СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний по теме: "Местоимение" 4 класс ФГОС "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока, презентация, технологическая карта, самоанализ

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка 4 класс обобщение знаний о местоимении»

МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа № 2











Русский язык



ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«местоимениЕ»

4 класс






Подготовила:

Письменкова Т. В. - учитель начальных классов







г. Стародуб

2018-2019 уч. год



ТЕМА: «Обобщение знаний о местоимении»

Педагогические задачи урока:

- обучающие

- расширять знания обучающихся об употреблении местоимений в речи ;

- закреплять умение орфографически правильно обозначать на письме местоимения с предлогами;

- совершенствовать умение определять морфологические признаки местоимений;

- развивающие

- развивать логическое мышление, культуру речи обучающихся, слуховую и зрительную память;

- развивать устную и письменную речь обучающихся, творческие способности;

- развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группах;

- воспитательные

- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, за порученное дело;

- прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

- личностные УУД:

осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка;

принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого»;

осознанно готовиться к урокам русского языка, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;

формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные УУД:

- познавательные УУД:

распознавать местоимение среди других частей речи и давать характеристику этой части речи в соответствии с грамматическими признаками;

определять род, число, падеж личных местоимений в косвенной форме;

устанавливать наличие в словах – местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений в косвенных падежах;

- регулятивные УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- коммуникативные УУД:

свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

предвидеть последствия коллективных решений.

УМК «Школа России».

Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2014.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

На уроке используется мультимедийная презентация.

Оборудование:

- разноуровневые задания;

- экран, презентация (проецирование на экран на отдельных этапах урока 20 мин.);

- смайлики для самооценки.


Ход урока


I.    Организационный момент

Цель: осуществить  межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.

1. Психологический настрой к уроку

- Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарим улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение. Подарим улыбки гостям.


- Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!


Работаем под девизом «Хочу все знать»!


- Для успешной работы на уроке мы возьмём с собой три волшебных слова:

- активность

- внимание

- старание


II. Самоопределение к деятельности.

Постановка учебной задачи.


- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Читаю стихотворение)

- Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как не крутись,

В речи нам не обойтись!


- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?

Дети: - Это местоимения!

- Верно, это наши друзья местоимения.


- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи, так как они приготовили нам много занимательных заданий. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

- Но чтобы попасть в город «Местоимений», мы должны определить задачи нашей экскурсии.

Задачи на уроке:

Ответы детей: Мы вспомним: - что такое местоимение

- что местоимение имеет лицо и число

- что местоимение может заменить имя существительное

Мы повторим: - как местоимение может изменяться по падежам

- как пишется местоимение с предлогами

Мне пригодится: - знание местоимений для того, чтобы я был грамотным

- знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной, чтобы

хорошо и правильно писать.


III. Актуализация знаний.


1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- У вас сегодня будет необычное чистописание.

- И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?

- Прочитайте, что же здесь написано?

(Дети читают.)

В, НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ (Слайд )

- Так что же вы заметили?

Д.: - Здесь записаны разные части речи.

- Какие части речи вы здесь заметили?

Д.: - Предлоги, союзы, существительное, местоимения.

- Я предлагаю вам выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!

- Следим за своей посадкой.

- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?

Д. - Предлоги: В, НА, ПОД.

Д.- Союзы: А, НО.

Д.- НОС, что? НОС – это существительное.

Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.

- Что же такое местоимение?

- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения

- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?

Д.: - Повторили части речи.

- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.

- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…


2. Словарная работа. (Слайд)

- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались:


Аллея, горизонт, соловей, яблоко, жёлтый, ворона.


Самопроверка

- Что повторили, выполняя это задание?

Д.: - Правописание непроверяемых безударных гласных.


3. Игра «Домик» (Слайд)

- Местоимения, выстроив себе домик, попрятались по разным квартирам. Расселите их правильно.


Лицо

Число

 

 

Единственное

Множественное

1 лицо

ты

я

2 лицо

мы

вы

3 лицо

Они, оно

он, она,


Обмен тетрадями. Взаимопроверка.

Самопроверка по слайду. (Слайд)

Лицо

Число


 

Единственное

Множественное

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они


- Что мы повторили, выполняя это задание?

Д.: - Какое местоимение к какому лицу и числу относится.

- Составить предложение с любым местоимением, подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- Чем местоимение является в предложении?


IV. Закрепление.

- Местоимения предлагают вам задания:

1. - Вспомните, как изменяются местоимения?

Технология «Микрофон» (устно)

Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они.






Падежи

Вопросы

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

И. п.

кто?

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

Р.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Д. п.

кому?

мне

тебе

нам

вам

ему

ей

ему

им

В.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Т.п.

кем?

мной

тобой

нами

вами

им

ею

им

ими

П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нас

о вас

о нём

о ней

о нём

о них



2. – Повторим, как пишутся местоимения с предлогами?

- Поработаем в парах.

- Раскройте скобки и запишите местоимения в нужном падеже. (Слайд)


всегда с (она) … заботился о (он)…

плыл от (они)… отвечаю за (она)…

подошёл к (он)… спросил про (они)…


Самопроверка по слайду.


всегда с ней … заботился о нём…

плыл от них… отвечаю за неё…

подошёл к нему3… спросил про них…


3. – Что повторили, выполняя это задание?

Д.: - Если личное местоимение 3 лица он (она, оно, они) употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы н.

- Выполнить морфологический разбор местоимения (к) нему.


Д: (к) нему – мест., н.ф.-он, 3 л., ед. ч., м.р., Д.п., втор.чл.


Самопроверка.


V. Физкультминутка.

- Я иду и ты идёшь (маршируют на месте, руками показывают на себя и на друзей)

- Раз, два, три. (хлопки)

- Я пою и ты поёшь

- Раз, два, три

- Мы идём и мы поём

- Раз, два, три

- Очень дружно мы живём (показывают большой палец)

- Раз, два, три. (хлопки руками над головой)


- Отдыхаем и запоминаем.

- Отдыхаем с пользой.

- Хлопните в ладоши, если не согласны с утверждением.

  • Местоимения указывают на предмет и называют его.

"Я" - это личное местоимение 1 лица единственного числа. (Хлопок)

  • Личные местоимения изменяются по падежам.

  • "Она", "оно", "они" - местоимения 3 лица единственного числа.

"Нам", "нас", "нами" - формы местоимения "мы". (Хлопок)

  • Личные местоимения изменяются по лицам и числам.

"Тебе" - это форма местоимения "я". (Хлопок)

"Нас" - это форма местоимения "вы". (Хлопок)


VI. Включение изученного в систему знаний.

  1. Работа с учебником.

Упражнение 123

Сценка «Разговор лягушек» (разыгрывание по ролям)

- Какие местоимения встретились в сценке?

- Запишите их. Определите лицо, число, падеж

Ты (2 л., ед. ч., И.п.) к нам (1 л., мн. ч., Д.п.) к вам (2 л., мн. ч., Д.п.)

нам (1 л., мн. ч., Д.п.)

- Самопроверка.

- У кого без ошибок?


  1. Разноуровневая самостоятельная работа (на бумаге)


  1. Записать предложения с пропущенными личными местоимениями. Обозначить их лицо, число.


Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Завтра … пойду в библиотеку.


  1. Спиши, ставя местоимения, данные в скобках, в нужный падеж . Вставь пропущенные буквы, обозначь падеж.


(Я) было лет шесть, а брату около двадцати. Он брал (я) в лес за гр.бами. У (мы) была бол.шая к.рзина. Под каждым дер.вом (мы) ждали гр.бки. Лес был для (я) любимым местом.


  1. Восстановите предложения, вставляя подходящие по смыслу существительные. Подчеркните основу предложения.


(Она) привела нас в лесную глушь. На полянках играет солнечный (он). На (них) дрожат капельки росы. Весело поют (они). Из лесу выскочил (он).


– Для выставления оценки я проверю сама.


  1. Творческое задание от местоимений. «Составляем синквейн» (Слайд)


1 строчка : Ключевое слово

2 строчка : два прилагательных

3 строчка : три глагола

4 строчка : короткое предложение

5 строчка : Одно слово, связанное с данным понятием.


- Выполняем самостоятельно (Слайд)

1 строчка : Местоимение

2 строчка : личное, важное

3 строчка : указывает, не называет, изменяется

4 строчка : С ним избегаешь повторения

5 строчка : Замена.


- Мы справились с заданием местоимений.


- Двое наших ребят работали над творческими заданиями от местоимений. Послушаем, на какие их «хитрые» вопросы они отвечали.


(Дети задают «хитрые» вопросы, класс отвечает.)


VII. Рефлексия. Итог урока.


- Понравилось ли вам гостить у местоимений?

- Справились ли мы с задачами, которые они перед нами ставили?

- Что на уроке было для меня самым интересным?

- Что на уроке было трудным?


- Оцените свою работу на уроке смайликами:

Жёлтый: Мне было интересно, я понял, что такое местоимение, смогу их распознать;

Зелёный: Мне было интересно, но ещё не всё усвоил о местоимении;

Красный: Я не совсем понял, что такое личные местоимения.


VIII. Домашнее задание

  1. Найти и записать 5 загадок, в которых есть местоимения.

  2. Записать 5 пословиц и поговорок с местоимениями.

  3. Составить текст – поздравление, употребив местоимение.


- Провожая вас, местоимения передали вам такое напутствие:


«Нам бы очень хотелось, чтобы в вашем классе чаще звучало местоимение МЫ (Все дети получают сердечки с надписью Я + Я = МЫ) (Слайд)


Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка4 класс обобщение знаний о местоимении»

МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа № 2











Русский язык



в гости к местоимению.
обобщение знаний о местоимении.

4 класс






Подготовила:

Письменкова Т. В. - учитель начальных классов







г. Стародуб

2018-2019 уч. год



ТЕМА: «Обобщение знаний о местоимении»

Педагогические задачи урока:

- обучающие

- расширять знания обучающихся об употреблении местоимений в речи ;

- закреплять умение орфографически правильно обозначать на письме местоимения с предлогами;

- совершенствовать умение определять морфологические признаки местоимений;

- развивающие

- развивать логическое мышление, культуру речи обучающихся, слуховую и зрительную память;

- развивать устную и письменную речь обучающихся, творческие способности;

- развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группах;

- воспитательные

- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, за порученное дело;

- прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

- личностные УУД:

осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка;

принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого»;

осознанно готовиться к урокам русского языка, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;

формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные УУД:

- познавательные УУД:

распознавать местоимение среди других частей речи и давать характеристику этой части речи в соответствии с грамматическими признаками;

определять род, число, падеж личных местоимений в косвенной форме;

устанавливать наличие в словах – местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений в косвенных падежах;

- регулятивные УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- коммуникативные УУД:

свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

предвидеть последствия коллективных решений.

УМК «Школа России».

Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2014.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

На уроке используется мультимедийная презентация.

Оборудование:

- разноуровневые задания;

- экран, презентация (проецирование на экран на отдельных этапах урока 20 мин.);

- смайлики для самооценки.


Ход урока


I.    Организационный момент

Цель: осуществить  межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.

1. Психологический настрой к уроку

- Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарим улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение. Подарим улыбки гостям.


- Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!


Работаем под девизом «Хочу все знать»!


II. Самоопределение к деятельности.

Постановка учебной задачи.


- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Читаю стихотворение)

- Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как не крутись,

В речи нам не обойтись!


- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?

Дети: - Это местоимения!

- Верно, это наши друзья местоимения.


- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи, так как они приготовили нам много занимательных заданий. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

- Но чтобы попасть в город «Местоимений», мы должны определить задачи нашей экскурсии.

Задачи на уроке:

Ответы детей: - Я повторю, что такое местоимение …

- Я повторю, что местоимение имеет лицо и число…

- Я повторю, что местоимение может заменить имя существительное…

- Я повторю, как местоимение может изменяться по падежам…

- А я повторю, как пишется местоимение с предлогами…

Ответы детей: - Мне пригодится знание местоимений для того, чтобы я был грамотным.

- Мне пригодится знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной, чтобы хорошо и правильно писать сочинения.


III. Актуализация знаний.


1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- У вас сегодня будет необычное чистописание.

- И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?

- Прочитайте, что же здесь написано?

(Дети читают.)

В, НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ (Слайд )

- Так что же вы заметили?

Д.: - Здесь записаны разные части речи.

- Какие части речи вы здесь заметили?

Д.: - Предлоги, союзы, существительное, местоимения.

- Я предлагаю вам выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!

- Следим за своей посадкой.

- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?

Д. - Предлоги: В, НА, ПОД.

Д.- Союзы: А, НО.

Д.- НОС, что? НОС – это существительное.

Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.

- Что же такое местоимение?

- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения

- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?

Д.: - Повторили части речи.

- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.

- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…


2. Словарная работа. (Слайд)

- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались:


Аллея, горизонт, соловей, яблоко, жёлтый, ворона.


Самопроверка

- Что повторили, выполняя это задание?

Д.: - Правописание непроверяемых безударных гласных.


3. Игра «Домик» (Слайд)

- Местоимения, выстроив себе домик, попрятались по разным квартирам. Расселите их правильно.


Лицо

Число

 

 

Единственное

Множественное

1 лицо

ты

я

2 лицо

мы

вы

3 лицо

Они, оно

он, она,


Обмен тетрадями. Взаимопроверка.

Самопроверка по слайду. (Слайд)

Лицо

Число


 

Единственное

Множественное

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они


- Что мы повторили, выполняя это задание?

Д.: - Какое местоимение к какому лицу и числу относится.

- Составить предложение с любым местоимением, подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- Чем местоимение является в предложении?


IV. Закрепление.

- Местоимения предлагают вам задания:

1. - Вспомните, как изменяются местоимения?

Технология «Микрофон» (устно)

Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они.


Падежи

Вопросы

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

И. п.

кто?

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

Р.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Д. п.

кому?

мне

тебе

нам

вам

ему

ей

ему

им

В.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Т.п.

кем?

мной

тобой

нами

вами

им

ею

им

ими

П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нас

о вас

о нём

о ней

о нём

о них



2. – Повторим, как пишутся местоимения с предлогами?

- Поработаем в парах.

- Раскройте скобки и запишите местоимения в нужном падеже. (Слайд)


всегда с (она) … заботился о (он)…

плыл от (они)… отвечаю за (она)…

подошёл к (он)… спросил про (они)…


Самопроверка по слайду.


всегда с ней … заботился о нём…

плыл от них… отвечаю за неё…

подошёл к нему3… спросил про них…


3. – Что повторили, выполняя это задание?

Д.: - Если личное местоимение 3 лица он (она, оно, они) употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы н.

- Выполнить морфологический разбор местоимения (к) нему.


V. Физкультминутка.

- Я иду и ты идёшь (маршируют на месте, руками показывают на себя и на друзей)

- Раз, два, три. (хлопки)

- Я пою и ты поёшь

- Раз, два, три

- Мы идём и мы поём

- Раз, два, три

- Очень дружно мы живём (показывают большой палец)

- Раз, два, три. (хлопки руками над головой)


- Отдыхаем и запоминаем.



VI. Включение изученного в систему знаний.

  1. Работа с учебником.

Упражнение 123

Сценка «Разговор лягушек» (разыгрывание по ролям)

- Какие местоимения встретились в сценке?

- Запишите их. Определите лицо, число, падеж

Ты (2 л., ед. ч., И.п.) к нам (1 л., мн. ч., Д.п.) к вам (2 л., мн. ч., Д.п.)

нам (1 л., мн. ч., Д.п.)

- Самопроверка.

- У кого без ошибок?


  1. Разноуровневая самостоятельная работа (на бумаге)


  1. Записать предложения с пропущенными личными местоимениями. Обозначить их лицо, число.


Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Завтра … пойду в библиотеку.


2) Спиши, ставя местоимения, данные в скобках, в нужный падеж . Вставь пропущенные буквы, обозначь падеж.

(Я) было лет шесть, а брату около двадцати. Он брал (я) в лес за гр.бами. У (мы) была бол.шая к.рзина. Под каждым дер.вом (мы) ждали гр.бки. Лес был для (я) любимым местом.


  1. Восстановите предложения, вставляя подходящие по смыслу существительные. Подчеркните основу предложения.


(Она) привела нас в лесную глушь. На полянках играет солнечный (он). На (них) дрожат капельки росы. Весело поют (они). Из лесу выскочил (он).


– Для выставления оценки я проверю сама.


  1. Творческое задание от местоимений. «Составляем синквейн» (Слайд)


1 строчка : Ключевое слово

2 строчка : два прилагательных

3 строчка : три глагола

4 строчка : короткое предложение

5 строчка : Одно слово, связанное с данным понятием.


- Выполняем самостоятельно (Слайд)

1 строчка : Местоимение

2 строчка : личное, важное

3 строчка : указывает, не называет, изменяется

4 строчка : С ним избегаешь повторения

5 строчка : Замена.


- Мы справились с заданием местоимений.


VII. Рефлексия. Итог урока.

- Понравилось ли вам гостить у местоимений?

- Справились ли мы с задачами, которые они перед нами ставили?

- Что нам даст изучение этой темы?


- Оцените свою работу на уроке смайликами:


Жёлтый: Мне было интересно, я понял, что такое местоимение, смогу их распознать;

Зелёный: Мне было интересно, но ещё не всё усвоил о местоимении;

Красный: Я не совсем понял, что такое личные местоимения.


VIII. Домашнее задание

  1. Найти и записать 5 загадок, в которых есть местоимения.

  2. Записать 5 пословиц и поговорок с местоимениями.

  3. Составить текст – поздравление, употребив местоимение.


- Провожая вас, местоимения передали вам такое напутствие:

«Нам бы очень хотелось, чтобы в вашем классе чаще звучало местоимение МЫ (Все дети получают сердечки с надписью Я + Я = МЫ)



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. Момент

Психологический настрой на урок















Мотивация к учебной деятельности













Ребята, давайте улыбнёмся друг другу.

Я думаю, наш сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Хочу вам пожелать успехов.

Наш сегодняшний урок

Всем ребятам будет впрок.

Будем грамотно писать,

Рассуждать, повторять.

У вас на партах лежат листы оценивания. Вы сможете оценить свою работу на уроке сами и поставить себе оценку на каждом этапе урока.

Поменяйтесь тетрадями. Проверим домашнее задание. Оцените выполнение домашнего задания на листе оценивания.

Назовите орфограммы.

Подпишите дату в тетрадях. Следите за правильной посадкой.

Слайд №2

Прочитайте запись на слайде:

За то, друзья, … так Отчизну любим,

Что на Земле прекрасней всех ….!

Всего родней, всего для … дороже

…, наша мать, Российская страна!

А. Пришелец

Все ли вам понятно?

Почему вы не смогли понять стихотворение?

Какая часть речи пропущена?

Давайте отредактируем стихотворение и вставим подходящие по смыслу местоимения.

За то, друзья, мы так Отчизну любим,

Что на Земле прекрасней всех она!

Всего родней, всего для нас дороже

Ты, наша мать, Российская страна!

Прочитайте стихотворение с местоимениями.

Сравните, стихотворение без местоимений и с местоимениями.

Что изменилось в стихотворении?

Какую роль играют местоимения в русском язык?

Вывод: местоимения делают нашу речь эмоционально окрашенной, яркой, выразительной. Придают нашей речи оттенок взволнованности.

Как вы думаете, какую мысль хотел сказать нам автор этими строчками?

Конечно, вы правы, основная мысль этих строк – это безграничная любовь к своей стране, к своей родине. Помогли эмоционально окрасить четверостишие именно местоимения.

Давайте попробуем заучить эти строки.

Кто может прочитать это стихотворение наизусть?

Кто может определить тему нашего сегодняшнего урока?

Психологический настрой учащихся на учебную деятельность.


Проверяют домашнюю работу в тетрадях. Упражнение 131, стр. 62 (взаимопроверка).

Называют орфограммы, подписывают дату.









Читают запись на доске.

Отвечают на вопрос.

Приходят к выводу, что в стихотворении не написаны местоимения. Поэтому, смысл стихотворения не понятен.

Редактируют стихотворение.

Сравнивают полученный результат с предыдущим.

Делают вывод о роли местоимений в речи. Определяют основную мысль стихотворения.

Заучивают стихотворение. Один – два ученика читают наизусть.








Определяют тему урока.

Озвучивают по алгоритму задачи урока.

Актуализация, пробное учебное действие.

Постановка цели и задач урока.

(самостоятельное определение темы урока, цели урока)





Нам нужно вспомнить все, что мы узнали о местоимении.

Объяснять способы определения лица и падежа местоимений.

Повторить правила правописания местоимений

Итак, приступим.

Минутка чистописания (запись на доске).

Предлагаю вам расшифровать код.

Lямы LLтывы LLLононаоноони

Запишите сочетания букв в тетрадь, каллиграфически правильно, обратите внимание на соединения: верхнее и нижнее.

Давайте вернёмся к нашему стихотворению.

Запишем его в тетрадь.

Определите части речи.

Выпишите местоимения, определите лицо, число, падеж местоимений.

Проверим выполненное задание по образцу на доске.

Все выполнили задание правильно?

Что нужно знать, чтобы избежать ошибок при определении лица местоимений?

Конечно, нужно еще раз повторить, как определить лицо у местоимений в косвенных падежах.

Учащиеся разгадывают код.

Элемент, большая палочка с крючком внизу, обозначает лицо – 1,2, 3 – а рядом записаны личные местоимения 1 –го, 2-го и 3-го лица.

Записывают сочетания букв в тетрадь. Записывают стихотворение в тетрадь, определяют части речи.


1ученик работает у доски.

Выясняет, что не все дети выполнили задание правильно, у учеников встречаются ошибки в определении лица и падежа местоимений.

Дети предлагают план работы по фиксации и коррекции выявленных затруднений.


Локализация индивидуаль -

ных затруднений в определении лица, падежа, правописании местоимений.









Работа с таблицей в учебнике стр. 54.

Ребята, предлагаю вспомнить:

  1. Что ж такое местоимение?

Расскажите стихотворение о местоимениях.

  1. Почему эти местоимения называют личными?

  2. Местоимения 1 лица, 2 лица , 3 лица.

Итак сделаем вывод:

Лицо у личных местоимений – это постоянный морфологический признак.

Местоимения бывают единственного и множественного числа.

Местоимения 3 лица ед. числа имеют род.

Все местоимения изменяются по падежам.

Мы вспомнили всё, что узнали о местоимении. Определите уровень своих знаний в листе оценивания.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают правило.

Читают стихотворение о местоимении.

Отвечают на вопрос.

Вспоминают стихотворение о личных местоимениях

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Рассказывают по таблице в учебнике о грамматических признаках местоимений.


Оценивают свои знания в листах достижений.

Коррекция выявленных затруднений









Слайд № 3.

а)Упражнение в определении лица местоимений в косвенных падежах.

Давайте, ещё раз повторим. Как определить лицо у местоимений в косвенных падежах?

Распределите местоимения по лицам.

Меня, вас, нам, ты, ими, её, о нём,

тобой, вам, обо мне, с ними, он, ему, мне.

Слайд №4.

б) Упражнение в определении местоимений по морфологическим признакам.

Узнайте местоимения по их грамматическим признакам.

2 л., мн. ч., в р. п. вас

3 л., ж.р., ед. ч., в д. п. ей

2 л., ед. ч., в р. п. тебя

1 л., ед. ч., в тв. п. мной

Оцените свои знания в листах оценивания.

Рассказывают правило. Определяют лицо личных местоимений в косвенных падежах.

1 ученик работает за доской.

Выполнение задания проверяется у ученика у доски. Учащиеся проверяют свою работу в тетрадях. Работа оценивается.

Узнают местоимение по его грамматическим признакам. 1 ученик работает за доской.

Работа оценивается.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону




Предлагаю повторить правила правописания местоимений.

Несколько учеников рассказывают правила.

Вывод: местоимения с предлогами пишутся раздельно.

После предлогов у местоимений 3 лица пишется буква Н.

Предлагаю выполнить следующее задание. Поработаем в парах. У вас на парте карточка №1. Раскройте скобки и запишите местоимения в нужном падеже.

всегда с (она) … заботился о (он) …

плыл от ( они) … отвечаю за ( она) …

подошёл к (он) … спросил про (они)

Проверим выполненное задание. Поменяйтесь тетрадями.

Кто выполнил это задание без ошибок?

Оцените свою работу в оценочных листах.

Ученики отвечают правила правописания местоимений с предлогами.



Работают в парах. Записывают в тетрадь словосочетания с местоимениями в нужном падеже. 1 ученик работает у доски. Выполняют взаимопроверку.


Физминутка

Давайте немного отдохнем.

Что за чудо – чудеса:

Раз рука, и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

И скажу вам не тая

Руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лечить

Чуткие руки умеют дружить.

Учащиеся выполняю движения, которые предлагает им подготовленный ученик.

Работа со словарным словом

Слайд № 5.

Я предлагаю вам сегодня поработать со словарным словом, в котором ни один российский человек никогда не должен допускать ошибок.

Это слово победа. Наша страна является победительницей в самой страшной Второй Мировой войне. Большинство учеников нашего класса – это потомки солдат, которые сражались на фронте в 1941 – 1945 годах. Многие ваши прадедушки не вернулись с той войны. Эту победу, которая досталась такой большой ценой, ценой тридцати миллионов жизней, никак нельзя забывать.

Что нужно сделать, чтобы запомнить, как пишется это слово?

Я согласна с вами, нужно подобрать к этому слову, как можно больше однокоренных слов.

Ученик работает у доски, записывает однокоренные слова, разбирает их по составу.

Как вы считаете, победа бывает только на войне, в сражениях?

Выслушиваются мнения учащихся.

Я согласна с вами, победа бывает не только на войне. Существуют ещё спортивные победы, к которым спортсмены долго готовятся. Но самая главная победа, это победа над самим собой. Человек каждую минуту сражается с самим собой. Старается победить свою лень, праздность, зависть, безразличие, злость и многие другие свои недостатки.

Если человек побеждает свои недостатки – это его главная победа.

Объясните пословицу.

Победа не снег, сама на голову не падает.

Назовите орфограммы.

Запишите эту пословицу себе в тетрадь.

Составьте предложение со словом победа.

Лучшее предложение ученик записывает у доски. Разбирает его по членам и частям речи.

Оцените свою работу в оценочных листках.

Работаю над лексическим значением слова «победа».

Учащиеся сами предлагают задания.

Подбирают однокоренные слова. Разбирают подобранные слова по составу.

1 ученик работает у доски.

Учащиеся делают вывод о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Объясняют смысл пословицы.

Приходят к выводу: чтобы одержать победу, нужно приложить большие усилия.

Никакая победа не дается просто так.

Вставляют пропущенные буквы. Называют орфограммы.

Составляют предложение со словом победа.

Выслушиваются различные варианты.

1 ученик записывает свое предложение у доски, разбирает по членам и частям речи.

Оценивают свою работу в оценочных листах.


Включение в систему знаний.

Мы с вами повторили все о местоимении. Я, надеюсь, теперь вы сможете поработать в роли редакторов и исправить ошибки в правописании местоимений.

Разноуровневая самостоятельная работа. № 2

У вас на парте разноцветные листочки с разным уровнем сложности заданий. Красный цвет – самое трудное задание, зеленый цвет – немного легче, листок желтого цвета – самое легкое задание. Прочитайте все задания. Выберете, то задание, с которым вы сможете справиться сами. Приступайте к выполнению этого задания в тетрадях.

Спиши, исправив ошибки. Если нужно замени местоимения существительными.

1 уровень (желтый)

Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.


2 уровень (зеленый)

Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. У ними были удочки и наживка. Они поймали много их.


3 уровень (красный)

Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.

Давайте проверим выполненные задания.

Каждая группа проверяет своё задание.

Слайд №6 – 7 – 8.

Оцените свою работу в оценочных листах.

Выбирают задание для самостоятельной работы.


Выполняют это задание в тетради.


Проверяют по образцу.


Анализируют выполненную работу.














Оценивают сою работу в оценочных листах

Контроль за уровнем усвоения

Предлагаю еще раз проверить свои знания по теме местоимение и выполнить тест « Все ли я знаю о местоимении».

Оцените свою работу в оценочных листах.

Проверяют выполненный тест.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд №9. Настал момент подведения итогов.

Подведите итог своей работе на уроке.

Сегодня я убедился в том, что…

Теперь я умею определять…

Я знаю, что в русском языке…

Я проверю ваши оценочные листы, проверяя вашу работу в тетрадях.

При помощи смайликов оцените степень сложности выполнения заданий для вас.

Я все умею – …

Я все умею, но мне было трудно ...

Я ничего не умею …

Домашнее задание.

Придумайте небольшой текст о своем друге, используя в нем местоимения.

Высказывают свои предположения по заданному алгоритму.

Оценивают свои умения при помощи смайликов.




Просмотр содержимого документа
«самаанализ местоимения»

Самоанализ урока русского языка в 4 классе



Класс: 4 «Б»

Тема урока: обобщение знаний ПО ТЕМЕ «местоимение».

Тип урока: урок методологической направленности

Структура урока:

  1. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

  2. Актуализация знаний

  3. Закрепление

  4. Физкультминутка

  5. Включение изученного в систему знаний

  6. Рефлексия учебной деятельности

  7. Домашнее задание


Данный урок 6 ой из 7 ми по теме «Местоимение». Этот урок связан с предыдущими и опирается на знания, умения, полученные ранее, «работает» на последующую тему «Проверка знаний по теме: «Местоимение»».

Количество обучающихся в классе 24, из них 6 человек – сильные, 4 – слабых. К уроку обучающиеся были готовы, на уроке были организованы и проявляли активность.


В процессе урока формировались УУД:

- личностные:

осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка;

принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого»;

осознанно готовиться к урокам русского языка, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;

формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные:

- познавательные:

распознавать местоимение среди других частей речи и давать характеристику этой части речи в соответствии с грамматическими признаками;

определять род, число, падеж личных местоимений в косвенной форме;

устанавливать наличие в словах – местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений в косвенных падежах;

- регулятивные:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- коммуникативные:

свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

предвидеть последствия коллективных решений.


К каждому этапу урока я ставила цель, которую старалась реализовать на уроке.


Задачи:

  • Создать условия для расширения знаний обучающихся об употреблении местоимений в речи;

  • закрепления умения орфографически правильно обозначать на письме местоимения с предлогами; совершенствования умения определять морфологические признаки местоимений;

  • способствовать развитию логического мышления, культуры речи обучающихся, слуховой и зрительной памяти, устной и письменной речи обучающихся, развитию творческих способностей, умение работать самостоятельно, в парах, в группах;

  • содействовать воспитанию чувства коллективизма, ответственности друг за друга, за порученное дело, воспитанию интереса к русскому языку, аккуратности и внимательности.



1. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

Цель:

осуществить  межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.

На этом этапе я использовала стихотворение, которое помогло настроиться на работу на уроке. Организационный момент, включающий в себя мотивацию, создал доброжелательную атмосферу, настрой на продуктивную работу.

2. Актуализация знаний

Цель:

  • Актуализировать учебные знания и умения достигнутые ранее; повторить особенности употребления местоимений в устной и письменной речи.

  • Актуализировать мыслительные операции необходимые для обобщения по изученной теме.

На этом этапе я использовала различные формы работы: фронтальный опрос и групповая работа, которые помогли воспроизвести ранее полученные знания, используя методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный, а так же репродуктивный метод (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы) познавательной активности

3. На этапе Закрепления

Использовала различные формы работы: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа с заданиями повышенной сложности, метод самопроверки, приёмы умственной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение.

4. На этапе Физкультминутка

  • Организовала активный отдых, который был связан с темой «Местоимение».

5. Включение изученного в систему знаний.

Целью на этом этапе урока было:

  • Использовать полученные знания на практике.

Этой цели я добилась с помощью разноуровневой самостоятельной работы, выполнение творческого задания, работой в группах.

6. На этапе « Рефлексия учебной деятельности»

  • Зафиксировали особенности изменения местоимений, употребление их в устной и письменной речи.

  • Оценили результаты учебной деятельности с помощью смайликов.

Все этапы урока были логически связаны между собой и работали на достижение цели урока.

Материал урока оказался интересным для обучающихся, задания были ориентированы на развитие творческих способностей обучающихся, обучающиеся имели возможность выбора.

Распределение времени было рациональным, темп урока – быстрым.

Использовалась необходимая наглядность и раздаточный материал, проектор, компьютер, учебники.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятная. Дети были активны, материал был доступный. Считаю, что задачи урока реализованы.



Просмотр содержимого презентации
«Местоимение»

Подготовила: учитель начальных классов  МБОУ ССОШ № 2  Письменкова Т. В.

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ ССОШ № 2

Письменкова Т. В.

Прочитайте, что здесь написано?

Прочитайте, что здесь написано?

Местоимения

Местоимения

Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались: Аллея, горизонт, соловей, яблоко, жёлтый, ворона .

Спишите словарные слова и подчеркните местоимения,

которые в них спрятались:

Аллея, горизонт, соловей, яблоко, жёлтый, ворона .

Алле я , гориз он т, солов ей ,  я блоко, жёл ты й, вор она

Алле я , гориз он т, солов ей ,

я блоко, жёл ты й, вор она

Расселите правильно местоимения. Лицо Число   Единственное число 1 лицо ты Множественное число 2 лицо я мы 3 лицо Они, оно вы он, она,

Расселите правильно местоимения.

Лицо

Число

 

Единственное

число

1 лицо

ты

Множественное

число

2 лицо

я

мы

3 лицо

Они, оно

вы

он, она,

Проверка. Лицо Число   Единственное число 1 лицо я Множественное число 2 лицо мы ты 3 лицо он, она, оно вы они

Проверка.

Лицо

Число

 

Единственное

число

1 лицо

я

Множественное

число

2 лицо

мы

ты

3 лицо

он, она, оно

вы

они

Раскройте скобки и запишите местоимения в нужном падеже.  всегда с (она) … заботился о (он)…  плыл от (они)… отвечаю за (она)…  подошёл к (он)… спросил про (они)…

Раскройте скобки и запишите местоимения в нужном падеже.

всегда с (она) … заботился о (он)…

плыл от (они)… отвечаю за (она)…

подошёл к (он)… спросил про (они)…

Самопроверка. всегда с нею (Т.п.) заботился о нём (П.п) плыл от них (Р.п.) отвечаю за неё (В.п) подошёл к нему (Д.п.) спросил про них (В.п.) (к) нему 3 – мест., н.ф.- он, 3 л., ед. ч., м.р., Д.п., втор. чл.

Самопроверка.

всегда с нею (Т.п.) заботился о нём (П.п)

плыл от них (Р.п.) отвечаю за неё (В.п)

подошёл к нему (Д.п.) спросил про них (В.п.)

(к) нему 3 мест., н.ф.- он, 3 л., ед. ч., м.р., Д.п., втор. чл.

Физкультминутка.

Физкультминутка.

Работа с учебником.   Упражнение 123 Запишите местоимения. Определите их лицо, число, падеж.

Работа с учебником.

Упражнение 123

Запишите местоимения. Определите их лицо, число, падеж.

Разноуровневая самостоятельная работа

Разноуровневая

самостоятельная работа

Составляем «синквейн»   1 стр.: Ключевое слово  2 стр.: два прилагательных  3 стр.: три глагола  4 стр.: короткое предложение  5 стр.: Одно слово, связанное с данным понятием.  1. Местоимение  2. Личное, важное  3. Указывает, не называет, изменяется  4. С ним избегаешь повторения  5. Замена.

Составляем «синквейн»

1 стр.: Ключевое слово

2 стр.: два прилагательных

3 стр.: три глагола

4 стр.: короткое предложение

5 стр.: Одно слово, связанное с данным понятием.

1. Местоимение

2. Личное, важное

3. Указывает, не называет, изменяется

4. С ним избегаешь повторения

5. Замена.

Домашнее задание  Найти и записать 5 загадок, в которых есть местоимения.  Записать 5 пословиц, поговорок с местоимениями.

Домашнее задание

  • Найти и записать 5 загадок, в которых есть местоимения.

  • Записать 5 пословиц, поговорок с местоимениями.

  • Составить рассказ о своём друге (подруге), употребив местоимения.
Я + Я = МЫ

Я + Я = МЫ

Кроссворд «Местоимение» Я М Ы 1  2 С Е М Ь С  Т Ы К  В А 3 О  4 Я Щ   И К М  5 Я Б   Е Д А Н И Е

Кроссворд «Местоимение»

Я М Ы

1

2

С Е М Ь

С

Т Ы К В А

3

О

4

Я Щ И К

М

5

Я Б Е Д А

Н

И

Е


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!