Конспект
индивидуального логопедического занятия
Тема: «Звук и буква [Й]»
Цель: уточнение артикуляции звука [Й]; соотнесение графемы и фонемы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Й]; соотнести графему и фонему; продолжать учить составлять словосочетания; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Й]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям.
Лексика: чай, чайник.
Оборудование:
Зеркало (настенное); картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка с буквой Й.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…» - Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Й]:
1. - Сделаем упражнение «Горка»: открыли ротик и кончиком языка упираемся в нижние резцы (под счет до 10 по 3 - 5 подходов).
- Молодец.
2. – А сейчас сделаем «Почистим нижние зубки»: широко открыли рот, кончиком языка почистим нижние зубки с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. (10 раз по 3 - 5 подходов).
- Молодец, отдохни.
3. - Упражнение «Положим широкий язык на губу и отодвинем назад в рот» нижняя челюсть при этом не двигается (под счет до 10).
III. Сообщение темы занятия.
- Я буду читать предложение, а ты должен добавить недостающее слово:
1. Бабушка заваривает… (чай).
2. Девочка поливает цветы из … (лейки).
3. На полянке прыгает… (зайчик).
4. На останове стоит… (трамвай; троллейбус).
5. На окно прилетел… (воробей).
6. Ребята сидели на… (скамейки).
- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (- Звук [Й].)
- Сегодня мы будем работать со звуком [Й] и стараться всегда правильно произносить его.
- Что такое чай и чайник? (Посуда)
- Придумай предложение с этими словами.
- Где находится звук [Й] в этих словах? (- В слове чай звук [Ч] стоит в конце слова, в слове чайник звук [Й] стоит в середине слова.)
- Назови еще слова, в которых звук [Й] стоит в середине слова. (- Лейка, зайчик, троллейбус, скамейка.)
- Назови еще слова, в которых звук [Й] стоит в конце слова. (- Трамвай, воробей.)
- Назови слова, в которых звук [Й] стоит в начале слова. (- Таких слов здесь нет.)
- Придумай самостоятельно слова со звуком [Й], чтобы звук стоял в начале слова. (- Йод, йогурт, йог)
IV. Характеристика звука.
- Когда мы произносим звук [Й]:
- В каком положении находятся губы? (растянуты в улыбке);
- А зубы? (их видно);
- Что делает язычок? (кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнуты горкой);
- Что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).
- Дай характеристику (акустическую) звука [Й]:
- Звук [Й]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и всегда мягкий.
V. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [Й]? (Буквой Й.) – показывается буква Й.
- На что похожа буква Й? На какую букву? (На букву И, но без верхней палочки)
VI. Задание на развитие фонематического слуха.
- Если услышишь звук [Й] среди других звуков, подними руку:
А, Й, Р, Л, Й, Д, Й, П, И, Й, С.
- Если услышишь, звук [Й] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:
РО, АЙ, СУ, УЙ, ФО, ДО, ОЙ, РА, ИС, ИР, ЕЙ, ОШ, ЭЙ.
VII. Игра «Скажи наоборот»
- Я называю тебе слово, а ты подбираешь противоположное ему (антоним) и называешь, выделяя окончание (звук [Й]), (например: большой – маленький).
Слова:
Грустный - … (веселый), мокрый - … (сухой),
сильный - … (слабый), старый - … (молодой),
высокий - … (низкий), широкий - … (узкий),
длинный - … (короткий), горячий - … (холодный),
больной - … (здоровый), умный - … (глупый).
- Подбери к прилагательным, которые я называла существительные; т.е. составь словосочетания с этими словами и запиши их в тетрадь.
VIII. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Й])
- Дай характеристику звука [Й].
- Какой буквой обозначается звук [Й]?
- Вспомни и назови слова с этим звуком.
Отмечается работа ребенка на занятии.