ДАТА: 20.04.2021
Тема: Россия на карте.
Цель: знакомство с физической картой России; учиться находить на ней определённые объекты;
Планируемые результаты:
- личностные: проявлять патриотизм к Родине - России, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
- регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу.
- познавательные: самостоятельное выделение и формирование цели, формирование ответов на вопросы учителя, постановка и решение вопросов, развивать умения работать из различных источников.
- коммуникативные: понимать позицию партнера, согласовывать действия с ним, вступать в коллективное сотрудничество, принимать другое мнение и позицию, инициативное сотрудничество в поиске информации.
- предметные: узнают о России.
Оборудование: Учебник: Плешаков А.А. "Окружающий мир: Учебник для 2 класса,презентация. Физическая карта России., глобус
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Повторение домашнего задания
Формирование и развитие ценностных отношений и умение воспринимать задание
- Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней! (О. Высотская)
- О чём говориться в стихотворении?
- Почему автор стихотворения так считает?
(Россия – наша Родина, наш дом, как можно не любить?)
А как вы думаете можно ли совершить путешествие по родной стране, не выходя из дома ,или из класса? (ответы детей)
О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Как вы думаете, что мы можем узнать о нашей стране? Давайте вспомним, что мы знаем о родной стране.
(Презентация 1 слайд)
2 слайд:
-Россия является самой крупной страной в мире.
-Россия имеет одну границу с 18 странами.
-Леса в России расстилаются на 60%всей территории.
3 слайд:
-Россию омывает 12 морей: Азовское, Черное, Балтийское, Белое, Карское, Лаптевых,
Баренцево, Чукотское, Восточно-Сибирское, Японское, Охотское, Берингово, Каспийское.
4слайд:
-Россия седьмая страна в мире по численности населения. В ней проживает порядка 145 миллионов человек.
-В Москве, столице России проживает около 11 миллионов человек. Этот город входит в число 20-ти крупнейших городов в Мире.
5 слайд: Россию покрывает густые леса. Лес –богатство России. В нем – здоровый и целебный воздух и полезные съедобные и лекарственные растения. Самой большой и богатый –это сибирская тайга. В лесах растут хвойные (ели, сосны, кедры) и лиственные деревья (березы, осины, дубы, клены)
6 слайд: В России есть высокие горы. Выше всех –потухший вулкан Эльбрус, удивительная гора с двумя вершинами. В России есть глубокие озера.Самое большое озеро Байкал, глубже него нет на всей планете. А сколько в России длинных рек, речек! Всех не перечесть. Великая русская река Волга- самая крупная в Европе.
-Мы также умеем находить нашу страну на глобусе(демонстрирую глобус, вызываю одного ученика- показываем Россию на глобусе).
Изучение нового материала
- Что такое карта?
Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков (показ карты).
- Дома было задано узнать об истории карты.Ученик рассказывает об истории карты.
Как показывать объекты на настенной карте?
1. Стой у карты справа.
2. Показывай только указкой.
3. Показывай не надпись, а сам объект.
4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.
1. Условные обозначения.
- Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки (обозначения и цвет).
2. Как читать карту.
1) Научимся определять стороны горизонта на карте.
Север на карте – вверху, юг – внизу, запад - слева, восток - справа.
2) Что обозначают на карте различные цвета.
Голубым цветом на карте обозначается – вода. Зеленым, жёлтым и коричневым – суша. Равнины (низменности) обозначаются зелёным цветом, а горы (возвышенности) – жёлтым и коричневым цветом.
3) Условные знаки карты.
Работа с учебником: стр. 95.
- Какие условные обозначения вы знаете, назовите?
Предположения детей.
- История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках.
- Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий.
В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж».
Предположения детей.
- Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди. живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.
Физминутка
Закрепление нового знания
Работа с настенной картой
- Продолжим знакомство с поверхностью России.- Назовите и покажите на карте основные равнины и горные системы России? - Давайте найдем на карте океаны, моря и крупные озера и реки. Кто нашел и сможет нам показать?- Расскажите друг другу с какими видами поверхности нашей Родины мы познакомились?
Работа по учебнику.Откройте на стр. 96 – 97. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.
Подведение итогов
- Что нового мы узнали на уроке?-Покажите на карте, где мы побывали с вами.
Показывают на каре: Горы, равнины, моря, озера, реки, острова и полуострова называя их.
Оценивание
Домашнее задание с.90-97 читать. Ответить письменно на вопросы на с.95. Подготовить рассказ о городе России.
Рефлексия