СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Коммуникация» с детьми подготовительной группы «Перелётные птицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ воспитателя о том, что все птицы весной вьют новые гнезда и ремонтируют старые. Высиживают птенцов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Коммуникация» с детьми подготовительной группы «Перелётные птицы»»

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Коммуникация» с детьми подготовительной группы

«Перелётные птицы»

 

К работе прилагается презентация.

Цели:

Образовательные:

Закрепление знаний детей о характерных признаках весны. Расширение представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Закрепить представление о перелётных птицах Адыгеи.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, согласование числительного с существительным, образование существительных с суффиксами -ат, -ят, изменение существительных по падежам, образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), слоговой структуры слов, связной речи.

Развивающие: Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Материалы: мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; презентация к занятию, видеозапись весеннего леса, предметные картинки перелётных птиц, аудиозапись «Голоса птиц», муляж скворечника.

Предварительная работа.

1. Чтение детям стихотворения З.Александровой «Салют весне»; экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал?».

2. Познакомить детей с правилами поведения в лесу.

3. Рассказ о возвращении перелетных птиц с юга, почему их называют перелетными.

4. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о каждой из них.

5. Наблюдение за скворцами во время прогулок.

6. В уголке природы разместить иллюстрации перелетных птиц для свободного рассматривания.

7. Рассказ воспитателя о том, что все птицы весной вьют новые и ремонтируют старые гнезда, высиживая в них своих птенцов, а когда они появляются на свет, родители заботятся о них.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

В. Прежде чем мы начнём занятие, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.

(протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)

В. Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.

В. Какое сейчас время года?

Д. Весна.

В. Что происходит весной в природе?

Д. Всё оживает: тает снег, набухают почки на деревьях, прилетают птицы.

2. Игровая обучающая ситуация «Путешествие».

В. Сегодня мы отправимся в путешествие в лес и посмотрим, как птицы возвращаются домой.

В.Для путешествия нужно одеться по погоде. Какая погода за окном? Какое время года?

(ответы детей)

В. А как же мы доберёмся до леса? Какой вид транспорта нам подойдёт?

(Дети становятся парами, делают круг, проходят на стульчики).

В. Вот мы и в лесу. (появляется видеоизображение весеннего леса) А где же наши птицы? (звучат голоса птиц)

В. А вот и слышны их голоса. Чтобы узнать, какие птицы к нам прилетают, нужно отгадать загадки.

Чёрный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червям враг.

В. Кто это? (грач) (на экране появляется изображение грача- слайд 3)

В. У вас в руках таблички красного и синего цвета, На первый и последний звук в названии птицы поднимаем табличку. Для начала вспомним, какие звуки мы называем гласными, а какие – согласными.

Д. Звуки, которые при произношении встречают преграду, называются согласными. Звуки, которые поются - гласными.

В. Какой звук в слове грач первый? Если он гласный – поднимаем красную табличку, если согласный – синюю.

На шесте дворец.

Во дворце певец,

А зовут его….

Д. Скворец. (на экране появляется изображение скворца-слайд 4)

В. Какой звук в этом слове первый? Если он гласный – поднимаем красную табличку, если согласный – синюю.

В. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

(на экране появляется изображение ласточки- слайд 5)

Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)

(на экране появляется изображение кукушки- слайд 6)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит в развалочку -

Спотыкалочку. (утка)

(на экране появляется изображение утки- слайд 7)

В. Вот и встретили мы птиц. Но некоторые из наших птиц никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем.(слайд 8)

Игра «Чей домик?».

В. На столах лежат карточки, подойдите и соедините стрелочками птиц с их домиками. Но для начала выполним гимнастику для пальчиков.

Из скворечника торчат                     большой палец соединяем с

Клювы маленьких скворчат,              указательным; 

                                                     большой- средний палец; 

Клювы раз,                                     большой – безымянный;

Клювы два,                                     большой-мезинец;

Лапки, лапки-голова                        Машут руками и кружатся. 

В. Какие птицы здесь изображены?

Д. Грач, ласточка и скворец.

В. Сейчас поменяйтесь карточками со своим соседом и проверьте друг друга.

В. Молодцы!

В. Что на картинках лишнее?

Д. Собака и конура.

В. Почему вы так считаете?

Д. Грач, ласточка и скворец – птицы, а собака – домашнее животное.(слайд- 9)

Игра «Перелётные - зимующие».

В. Вот мы и расселили наших птичек. И пока они обустраивают свои дома, поиграем в игру. У нас будет две команды, одна команда отбирает перелётных птиц, а другая – зимующих. Какие птицы зимуют у нас, а какие прилетают только весной?

(игра повторяется несколько раз)

В. Теперь обратите внимание на экран. Ещё раз назовём птиц. (слайд 12, 13)

Ответы детей

Физминутка «Птицы».

Пой-ка, подпевай-ка,                            2 хлопка.

Десять птичек — стайка.                       3 шага.

Все известны для детей:

Это птичка - соловей,                           Правую руку поднять вверх.

Эта птичка - скворушка,                       Левую руку поднять вверх.

Серенькое перышко.                             Руки вверх, вниз.

Это птичка - коростель,                        Правую руку — в сторону.

Это птичка — свиристель,                     Левую руку в сторону.

Это — зяблик, это — стриж,                  4 хлопка. 

Это - развеселый чиж,                          Руки вверх, вниз.

Ну, а это - злой орлан.                          4 хлопка.

Птички, птички, по домам!                     Полетать по залу.

В. Вот и отдохнули, птицам пора обустраивать свои гнёзда, ведь совсем скоро у них появятся птенцы.

3. Игра «У кого кто?»

В. Давайте назовём их.

У грача…(грачата)

У скворца….(скворчата)

У ласточки   ….(ласточата)

У дрозда…(дроздята)

У стрижа…(стрижата)

У журавля….(журавлята)

У кукушки….(кукушата)

В. Ой, ребята, посмотрите, кто это? (слайд 15)

Д. Ласточка.

В. Давайте у неё спросим, почему она плачет.

Д. Ласточка, что случилось?

(голос из-за двери отвечает: «Меня чуть не съела кошка, еле- еле улетела, но моё крыло………………»)

5. Игра «Ласточка».

В. Давайте поможем ласточке. Для этого составим по серии картинок рассказ о ней, но прежде нужно расположить их в соответствии с сюжетом.(слайд 16)

Какая картинка первая?

Какая вторая, третья?

В. А теперь попробуем составить рассказ.(слайд 14) (Дети составляют рассказ.)

В.Отлично! У нас получился хороший рассказ.

(обращаюсь к ласточке: «Тебе понравилось?». Ласточка отвечает: «Спасибо, ребята, теперь я могу лететь к своим друзьям!»)

В. Итог.

Подошло к концу наше путешествие, строимся парами и возвращаемся в детский сад. (Дети идут парами по залу, экран убирается).

- О чём мы сегодня говорили?

- Каких птиц называют перелётными?

- Так какие же птицы, прилетают к нам на территорию нашей республики в тёплый период?

 



Звучит музыка и появляется Кикимора.

Логопед: Ой, кто это?

Кикимора:

Кто тут верещит, пищит,
Нарушает мой покой.
Щас приду с сковородой
И зажарю эту птицу
Будет радость – поживиться.
Я Кикимора лесная,
Слова «честность» я не знаю.
Нет другой мне радости,
Как людям делать пакости!

Я девчоночка лесная,
Неглупа и хороша я.
Я – Кикимора лесная,
День и ночь одна страдаю.
Трудно выбрать и решить,
За чей счет мне сладко жить!

Логопед: Не ругайся Кикимора. Это дети пришли в лес. Пожалуйста, расколдуй птиц, Разреши им вернуться на Родину.

Кикимора: Еще чего захотели! (Смеется). Они мне жить спокойно не дают. Надоели со своими песнями.

Логопед: Что же нам делать ребята?

Кикимора: Вот я разрезала птиц на кусочки. Смотрите. (Бросает разрезные картинки на пол).

Логопед: Ай, ай, что же ты наделала Кикимора! Разве можно так обращаться?

Кикимора: Вот если соберете картинки, тогда может быть позволю птицам вернуться в лес. (Под музыку дети собирают фрагменты картинок с изображением птиц, а Кикимора ходит вокруг них и наблюдает за ними.)

Логопед: Ну смотри, Кикимора, мы справились с твоим заданием. Выполняй теперь свое обещание.

Кикимора: Ну ладно, так и быть уговорили меня. (Произносит волшебные слова себе под нос – включается запись звуков леса). Ой, я совсем забыла, что это я с вами тут заболталась. Меня же Леший на день рождения пригласил. Пора мне идти.

Логопед: Ребята, послушайте как красиво щебечут птицы. Может кто-нибудь из вас узнал знакомые голоса. (Дети слушают и отгадывают птиц). Вот мы и помогли птицам вернуться в лес. Молодцы! Каким стал лес? Какую пользу человеку приносят птицы? Как нужно относиться к птицам? (Дети отвечают).

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Вы помните по какой дороге идти назад? (Дети берут друг друга за руки и выходят из зала под звуки леса).



Логические задачи:

1. Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, 2 синицы.

Два стрижа и пять червей.

Сколько птиц, ответь скорей? (пять)

2.

Шесть ласточек на крышу село,

И одна к ним прилетела,

Отвечайте быстро, смело

Сколько всех их прилетело? (одна)

































Математический диктант.



На наборном полотне в ряд воспитатель ставит 7 различных птиц и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, которую по счету птицу я спрятала». Посмотрите, сколько всего птиц. Как они построены в ряд? Выслушав ответы детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке они расположены. Затем 1 птицу я спрячу, а вы скажете, какая по счету она была. Кто хочет пересчитать птиц по порядку?» (Желающий называет порядковый номер и цвет каждой птицы. «Первый — дятел, второй — воробей...») Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 из птиц. (Упражнение повторяют несколько раз.)

Задание:

Воспитатель спрашивает детей: «Сколько всего птиц? Сколько их будет, если добавить 1? (Ставит 1 птицу.) Давайте все вместе сосчитаем птиц! (Счет хором.) Сколько их стало? Как же получили 8 птиц? На сколько 8 больше 7?

Если поставить еще 1 птицу. Сколько стало птиц? На сколько 9 больше 8?»


Берегите птиц. Стих для детей

Виктор Корболеев

Я начал птичку рисовать
С душой, ни как попало
Ведь птичек нужно охранять,
Их так на свете мало
Внизу хочу я написать:
По птицам не стреляйте
Не надо птичек убивать
И гнёзд не разоряйте!
Они не только ведь поют
И просто так летают,
Они ведь гусениц клюют
И мух уничтожают
Они для нас поют весной
Поможем им, ребятки
Чтоб сад сиял наш чистотой
И зеленели грядки!!!