“Автоматизация звука [С] в предложениях”.
Задачи:
автоматизация [С] в предложениях;
упражнение в подборе антонимов – признаков;
упражнение в делении слов на слоги;
развитие связной речи: составление распространенных предложений (по картинкам);
развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.
Оборудование: предметные картинки, пособие “Птичка”, кукла Света.
Ход занятия.
Организационный момент:
- Здравствуй, Маша! Сейчас я тебе загадаю загадку. Послушай.
“Светит, сверкает, всех согревает.” Что это?
- Солнце.
- Правильно. Как мы скажем ласково про солнце?
- Солнышко.
- Молодец! Представь, что солнышко согревает твое лицо, руки, тебе приятно. Давай потямся, улыбнемся, покажем как нам хорошо и приятно. Подул холодный ветер, тебе холодно. Давай покажем как нам холодно, не приятно. Опять засверкало солнышко.
- Присаживайся. Маша, я предлагаю тебе отправиться в путешествие. Оно будет непростым. Отправляемся в путь. А в дорогу мы с тобой возьмем звук, который встречается в словах: сова, сумка, каска, лес, глобус…
- Звук [с].
- Скажи звук [с] какой?
- Звук [с] – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.
- Идем по дорожке и поем песенку. Повтори за мной точно как я:
Ста – сто – сту
Ска – ско – ску
Сна – сно – сны
Сом - сад – суп
Стул – стол – стук
- Куда же нас привела дорожка? Впереди река, а мостика нет. Только доски какие – то лежат… ( на столе кучкой лежат 10 картинок: сомы, собака, слон, самолет, кастрюля, носорог, лиса, автобус, лес, троллейбус). Давай разберем дощечки. А разложим их так: картинки, в названии которых звук [с] стоит в начале, в середине, в конце (используется пособие “Птичка”)
- Посчитай картинки. Каких больше “дощечек”?
- Больше “дощечек” там, где звук [с] в начале слова.
- А теперь давай построим мостик. Выкладывая мостик из этих “дощечек”. Сначала те “дощечки”, в которых 1 слог, затем 2 слога, 3 слога.
- Лес, слон – 1 слог, лиса, сомы – 2 слога, кастрюля, автобус, троллейбус, носорог – 3 слога.
- Перешли по мосту. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, ели подберем слова наоборот:
- Веселый.
- Грустный.
- Подбери картинку, где у мальчика веселое лицо, а где грустное.
- Широкий.
- Узкий.
- Покажи где широкий бант, а где узкий.
- Низкий.
- Высокий.
- Покажи, где высокая ель, а где низкая.
- Пасмурный.
- Ясный.
- Какая картинка вызывает улыбку, покажи, а какая грусть.
- Новый.
- Старый.
- Покажи, где новые сандалии, а где старые.
- Молодец! Какой звук встречался в каждом слове, которое ты называла? ([с])
- Давай немножко отдохнем, а потом дальше пойдем. Пальчиковая гимнастика:
- А тут нас встречает девочка Света. Света хочет с тобой поиграть. Посмотри, она приготовила для тебя картинки. Посмотри внимательно и скажи, чем они отличаются?
- Посмотри, Света приготовила для тебя еще картинки. Давай составим по картинкам предложения, а Света послушает. ( Света ест сушки. Соня пьет сливовый сок. Собака ест мясо).
- Молодец! Свете очень понравились твои предложения. Она благодарит тебя и дарит тебе подарок. Нам пора возвращаться домой. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнила?
Итог занятия: Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии? ([С]). Молодец! Ты сегодня очень хорошо занималась. Мне очень понравилось как ты произносила звук [C], как называла слова наоборот.