СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Р]».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить коррекционную работу по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях и текстах.

 

Задачи:

Образовательные:

- расширение знаний учащихся об окружающем мире;

Коррекционно-развивающие:

- коррекция звукопроизношения путем развития органов артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики - продолжение автоматизации звука [Р] в предложениях и текстах;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие связной устной речи путем пересказа рассказа «На рыбалке», при подведении итогов занятия;

- развитие мыслительной деятельности при отгадывании загадок, подведении итогов занятия;

- развитие личностных качеств - усидчивости и выдержки во время логопедического занятия;

- развитие кратковременной памяти;

- формирование способности к рефлексии;

Воспитательные задачи:

- повышение мотивации к логопедическим занятиям;

- воспитание самостоятельности;

Здоровьесберегающие:

- планирование объем материала с учетом повышенной утомляемости ученика;

- обращение внимания ученика на правильную посадку;

- способствование созданию благоприятного психологического климата;

Наглядно-дидактический материал: предметные картинки — шар, ворона, карандаш, яблоко, радуга, арбуз, крапива, рыба, рак, зебра, грабли, топор ,комар, тигр

Ход:

1. Орг.момент– Назови картинки (рак, радуга). С какого звука начинаются эти слова?

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р].

Уточнение артикуляционного уклада для произнесения звука «Р». 1. Губы и зубы раскрыты в зависимости от последующего гласного. 2. Широкий напряженный язык боковыми краями плотно прижат к боковым зубам до резцов, а кончик языка касается верхних альвеол. 3. Мягкое небо поднято. 4. Голосовые связки вибрируют. 5. Под воздействием сильной струи воздуха кончик языка отскакивает от альвеол и вибрирует. Нормальное произношение звука «Р»: Перед согласными и после них звук произносится с 1-2 ударами, Между гласными – с 1 ударом, В конце слова раскатисто — 3-4 удара.

А теперь сделаем гимнастику для языка

 1.Язык лопаткой положи

И спокойно подержи

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать: Раз, два, три,

четыре, пять!

Язык можно убирать.

2.Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе

Язычок я подниму

И остатки оближу.

3.Малышата – индюшата

Лапками топочут,

Весело бормочут,

Бл-бл-бл-бл-бл-бл

4.Ты моторчик заведи,

Громко-громко порычи!

Руки пусть тебе помогут,

И поедем по дороге.

 Автоматизация звука «Р» в словах.

А) Назвать слово (с опорой на предметные картинки). Определить позицию звука в слове (начало – середина — конец) Нарисовать схему слова и обозначить позицию звука «Р» в слове. Рама, парус, кенгуру, гитара, …..

 Б) Назвать слово (без наглядной опоры — картинки закрыть). Назови предметы, о которых можно спросить «Кто это?» Назови предметы, о которых можно спросить «Что это?»

 В) Сосчитай до пяти: Одна рама, две рамы, ….пять рам

 Г) По картинкам: назови - игрушки - музыкальные инструменты – животных

 Д) Разгадай загадку, определи место звука в слове-отгадке:

 Он большой, как мяч футбольный,

 Если спелый, все довольны,

Так приятен он на вкус,

 И зовут его — (арбуз).

 Злая, как волчица,

Жжется как горчица!

 Что это за диво?

Это же (крапива).

 Е) Скажи наоборот:

Холод — (жара) Печаль – (радость) Дешево – (дорого) Длинный – (короткий) Отдых – (работа)

Автоматизация звука «Р» в предложениях

А) Придумай предложения со словами – предметами, которые изображены на картинках. (Действия, которые можно совершать с изображенными предметами).

Б) Согласование существительных с прилагательными в роде.

Игра «Какой? Какая?»

Шар               -   красный,

Ворон            -   черный,

Карандаш      -   оранжевый,

Яблоко           -   круглое,

Радуга          -    разноцветная,

Платье          -    розовое,

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Р]».»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Автоматизация звука [Р]».

Цель: продолжить коррекционную работу по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях и текстах.


Задачи:

Образовательные:

- расширение знаний учащихся об окружающем мире;

Коррекционно-развивающие:

- коррекция звукопроизношения путем развития органов артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики - продолжение автоматизации звука [Р] в предложениях и текстах;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие связной устной речи путем пересказа рассказа «На рыбалке», при подведении итогов занятия;

- развитие мыслительной деятельности при отгадывании загадок, подведении итогов занятия;

- развитие личностных качеств - усидчивости и выдержки во время логопедического занятия;

- развитие кратковременной памяти;

- формирование способности к рефлексии;

Воспитательные задачи:

- повышение мотивации к логопедическим занятиям;

- воспитание самостоятельности;

Здоровьесберегающие:

- планирование объем материала с учетом повышенной утомляемости ученика;

- обращение внимания ученика на правильную посадку;

- способствование созданию благоприятного психологического климата;

Наглядно-дидактический материал: предметные картинки — шар, ворона, карандаш, яблоко, радуга, арбуз, крапива, рыба, рак, зебра, грабли, топор ,комар, тигр

Ход:

1. Орг.момент– Назови картинки (рак, радуга). С какого звука начинаются эти слова?

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р].

Уточнение артикуляционного уклада для произнесения звука «Р». 1. Губы и зубы раскрыты в зависимости от последующего гласного. 2. Широкий напряженный язык боковыми краями плотно прижат к боковым зубам до резцов, а кончик языка касается верхних альвеол. 3. Мягкое небо поднято. 4. Голосовые связки вибрируют. 5. Под воздействием сильной струи воздуха кончик языка отскакивает от альвеол и вибрирует. Нормальное произношение звука «Р»: Перед согласными и после них звук произносится с 1-2 ударами, Между гласными – с 1 ударом, В конце слова раскатисто — 3-4 удара.

А теперь сделаем гимнастику для языка

1.Язык лопаткой положи

И спокойно подержи

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать: Раз, два, три,

четыре, пять!

Язык можно убирать.

2.Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе

Язычок я подниму

И остатки оближу.

3.Малышата – индюшата

Лапками топочут,

Весело бормочут,

Бл-бл-бл-бл-бл-бл

4.Ты моторчик заведи,

Громко-громко порычи!

Руки пусть тебе помогут,

И поедем по дороге.

Автоматизация звука «Р» в словах.

А) Назвать слово (с опорой на предметные картинки). Определить позицию звука в слове (начало – середина — конец) Нарисовать схему слова и обозначить позицию звука «Р» в слове. Рама, парус, кенгуру, гитара, …..

Б) Назвать слово (без наглядной опоры — картинки закрыть). Назови предметы, о которых можно спросить «Кто это?» Назови предметы, о которых можно спросить «Что это?»

В) Сосчитай до пяти: Одна рама, две рамы, ….пять рам

Г) По картинкам: назови - игрушки - музыкальные инструменты – животных

Д) Разгадай загадку, определи место звука в слове-отгадке:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый, все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его — (арбуз).

Злая, как волчица,

Жжется как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива).

Е) Скажи наоборот:

Холод — (жара) Печаль – (радость) Дешево – (дорого) Длинный – (короткий) Отдых – (работа)

Автоматизация звука «Р» в предложениях

А) Придумай предложения со словами – предметами, которые изображены на картинках. (Действия, которые можно совершать с изображенными предметами).

Б) Согласование существительных с прилагательными в роде.

Игра «Какой? Какая?»

Шар               -   красный,

Ворон            -   черный,

Карандаш      -   оранжевый,

Яблоко           -   круглое,

Радуга          -    разноцветная,

Платье          -    розовое,

Салют           -    яркий.

В) Вставь слово в предложение: «У нас много…»

Г) Закончи предложение. В реке водится крупная …(рыба). Папа Карло принес азбуку для … (Буратино). Мама мыла … (раму). На лугу паслись овцы и …(бараны). Мы видели в зоопарке австралийского …(кенгуру). Чтобы раскрасить картинку, я взял цветные …(карандаши).

Д) Составь предложения со словами:

Ромашки, собирать. Дорога, короткий.

Автоматизация звука «Р» в тексте.

На рыбалке.

Егор и Рая ходили на рыбалку. В реке много карпов. Егор ловил карпов удочкой. Карпы хорошо ловились на червей.

Рая сварила из карпов вкусную уху.

1.Как звали друзей?

2.Куда пошли дети?

3.Кого было много в реке?

4.Кого ловил Егор?

5.Почему карпы ловились хорошо?

6.Что сварила Рая?

7.Что такое уха?

Домашнее задание 

·         Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]

·         Проговаривать чистоговорки:
В огороде старика репка выросла крепка.
Белые бараны били в барабаны.


Завершение урока. Подведение итогов занятия.


















Муниципальное казенное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Уренская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида Уренского муниципального района Нижегородской области













Разработка конспекта

индивидуального логопедического занятия.

Тема:

«Автоматизация звука [Р]».





Разработала учитель-логопед

УСКОШ-И VIII вида

А.В.Самоделкина











2014 год