Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:
«Автоматизация звука Ч»
Цель: автоматизировать правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ч].
Учить чётко произносить звук [Ч] в слогах, словах и предложениях.
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
Прививать чувство уважения к русскому языку.
Поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: игрушка паровозик: вертушка «цветок», картинка черепаха, звуковой лабиринт, зеркало, камешки марблс, фишки-звездочки, мяч, картинки со звуком ч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости приехал паровоз.
Помоги паровозику доехать до вокзала. Проведи пальчиком по рельсам, четко произнося: Ч-Ч-Ч.
Упражнение «Паровозик».
2. Упражнения для выработки воздушной струи.
Подуть на цветок (тренажер).
3. Сообщение цели занятия.
Какой звук ты слышал? Как едет паровозик?
Ребенок: ч-ч-ч
Логопед: Сегодня паровозик будет помогать тебе произносить этот звук.
4. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка.
«Хоботок» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
«Хоботок»-«Заборчик» (чередование упражнений).
«Чашечка» (открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.)
«Лошадка» («поцокать» языком).
«Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
«Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
«Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).
«Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).
5. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопни на звук –ч»
Логопед проговаривает слов, а ребенок, услышав звук – Ч хлопает в ладоши.
Черепаха, сыр, ключ, рак, мыло, чашка, бочка, жук, лес, кузнечик, книжка, врач.
6. Автоматизация звука в слогах.
а) повтори слог - ча столько раз, сколько я хлопну в ладоши;
б) повтори слог - уч столько раз, сколько я топну ногой;
в) повтори слог – очо столько раз, сколько я выложу звездочек;
7. Пальчиковая гимнастика
Ехал, ехал паровоз | пальцы в “замок”, большие пальцы вращаются |
Прицепил вагон, повез | сцепить указательные пальцы |
(4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы) |
8. Игра с мячом «Скажи ласково».
бак - бачок
палец - …
бык-...
мяч -…
ключ-...
сын-...
9. Закрепление произношения звука [ч] в чистоговорках.
Игра с камешками марблс. Собери узор из камешек на панцире черепахи. За правильный ответ дается один камешек.
Ча-ча-ча — чашка горяча
Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи.
Чу-чу-чу — я читать хочу.
Чо-чо-чо — поцарапано плечо.
Ач-ач-ач – Ванечка купил калач.
Юч-юч-юч - потеряла Таня ключ.
Оч-оч-оч – скоро наступит ночь.
Ич-ич-ич - на тебе кулич.
Яч-яч-яч - малыши играют в мяч.
10.Закончи предложения.
- Послушай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]; (в помощь предлагаются картинки):
Мальчики качались на … (качелях).
Почтальон разносит … (почту).
Девочка ловит сачком ... (бабочку).
Внучка собирала в лесу … (чернику).
Снесла курочка … (яичко).
Мальчик ест … (печенье).
В траве замолчал … (кузнечик).
11. Подведение итогов занятия.
- Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([Ч]).
Артикуляция, характеристика звука.
Кто был у нас сегодня в гостях?