Конспект индивидуального логопедического занятия «Звуки [Р, Р'] [Л, Л'], буквы Р, Л, автоматизация в слогах, словах»
Цели: Учебная: Закрепление навыка правильного произношения звуков [р, р'] [л, л'] в слогах, словах.
Коррекционная: Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематических процессов.
Воспитательная: Воспитание мотивации к общению, учению.
Оборудование: - касса букв, карточки со слогами и словами, предметные картинки, магнитная доска для писания, ручка, тетрадь, символы звуков, звуковая линейка.
Ход занятия.
Организационный момент (3 мин.)
- У нас гости, мы их знаем и любим. Покажи как ты их любишь? …
- Сегодня 14 марта, понедельник. А какой день недели был вчера? … А какой день недели будет завтра? …
Молодец! - Садись правильно и удобно.
Начинаем делать артикуляционную гимнастику.
1. Заборчик. 2. Трубочка.
3. Окошечко. 4. Часики.
5. Качели. 6. Почистим зубки.
7. Блинчик. 8. Чашечка.
9. Лошадки.
- Хорошо!
Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Слушай и отвечай. Я назову имена, а ты по первым звукам в словах догадайся, какие звуки у нас сегодня «дежурные». Рома=[р], Рита=[р'], Лариса=[л], Лёня=[л'].
Верно. Мы будем продолжать учиться правильно произносить звуки [р, р'] [л, л'] в слогах и словах, развивать слуховое и зрительное внимание. Это тебе нужно для того, чтобы научиться правильно говорить, читать, писать.
2. Характеристика звуков.
- Звуки [р, р'], [л, л'] гласные или согласные?(СОГЛАСНЫЕ)… Звонкие или глухие?…(ЗВОНКИЕ)
- А где находится язычок, когда мы их произносим?… (За верхними зубами). - При произнесении каких звуков воздушная струя заставляет дрожать кончик языка? [р, р'], а при произнесении каких звуков воздушная струя встречаем преграду? … [л, л'].
3. Буквы р, л. Элементы письменных букв (работа с разрезной азбукой и магнитной доской для писания).
- «Какой буквой мы обозначаем звуки [р, р'] ?… Покажи букву.
- Напиши печатную букву.
- Какой буквой мы обозначаем звуки [л, л'] ? … Покажи букву.
- Напиши печатную букву.
4. Упражнения в произношении звуков [р, p'j [л, л'] в слогах.
- Повтори слоги за мной, выделяй ударные голосом
ра-ро-ру ра-ро-ру ра-ро-ру
лы — ла — ло лы — ла — ло лы — ла — ло
ря — ре — рю ря — ре — рю ря — ре — рю
ля -ле — лю ля — ле — лю ля — ле — лю
- Читай слоги по карточке, выделяй голосом ударные.
ра-ро-ру ра-ро-ру ра-ро-ру
лы — ла — ло лы — ла — ло лы — ла — ло
5. Упражнения в произношении звуков в слогах, звуковом анализе (использование символов, разрезной азбуки, предметных картинок).
- Давай поиграем. Возьми звуковую линейку. Вспомни, какие звуки мы обозначаем этими квадратами — гласные или согласные?
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? …А мягкие?… Покажи на звуковой линейке начало слова, конец, середину.
- Начинаем игру.
Называй предмет, правильно произноси звуки, определяй их место в слове и показывай их на звуковой линейке (предлагаются предметные картинки). Огурец, яблоко, репа, лошадь, редис, белка, слон; Помидор, лимон, поросенок, лиса, морковь, груша, апельсин, корова.
- Давай подарим подарки. Роме — домашних животных, Лене — диких животных, Ларисе — фрукты. (Я подарю Роме домашних животных: лошадь, поросенка, корову и т.д.).
6. Упражнения в звуко-буквенном анализе и синтезе (использование разрезной азбуки, магнитной доски для писания, карточки со словами). - Возьми кассу букв, составь слово ЛАК, прочитай, назови по буквам. Закрой глаза, назови по звукам. Тоже самое со словом ЛАМА. - Замени в этих словах звук [р] на [л], называй слова (РАК, ЛАМА).
- Читай слова по карточке парами (ЛАК-РАК, ЛАМА-РАМА).
- Думай, какие получатся слова, если в них вторым по счету поставить звук [р] (предлагается слово КОТ, КОШКА).
- А теперь вторым по счету ставь звук [л] (СОН, ПОТ).
- Читай слова по карточке парами. Четко выделяй дежурные звуки (КОТ- КРОТ, КОШКА — КРОШКА, СОН — СЛОН, ПОТ — ПЛОТ.
7. Работа в тетради. - Запиши слова по памяти.
Итог занятия:
- Наше занятие закончилось. Ты очень старалась правильно произносить звуки в слогах и словах и у тебя все хорошо получилось. У тебя всегда будет все получаться, если ты будешь следить за своей речью и внимательно слушать учителя.