СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект группового логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект группового логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий»



Конспект группового логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий


МБОУ г. Иркутска СОШ № 27

Учитель – логопед Худоногова Ю. Н.


Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи


Тема: Дифференциация звуков [В – Ф]

Цель: сформировать умение различать на слух звуки [ В-Ф] и буквы В-Ф на различном языковом материале.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить знания детей о звуках [ В-Ф], учить сравнивать данные звуки ; дифференцировать изучаемые звуки и буквы в словах, словосочетаниях и предложениях;

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- пополнять словарный запас учащихся.


2.Коррекционные:

- предупредить дисграфические ошибки;

- развивать слуховой, зрительный и кинестетические анализаторы;

- развивать зрительное внимание, память, мышление;

- развивать общую и мелкую моторику;

- сформировать навыки временных представлений.


3.Воспитательные:

- воспитывать культуру речи;

- формировать навыки самоконтроля;

- формировать доброжелательное отношение друг к другу.


4. Здоровьесберегающая:

- применять принципы и методы здоровьесберегающих технологий на логопедическом занятии.


Оборудование:


магнитофон и диск с песней «Весна», индивидуальные тетради и зеркала, ручки цветные (синие, зеленые), простые карандаши и линейки, су-джоки, конверты с загадками, конверты с цветными квадратами (синие, зеленые, красные) для звукобуквенного анализа, цветные (синие, зеленые, красные) магниты, две таблицы-подсказки для характеристики звуков [ В-Ф], две куклы: мальчик и девочка, индивидуальные карточки со словами и словосочетаниями, заглавные и строчные буквы В-Ф, иллюстративный демонстрационный материал с изображением лайнера, капитана и кока; предметные картинки с изображением животных со звуками [ В-Ф], «кочки на болоте», проектор, звуковая линейка.


Словарь:


кругосветное путешествие, лайнер, капитан, кок, необитаемый остров.


Методическая литература:


Коррекция акустической дисграфии. Е.В. Мазанова

Москва «Гном и Д» 2006 с. 64-76

Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Е.В. Мазанова Москва «Гном и Д» 2007 с. 23-24

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Л.Н. Ефименкова Москва «Владос» 2002 с. 246-255

Занимательное азбуковедение. Автор-составитель В.В. Волина

Москва «Просвещение» 1994 с. 40-53, 310-316.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.

Е.С. Анищенкова Москва «Астрель» 2006 с. 47

Научно-методический журнал «Логопед» 2009 №7 с.30-31



Ход занятия


I Организационный момент

Ученики под музыкальное сопровождение входят в класс и становятся рядом с партами.

Приветствие детей и гостей.

Логопед (Л.): Здравствуйте, дети. Сегодня у нас открытое занятие. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями (кивок головой). Начинаем занятие. Какое наступило время года? (Весна). Какой идет месяц? (Март). Сейчас мы проведем пальчиковую гимнастику «12 месяцев».


Пальчиковая гимнастика «12 месяцев».

Открываем календарь: (Имитирующее движение.)

Будет март, апрель и май,- (Отбивают указательным пальцем такт.)

Три сыночка-месяца (Поднимают вверх 3 пальца.)

У весны-кудесницы.

Шаловливы и ловки (Хлопают в ладоши.)

Лета красного сынки:

Вот июнь, июль за ним, (Поочередно разводят руки в стороны.)

Август рыбку ловит им. (Качать запястьями влево и вправо.)

Вот прошли весна и лето. (Пальцы «идут» по столу.)

Осень в золото одета - (Дети кружатся.)

На дворе сентябрь, октябрь. (Поочередно ставят руки на пояс.)

С дождиком всегда ноябрь. (Стучат пальцами по столу.)

У зимы же, посмотри, (Вытягивают обе руки вперед.)

Дети есть – их тоже три: (Поднимают три пальца.)

Декабрь, январь и февраль (Загибают по очереди пальцы.)

Землю одели в снежную шаль. (Опускают скрещенные руки на плечи.)


Развитие представлений о морском путешествии и уточнение словаря.

Л.: Дети, садитесь за парты. Сколько времен года? (4) Назовите времена года. (Зима, весна, лето, осень). Сколько в году месяцев?(12)

Назовите последний месяц года. (Декабрь.)

Припомните название месяца, когда дети первый раз идут в школу. (Сентябрь.)

Назовите первый месяц весны. (Март.)

Сегодня, 28 марта, мы отправляемся в морское кругосветное путешествие. Что значит кругосветное? (Вокруг света, вокруг земли). Мы будем плыть на лайнере. Что такое лайнер? (Лайнер – это большое быстроходное судно). (Показ слайдов). Как называют командира судна? (Капитан). Как называют повара на судне, который будет кормить команду и пассажиров? (Кок). Во время путешествия мы будем называть, различать, сравнивать согласные звуки. Какие звуки? Мы сейчас узнаем. Вы готовы к путешествию? (Да). Отправляемся? (Да).


II Основная часть занятия.

Знакомство с темой занятия.


Л.: Наше путешествие только начинается, а мы уже купили своим братьям и сестрам подарки – книжки с картинками. Назовите картинки (валенки, водопад, корова, тыква – показ слайда). Найдите одинаковый звук в словах.([В]). Рассмотрите другие картинки. Назовите картинки (флаг, фонтан, телефон, шкаф – показ слайда). Найдите одинаковый звук в словах. ([Ф]).Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем сравнивать? [ В-Ф ] (Показ слайда «Дифференциация В-Ф»). Откройте тетради. Запишите число – 28 марта и тему занятия: [ В-Ф ]. С нами на лайнере поплывут наши друзья. Их зовут – Варя и Фома. Почему мы им дали такие имена? (Тема занятия – звуки [В-Ф]).


Сравнительная характеристика звуков [ В-Ф] (работа с зеркалами).

Л.: Дети, посмотрите в зеркало. Произнесите звук [В]. Как расположены губы и зубы? (Верхние зубы сомкнуты с нижней губой). Где находится язык? (В глубине рта).

Дайте характеристику звуку:

[В] – согласный, твердый, звонкий.

Л.: Дети, посмотрите в зеркало. Произнесите звук [Ф]. Как расположены губы и зубы? (Верхние зубы сомкнуты с нижней губой). Где находится язык? (В глубине рта).


Дайте характеристику звуку:

[Ф] – согласный, твердый, глухой.

Чем звук [В] отличается от звука [Ф]? (Один звук звонкий, другой – глухой). Как можно проверить? (Положить ладонь на горло). Что общего в этих звуках? (Оба звука – согласные и твердые). Отложите зеркала. Какой буквой мы обозначаем звук [В]-[Ф]? (Заглавной буквой «В»/ «Ф» и строчной «в» / «ф»). Напишите в тетради 1 заглавную и 1 строчную букву «В» («Ф»).


Развитие фонематического слуха.


А) Л.: Мы плывем долго. На лайнере есть телевизор. (Включается проектор с изображением картинок: корова, ваза, слива, волк, вулкан, савок ). Назовите картинки и определите где расположен звук [В]. (В начале, в середине слова).

(Меняется слайд)

Назовите картинки, в которых есть звук [Ф]: жираф, шарф, телефон, фартук, фонтан, кофта. Где расположен звук [Ф]? (В начале, в середине, в конце слова).


Л.: Мы подплываем к острову. Здесь живут необычные жители. Они очень хорошо различают звуки [ В-Ф ] в словах. А вы? Если услышите звук [ В ], то поднимите руку и сожмите пальцы в кулачок; если нет звука [В] в слове – опустите руку.

Слова: валенки, собака, кошка, сова, завод, вода, дубы.

Если услышите в слове звук [Ф ]- покажите ладонь, если нет этого звука в слове, опустите руку.

Слова: фартук, цапля, фары, флаги, забор, комар, жираф.

Слова: фонарик, воздух, сапоги, садовник, клумба, шкафы, диван.


Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

А) Л.: Варя и Фома взяли с собой на лайнер конверт с загадками. Давайте поможем им отгадать загадки. На столе и на доске (магнитами) выложим схему слов-отгадок.

В тихую погоду нас нет нигде,

Ветер подует – бежим по воде. (Волны)

Весь день стоят на улице,

Прохожими любуются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается,

И не гаснут до зари

Глаза ночные - … (фонари).


Б) Л.: Варя и Фома взяли с собой звуковые линейки. Подскажите им, где находится (в начале или в середине слова) и какой по счету звук [В]?

Слова: волк (1), заводы (3), ворота (1), рукава (5), тыква (4), творог (2).

Где находится звук [Ф] – в начале, в середине или в конце слова? Какой этот звук по счету?

Слова: факел (1), кофта (3), телефон (5), шкаф (4), жираф (5).

Дифференциация звуков (букв) Ф-В в словах и словосочетаниях.

Л.: Варя и Фома принесли вам телеграммы от капитана, но там пропущены буквы. Как вы думаете – какие? (в-ф). Помогите, пожалуйста, капитану – вставьте буквы в телеграммы.

(Ученики получают индивидуальные карточки и вставляют буквы в слова и словосочетания).


В-Ф

…онтан …аза

кро…ать жира…


теле…онные про…ода

…утбольные …орота


Л.: Назовите слова, в которые вы вставили букву Вэ/эФ.


Физкультурная минутка с предметом (су-джоком).

Л.: Мы подплыли к необитаемому острову. Здесь люди не живут. Но вокруг много неизвестных животных. Как вы думаете, кто – это? (Показать су-джок). (Ответы детей). Я думаю, что это морской еж. Посмотрите как их много. (Раздать суджоки). Возьмите ежа в руки, покатайте между ладонями по часовой стрелке и против часовой стрелки, вверх – вниз, сожмите в правой, а затем в левой руке. Колется? Перекиньте с руки на руку. Поймали? Крокодил подплыл, схватил ежа. Еж колется – отдал другому крокодилу. (Су-джок зажат между пальцами и перекладывается из одной руки в другую.) Положите ежей на подставки. Отправляемся дальше.


Дифференциация звуков и букв Ф-В в предложениях.

(Работа в индивидуальных тетрадях и на доске).

Л.: Мы подплываем к необычному острову. Здесь живут особенные люди. Они знают только буквы В-Ф, но все понимают. Мы составим графические схемы предложений и укажем в словах буквы в-ф.


Фома купил новый телефон.

I_Ф__ ___ _в__ _ф__.


Варя любит фрукты.

I_В_ ___ _ф__.




Л.: Сколько слов в предложении? Где находится звук [В/Ф] в слове? (В начале, середине, конце слова).


Дидактическая игра, способствующая развитию балансировки и координации учеников.

Л.: Посмотрите в бинокли (имитирующее движение). Я вижу берег. А вы? Наш лайнер сел на мель, но я вижу камни по которым можно дойти до берега и вспомнить животных, названия которых начинаются со звуков [Ф-В] . (Показ иллюстраций).

В – волк, воробей, ворона.

Ф – фазан, фламинго, форель.

Л.: Выбери животных, которые которые начинаются на звук [В]/[Ф]



III. Итог занятия.

Л.: Наше путешествие закончилось. Что вам понравилось? Какие задания были трудными? А какие - легкими? Какие звуки мы сравнивали? (Оценка деятельности детей). Спасибо за выполненную работу. На экране слово «МОЛОДЦЫ!» В подарок вы получаете фотографию лайнера, на котором мы путешествовали.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!