверяются с участием всех обучающихся (1 группа выполняет – 3 текста, 2 группа – 2 текста, 1 группа – 1 текст). Б). Индивидуальная работа учителя с учащимися 3 группы.
Итоговый контроль по теме (общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа) – 8 мин., (весь класс).
Рефлексия. Организация проверки выполнения задания – 2 мин., (весь класс): 1 группа – самопроверка, 2 группа – взаимопроверка по эталону, 3 группа – проверка учителем.
2.Подведение итогов.
Дифференцированное домашнее задание – 3 мин., (1,2,3 группы)
1 группа: Выполнить упражнение 62, стр.34 (учебник): выразительно прочитать три текста; определить функциональную разновидность языка, стиль речи; обосновать свою точку зрения.
2 группа: Подобрать текст на каждый стиль речи и вид функциональной разновидности языка из художественной, научной литературы, газет и т.п. Обосновать свою точку зрения.
3 группа: Подготовить (составить самостоятельно) 3 текста о сегодняшней погоде: в 1 тексте использовать официально - деловой стиль, во 2 – научный, в 3 – язык художественной литературы. Назвать сферу общения, характерную для каждого из трех подготовленных вами текстов.
Подготовить сообщение по теме «Разговорная речь», используя дополнительные источники литературы.
Дополнительное задание (весь класс) по желанию: К каким функциональным разновидностям языка, по вашему мнению, относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу. Чтобы уточнить определение жанров речи, воспользуйтесь толковым словарем русского языка.
Научный | Публицистический | Официально-деловой | Разговорный | Художественный |
Тезисы | Очерк | Протокол | Реплика | Повесть |
Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, сказка, статья.
Заключение.
Благодаря разносторонней работе учителя и обучающихся на уроке данная тема изучается легко, студенты приобретают навыки и умения, развивают разные виды своей компетентности и благодаря дифференциации заданий каждый из них имеет возможность реализовать свои способности.
Список литературы
Для учащихся:
Львова С.И. Русский язык. 8 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. – 8-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2014.
Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2014.
Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2014.
Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012.
Для учителя:
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской – М.: Дрофа, 2014
Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской. I ,II полугодие / сост. О.А.Финтисова – Волгоград: Учитель, 2014
Н.М.Кабанова Тесты. Русский язык. 8 класс. Учебно-методическое пособие для учителей и учеников. – М.: Центр тестирования МО РФ,2006
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014.
Парфенова Е.Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. «Русский язык в школе», 2005, № 3.
Зарубина Л.И. Технология работы учителя-словесника в условиях дифференцированного обучения//Вопросы технологии профессиональной деятельности: Сборник статей. Белгород: Белгородский университет,1995
Выписка из рабочей программы:
Раздел: Функциональные разновидности русского 17 ч. |
Урок № п/п. 11 | Урок в разделе Тема: 1. Понятие о функциональных разновидностях русского языка. | Кол-во часов 1 |
12-13 | 2-3.Разговорная речь. | 2 |
14 | 4.Контрольная работа №2 (Подробное изложение текста, включающего разное типы речи) | 1 |
15-17 | 5-6.Официально-деловой стиль речи. | 3 |
18 | 7.Р.Р. Обучающее сжатое изложение | 1 |
19 | 8.Научный стиль речи. | 1 |
20-22 | 9-11.Публицистический стиль речи. | 3 |
23 | 12.РР Высказывание на лингвистическую или морально-этическую тему | 1 |
24-25 | 13-15.Язык художественной литературы. | 2 |
26 | 16.Повторение по разделу «Функциональные разновидности языка» | 1 |
27 | 17.Контрольная работа №3(зачёт по разделу «Функциональные разновидности русского языка») | 1 |
Приложение
Теоретический материал для обучающихся, не приготовивших опорный конспект
Язык – важнейшее средство общения, которое объединяет людей, регулирует их взаимоотношения, даёт возможность человеку активно участвовать в жизни общества, проявлять свои лучшие качества.
Роль языка в жизни каждого человека и в жизни общества в целом очень велика и многообразна.
Функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.).
К функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический. Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств, для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.
Функциональные разновидности языка и стили речи различаются:
целями использования
условиями применения
типичными языковыми средствами.
Разговорную речь можно услышать в быту при неофициальных отношениях между говорящими. В ней широко употребляется разговорная лексика. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Преобладают простые предложения, часто употребляются вопросительные и восклицательные предложения.
Образцы научного стиля вы найдете в любых школьных учебниках и справочных пособиях. Эти тексты отличаются подчёркнутой логичностью, смысловой точностью. В них используются научные термины, вводные слова, которые помогают подчеркнуть логику развития мысли.
Официально-деловой стиль речи используется при написании различных постановлений, указов, законов, деловых документов (заявлений, расписок и т.п.). Точность, логичность, подчёркнутая официальность и стандартность – основные признаки этого стиля. Образцы деловой речи можно также найти в школьных учебниках (разнообразные памятки и инструкции).
Образцами публицистического стиля речи являются статьи популярных журналов и газет, выступления ораторов на общественно-политические темы. Как правило, в публицистических произведениях содержится не только информация о чём-то, но и призыв к чему-либо.
Основная особенность языка художественной литературы заключается в воздействии на чувства читателя. Для этого широко применяются изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты и др. Писатели в своих произведениях используют всё многообразие языковых средств, которые характерны и для других функциональных разновидностей, например, для разговорной речи.