СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С использованием здоровьесберегающих и игровых технологий

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш»»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш» с применением здоровьесберегающих и игровых технологий

Составитель: Учитель-логопед Павленко Лариса Анатольевна

Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

  • коррекционные:

  • закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);

  • закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;

  • закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными в роде;

  • закрепление знания графического изображения буквы Ш;

  • развивающие:

  • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия;

  • развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;

  • развитие внимания, памяти, логического мышления.

Технологии:  здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: 

  • презентация «Автоматизация звука Ш»;

  • игрушки;

  • пособие «Шашки»;

  • картинки: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник;

  • 3 макета шкафчиков;

  • сухой бассейн с фасолью;

  • пособие «Следы на дорожках»;

  • массажер су-джок;

  • массажная варежка;

  • ребристая доска;

  • пульт телевизора;

  • магнитно-маркерная доска, маркер;

  • приз – раскраска.









Ход занятия:

1. Орг. момент, сообщение темы занятия:

Логопед: привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с фасолью).

- Положи ладони в бассейн, закрой глаза,  почувствуй, как тебе тепло, приятно. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай фасоль. Что ты чувствуешь? (Ответы ребёнка) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Ребенок обнаруживает предметы – машина, кошка, мышка, шишка, лягушка и т.д.

Логопед:- Послушай, как я их назову: (Логопед называетпредметы) Какой звук я выделила? (Звук Ш.)

Логопед:- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, произносить и различать звук Ш.


2. Артикуляционная гимнастика:

- В одном домике жил был язычок. Домик у него был красивый, с круглыми окошками, как бублик (упражнение «Бублик»). Сегодня язычок печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам язычок приготовил сладкий чай и налил его в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.).  Чай горячий, язычок дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике  носа, во время дутья он должен улететь вверх.). Хорошо и весело стало язычку, взял он гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.). Выглянуло солнышко, и язычку прикрыл окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а язычок слушает, как шторка шуршит: шшшшш…


3. Упражнение «Штора шуршит на ветру». Характеристика звука:

 - Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.

- Рассмотри картинку (логопед демонстрирует профиль звука Ш) и опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок в форме «чашечки». Значит, этот звук какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук Ш – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук Ш – глухой.


4. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком Ш:

Логопед:- Выдери любые две игрушки, которые достал из бассейна. (Ребёнок выбирает, например кошку и лягушку) Педагог продолжает. Логопед: Однажды кошка решила сходить к лягушке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу следы (выставляет карточку с изображением разных следов  на дорожке).  Стала она по ним ходить и произносить слоги:

ша-шу-ши           аш-уш-иш        шта-шту-шты

ши-ша-шу           иш-аш-уш        шка-шко-шку

шу-ши-ша           уш-иш-аш        шма-шмо-шма

                                                               шну-шна-шны

- Давай и мы с тобой будем идти по дорожке и произносить слоги и слоговые цепочки.

Затем логопед выкладывает половинки шариков су-джока

- Дорожка ведет кошку дальше. Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:

аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.


5. Физминутка - игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия и профилактику плоскостопия):

Логопед приглашает ребенка встать на ребристую доску:

 - Идет кошка дальше по дорожке. Шаг ты будешь делать в том случае, если услышишь в слове звук Ш:

Вот совушка – сова –

Большая голова

На дереву сидит,

Головушкой вертит.

Во все стороны глядит

Да и всем говорит:

Никто совушку не бьет

И за ушки не дерет.

- Молодец, у тебя внимательные ушки!


6. Пальчиковая гимнастика «Варежка» (с массажной варежкой):

Логопед: - Идет кошка по дорожке и вдруг нашел варежку.

Логопед дает массажную варежку ребенку и просит его вместе с кошкой сделать массаж пальчиков.

- Кошка варежку  нашла,

   По ладошке   провела,

   Кошка гладит по ладошке,

  Будто убирает крошки,

  А теперь наши горошки

   Давят, давят понемножку.



7. Игра «Шашки»:

- Вот и дошла кошка до дома лягушки. Зашла, посмотрела вокруг, а хозяйки - то нет. Увидела кошка на столе шашки и решила в них поиграть.

Логопед обращает внимание ребенка на доску с шашками, лежащую на столе: «Шашки у лягушки необычные. На обратной стороне – картинки. Давай попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. А чтобы у лягушки не было беспорядка в комнате, мы будем складывать картинки: в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии, в шкаф, где  две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками положим картинки с тремя слогами в названии». Ребенок делает слоговой анализ слов: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывает картинки к соответствующему макету шкафа.


 8. Игра «Большой – большая» (на согласование прилагательных с существительными в роде):

 Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой»? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф», «большой ковш», «большой душ», «большой шиповник».)

 - А про что  можно сказать «большая»? («Большая шапка», «большая кошка», «большая подушка», «большая шуба», «большая машина».)


9. Игра «Сломанный телевизор» (произнесение звука Ш в предложениях):

 - Увидела кошка на столе рядом с шашками пульт и захотела включить телевизор. Послушала она, да только понять ничего не может.  Давай поможем кошке исправить предложения:

На елке мышка, а в норке  шишка.

Поиграли в чашки, а помыли шашки.

Наша Даша чашку шила, а Наташа платье мыла.


10. Динамическая пауза:

«Мы купили кошке» Мы купили кошке (поднять руки вперед) К празднику сапожки (поставить ногу на пятку, повертеть) Причесали ей усы (от щек развести руки в стороны) Сшили новые трусы (имитировать шитьё иголкой) Только как их надевать (пожать плечами, руки в стороны) Хвостик некуда девать (показать «хвостик» за спиной)

11. Игра «Неправильная буква»:

 Заглянула кошка в другую комнату и нашла там лягушку. Она училась писать букву Ш. Посмотри, все ли буквы написаны правильно? Зачеркни неправильно написанные буквы. (ребенок зачеркивает маркером неправильно написанные на магнитно-маркерной доске буквы Ш).

 - Напомни лягушке, из чего же состоит буква Ш? (Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.)

12. Итог занятия:

 - Вот и помогли мы кошке и лягушке встретиться. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое задание тебе понравилось больше?