Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха №9 г. Иркутска»
Конспект интегрированного урока.
«День матери – праздник любви и уважения».
ПОДГОТОВИЛА: учительначальных классов
ГОБУ СКШИ №9
Куличкова Наталья Валерьевна
Иркутск
Конспект интегрированного урока для 1 класса.
Тема: «День матери – праздник любви и уважения»
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Цель урока:
- познакомить детей с новым общественным праздником «День матери»;
- воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать, благодарить;
- вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме;
- проверить полученные знания по математике, окружающему миру, труду и обучению грамоте за начальный период обучения.
Ход урока.
Орг.момент:Сегодня на уроке мы будем говорить о самом главном на свете. А о чём, вы отгадаете сами!
Кто знает, какое самое первое слово ребёнка? _______________
Кто сделает звукобуквенный разбор слова МАМА на доске?
Кто правильно составит схему слова МАМА?
Постановка целей и задач урока:Вы, наверное, уже догадались, какая у нас сегодня тема урока? А кто знает почему? (Потому что 25 ноября вся наша страна отмечает праздник «День матери». Этот праздник возник совсем недавно, ведь мы привыкли поздравлять наших мам, бабушек, девочек весной – 8 марта! Женщин много на свете, но мама всегда одна! Та, которая вас родила, выкормила, вырастила. Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов: «мами», «мутти». Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. А как ласково можно назвать маму по-русски?
Актуализация знаний: Посмотрите на схемы слов, догадайтесь, какие это слова.
Мамочка, Матушка, Мамуля
Давайте теперь составим предложения с этими словами по схеме:
____
. (Моя мама лучше всех. Я люблю свою маму. Мою маму зовут Оля.)
Замечательные у вас предложения.
Мотивация учебной деятельности:На уроке рисования вы своих мам запечатлели по-разному. Посмотрите на нашу выставку. Здесь у вас и мамы на работе, и на праздниках, и дома в домашних хлопотах. Давайте проведем математический подсчёт маминых дел! У меня на доске картинки (мама моет окно, варит суп, шьёт платье, несёт сумки…), а под ними примеры (2+3=, 5-2=)! Быстренько выбегаем, кто хочет помочь маме в делах.
Вы такие молодцы! А дома вы помогаете своим мамам? А как?
Творческое применение, добывание знаний в новой ситуации: Сейчас я вам прочитаю стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине». Вы внимательно слушайте, потом скажете, правильно ли вела себя дочка.
Мама спит, она устала,
Ну и я играть не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу!
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - сказал он будто, -
Посидим и в тишине…
Экспресс – опрос. Учитель читает утверждения по содержанию стихотворения, дети заполняют таблицу: ставят в таблицу (+), если соглашаются с высказыванием или ставят (-), еслине соглашаются.
1.Мама легла спать, потому что устала. (+)
2.Я стала играть с волчком (с юлой). (-)
3.В комнате было тихо.(+)
4.Солнечный луч крался по маминой подушке.(+)
5.Девочке очень хотелось пошуметь.(+)
6.Девочка разбудила маму. (-)
Творческое применение, добывание знаний в новой ситуации: (ИГРА: Собери пословицу) А сейчас разделимся на 4 команды, работаем в группах. У меня в руках пословицы о маме, но все слова перепутались. Посмотрим, какая команда первая соберет пословицу правильно и объяснит её.
(При солнышке светло, при матушке добро.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Матушкин гнев – что весенний снег: И много его выпадает, да скоро растает.)
Почему маму сравнивают с солнышком? Давайте создадим солнышко материнской любви! От каких маминых качеств нам становится тепло и светло?
(
на лучиках солнца появляются слова: доброта, ласка, забота, любовь, терпение, нежность, мудрость, юмор, понимание, щедрость, сердечность.)
Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Вовек: нигде и никогда
Чтоб от раскаянья не плакать,
Не заставляйте маму плакать.
Любите своих мам, берегите их, не позволяйте плакать, почаще говорите благодарные слова.
Физкультминутка (под музыку)
Мы цветы в саду сажаем, их из лейки поливаем.
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит – лепестки колышет.
Астры, лилии, тюльпаны пусть растут для нашей мамы!
У нас с вами получилось очень замечательное солнышко. От него любой маме станет тепло и светло! И особенно будет приятно, если ее дочка или сыночек скажет своей мамочке эти волшебные слова и подарит ей своё маленькое солнышко на праздник Дня матери. Приготовьте клей. Я раздам вам желтые кружочки - солнышки, это сердцевина ромашки, а вы будете приклеивать необычные говорящие лепестки. Ведь сейчас нет цветов – ноябрь уж на улице, а мамам так нравиться получать в подарок цветы. Так пусть же ваши необыкновенные ромашки принесут им тепло ваших сердец, свет вашей души. На лепестках ромашки слова: Самая обаятельная.
Самая привлекательная.
Самая нежная.
Самая добрая.
Самая ласковая.
Самая заботливая.
Самая красивая.
Самая обворожительная.
Самая любимая.
Самая милая.
Дети работают под песню из к/ф «Мама» Муз. Жерар Буржоа, слова Ю. Энтина
Домашнее задание: Выучить стихотворение В.Руссу наизусть.
Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
Рефлексия:Мы замечательно поработали! Думаю, урок прошел для вас плодотворно, а ваши мамы сегодня вечером или в воскресенье 25 ноября будут счастливы, когда получат подарок и услышат ваши замечательные слова, исходящие от сердца, от души.
Список литературы:
Шерстнёва, Е. Г. Задача о празднике "День матери" / Е. Г. Шерстнёва // Педагогические технологии. – 2014. – № 1. – С. 140-142.
Айвазова, Н. Сезон охоты на динозавра, или Материнское сердце / Н. Айвазова // Педсовет. – 2012. – № 1. – С. 2-4.
Андреева, Е. Самое красивое слово: День матери / Е. Андреева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 21 (нояб.). – С. 34-36.
Арбатская, Л. Н. Родина начинается с матери / Л. Н. Арбатская // Педсовет. – 2010. – № 9. – С. 8-10.
Банадысева, Л. Небесный Покров земным матерям: вечер, посвященный Дню Матери / Л. Банадысева // Духовно-нравственное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 78-80.
Биккулова, А. Р. «Люблю тебя, мама, ты лучший мой друг»: внеклассное мероприятие ко Дню матери / А. Р. Биккулова // Завуч начальной школы. – 2012. – № 2. – С. 53-63.
Боева, Е. В. День матери / Е. В. Боева // Педсовет. – 2011. – № 8. – С. 21-23.
Кулакова, Е. Милая мамочка моя : 24 ноября – День матери / Е. Кулакова // Читаем, учимся, играем. – 2013. № 8. – С. 16-19.