Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш» с применением здоровьесберегающих и игровых технологий
Составитель: Учитель-логопед Павленко Лариса Анатольевна
Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);
закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными в роде;
закрепление знания графического изображения буквы Ш;
развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия;
развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
развитие внимания, памяти, логического мышления.
Технологии: здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
презентация «Автоматизация звука Ш»;
игрушки;
пособие «Шашки»;
картинки: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник;
3 макета шкафчиков;
сухой бассейн с фасолью;
пособие «Следы на дорожках»;
массажер су-джок;
массажная варежка;
ребристая доска;
пульт телевизора;
магнитно-маркерная доска, маркер;
приз – раскраска.
Ход занятия:
1. Орг. момент, сообщение темы занятия:
Логопед: привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с фасолью).
- Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай фасоль. Что ты чувствуешь? (Ответы ребёнка) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
Ребенок обнаруживает предметы – машина, кошка, мышка, шишка, лягушка и т.д.
Логопед:- Послушай, как я их назову: (Логопед называетпредметы) Какой звук я выделила? (Звук Ш.)
Логопед:- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, произносить и различать звук Ш.
2. Артикуляционная гимнастика:
- В одном домике жил был язычок. Домик у него был красивый, с круглыми окошками, как бублик (упражнение «Бублик»). Сегодня язычок печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам язычок приготовил сладкий чай и налил его в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.). Чай горячий, язычок дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике носа, во время дутья он должен улететь вверх.). Хорошо и весело стало язычку, взял он гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.). Выглянуло солнышко, и язычку прикрыл окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а язычок слушает, как шторка шуршит: шшшшш…
3. Упражнение «Штора шуршит на ветру». Характеристика звука:
- Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.
- Рассмотри картинку (логопед демонстрирует профиль звука Ш) и опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?
- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок в форме «чашечки». Значит, этот звук какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук Ш – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук Ш – глухой.
4. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком Ш:
Логопед:- Выдери любые две игрушки, которые достал из бассейна. (Ребёнок выбирает, например кошку и лягушку) Педагог продолжает. Логопед: Однажды кошка решила сходить к лягушке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу следы (выставляет карточку с изображением разных следов на дорожке). Стала она по ним ходить и произносить слоги:
ша-шу-ши аш-уш-иш шта-шту-шты
ши-ша-шу иш-аш-уш шка-шко-шку
шу-ши-ша уш-иш-аш шма-шмо-шма
шну-шна-шны
- Давай и мы с тобой будем идти по дорожке и произносить слоги и слоговые цепочки.
Затем логопед выкладывает половинки шариков су-джока
- Дорожка ведет кошку дальше. Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:
аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.
5. Физминутка - игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия и профилактику плоскостопия):
Логопед приглашает ребенка встать на ребристую доску:
- Идет кошка дальше по дорожке. Шаг ты будешь делать в том случае, если услышишь в слове звук Ш:
Вот совушка – сова –
Большая голова
На дереву сидит,
Головушкой вертит.
Во все стороны глядит
Да и всем говорит:
Никто совушку не бьет
И за ушки не дерет.
- Молодец, у тебя внимательные ушки!
6. Пальчиковая гимнастика «Варежка» (с массажной варежкой):
Логопед: - Идет кошка по дорожке и вдруг нашел варежку.
Логопед дает массажную варежку ребенку и просит его вместе с кошкой сделать массаж пальчиков.
- Кошка варежку нашла,
По ладошке провела,
Кошка гладит по ладошке,
Будто убирает крошки,
А теперь наши горошки
Давят, давят понемножку.
7. Игра «Шашки»:
- Вот и дошла кошка до дома лягушки. Зашла, посмотрела вокруг, а хозяйки - то нет. Увидела кошка на столе шашки и решила в них поиграть.
Логопед обращает внимание ребенка на доску с шашками, лежащую на столе: «Шашки у лягушки необычные. На обратной стороне – картинки. Давай попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. А чтобы у лягушки не было беспорядка в комнате, мы будем складывать картинки: в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии, в шкаф, где две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками положим картинки с тремя слогами в названии». Ребенок делает слоговой анализ слов: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывает картинки к соответствующему макету шкафа.
8. Игра «Большой – большая» (на согласование прилагательных с существительными в роде):
- Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой»? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф», «большой ковш», «большой душ», «большой шиповник».)
- А про что можно сказать «большая»? («Большая шапка», «большая кошка», «большая подушка», «большая шуба», «большая машина».)
9. Игра «Сломанный телевизор» (произнесение звука Ш в предложениях):
- Увидела кошка на столе рядом с шашками пульт и захотела включить телевизор. Послушала она, да только понять ничего не может. Давай поможем кошке исправить предложения:
На елке мышка, а в норке шишка.
Поиграли в чашки, а помыли шашки.
Наша Даша чашку шила, а Наташа платье мыла.
10. Динамическая пауза:
«Мы купили кошке» Мы купили кошке (поднять руки вперед) К празднику сапожки (поставить ногу на пятку, повертеть) Причесали ей усы (от щек развести руки в стороны) Сшили новые трусы (имитировать шитьё иголкой) Только как их надевать (пожать плечами, руки в стороны) Хвостик некуда девать (показать «хвостик» за спиной)
11. Игра «Неправильная буква»:
- Заглянула кошка в другую комнату и нашла там лягушку. Она училась писать букву Ш. Посмотри, все ли буквы написаны правильно? Зачеркни неправильно написанные буквы. (ребенок зачеркивает маркером неправильно написанные на магнитно-маркерной доске буквы Ш).
- Напомни лягушке, из чего же состоит буква Ш? (Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.)
12. Итог занятия:
- Вот и помогли мы кошке и лягушке встретиться. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое задание тебе понравилось больше?