Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности
«Мир эмоций».
Провели и подготовили:
Учитель-логопед: Алексеева В.В.
Воспитатель: Левшина П.А.
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи: Учить детей узнавать и выражать эмоции.
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей: продолжать учить понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное сосотояние (сердитый, печальный, веселый,радостный, грустный, спокойны).
Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре. Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами, использовать для воплощения образа выразительные средства (интонация, мимика, жест).
Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение (в том числе через прослушивание музыкальных произведений).
Развивать творческие способности.
Материалы и оборудование: иллюстрации демонстрационного пособия «ЭМОЦИИ», катрочки с изображением эмоции (грусть, радость, злость, спокойствие); дидактические игры «Кубик эмоций», «Четвертый лишний», презентация «Угадай эмоции сказочных героев», стаканчики с водой, блестки, комок грязи, палочки для размешивания, зеркало, раздаточный материал на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмем друг друга за руки.
Мы за руки возьмемся (берутся за руки и качают ими)
Друг другу улыбнемся (улыбаются друг другу)
Мы не будем ссориться, (грозят указательным пальцем)
Будем мы дружить (пожимают соседние руки)
Своими руками доброту дарить.
Воспитатель: Давайте сложим пирамиду из ладошек, посчитаем до пяти и устроим из ладошек салют. Сколько радости, положительных эмоций на наших лицах!
Воспитатель: Мы услышали новое слово: «ЭМОЦИИ». Попробуем разобраться, что такое эмоции? Эмоции- это чувства, которое мы испытываем в разных ситуациях. Какие чувства может испытывает человек?
Ответы детей: радость, удивление, страх, злость, спокойствие.
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки и попробуем определить настроение детей. (Педагог по очереди показывает иллюстрации из демонстрационного пособия «ЭМОЦИИ», совместно с детьми подбирает к ним пиктограммы эмоций).
Логопед: Ребята, мы сегодня будем показывать друг другу радостные и злые лица. А для этого разогреем мышцы лица. Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох. Вдох-выдох. И последний раз вдох-выдох. Молодцы. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь слева. Наморщите лоб- удивитесь, нахмурьте брови- рассердитесь.
Приготовьте пальчики.
Вот наше лицо Обводим лицо пальчиком
Все покажет оно Развести ладони в стороны
Ротик мило улыбается (указательными пальчиками
показываем на уголки рта и
улыбаемся)
Если радость вдруг встречается (хлопаем в ладоши)
Слезы потекут из глаз (показ на глаза)
Если вдруг обидят вас (стучим кулаком о кулак)
Ну а если испугаюсь (Закрываем ладошками лицо)
Я глаза закрыть стараюсь.
Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимимите и опустите плечи. Вдох-выдох.
Логопед: Ребята мы отлично справились, теперь предлагаю поиграть вам в игру кубик эмоций.
Игра «Кубик эмоций».
Кубик катится вы повторяете слова «Раз, два, три настроение замри».
Та, пиктограмма которая выпадет, вы должны будите её показать, а чтобы посмотреть все ли правильно показываем, давайте подойдем к зеркалу.
Логопед: Ребята первая эмоция радости.
У всех ли получилась улыбка, у всех ли прищурины глазки?
Логопед: Маруся, теперь кати кубик, а Вы ребята повторяйте слова.
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Молодцы. Чтобы лучше понимать друг другуа, нужно различать эмоции. Согласны?
Сейчас я вам покажу какое разное настроение бывает у людей.
(Приглашаю подойти к столу для демонстрации опытов)
ОПЫТЫ «РАЗНОЕ НАСТРОЕНИЕ».
Когда нам всё удается и нам хорошо, наше настроение похоже на чистую воду - (показывает стакан с чистой водой).
Когда настроение бывает прекрасным, радостным, оно похоже на салют (бросает во второй стакан блестки и размешивает их палочкой).
Повторяйте за мной: набираем блестки, опускаем их в стакан, размешиваем. Видите, какое радостное настроение- оно блестит, переливается, как вода в этом стакане.
Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства, 200 грамм доброй шутки,
И станем все это варит 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы,
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны,
И ласковый голос мамы.
Заглянем под крышку: там у нас не варенье!
Там наше оличное настроенье!
Воспитатель: Но бывает настроенье плохое ( кладу грязь в третий стакан). Возьмите кусочек грязи и положите в третий стакан, размешайте. Какая стала вода в этом стакане? (мутная, грязная, темная). Плохое настроение похоже на темную, мутную воду.
Какие человечки- пиктограммы показывают нам плохое настроение? (Дети выбирают пиктограмму «Злость»).
Логопед: что делает человек в момент радости – радуется, в момент грусти? Я буду говорить о себе, а вы скажите о себе в целом «Мы».
Я радуюсь- и мы радуемся.
Я грущу- и мы грустим.
Я спокойна- и мы спокойны.
Я злюсь- и мы злимся.
Логопед: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились.
Воспитатель: У вас бывают такие эмоции? Когда чаще всего вы злимся?
Дети: Злость возникает когда мы на кого-то обижаемся, что-то не получается.
Воспитатель: Чтобы злость не причинила вреда и быстро ушла от нас нужно уметь справляться с ней. Что нужно сделать для этого?
Дети: развесилить себя, поиграть в веселую игру, съесть конфетку.
Воспитатель: С какими людьми приятнее общатся: с добрыми или злыми?
Дети: с добрыми людьми общатся лучше.
Воспитатель: Я попрошу Вику К. научить нас волшебным словам, которые помогают избавится от злости.
Вику К.:
Если вдруг я разозлюсь - изображает злость
И ногою топну - топает ногами
Я вдохну и улыбнусь, - глубокий вдох, улыбается.
И в ладоши хлопну - хлопает в ладоши.
Руки выше поднимаем,
Злость мы в небо отпускаем!- разжать кулаки, дунуть.
Дети встают в круг и повторяют движения.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний», на картинке нужно определить, какая эмоция лишняя и обвести ее фломастером.
Игру «Четвертый лишний» (Раздает раздаточный материал и фломастеры).
Логопед: Даша, раскажи, о своей карточке, какую эмоцию ты обвела и что лишнее?
Ответ ребенка.
Воспитатель: молодцы, ребята вы были внимательными, сообразительными,веселыми. Какое у вас настроение?
Дети показывают пиктограмму своего настроения.
Логопед: ребята, только что нам прислали презентацию сказочных героев. Давайте ее просмотрим и определим какое же настроение у наших героев. Ваша задача подобрать правильную пиктограмму к каждому герою и показать ее мне. Приступим?
Дети: Да.
Игра «Угадай эмоции сказочных героев».
Логопед: Первый герой – Пьеро. Что скажем о его настроении?
Дети: Грустный.
Логопед: Ребята, тогда какой он?
Дети: грустный, печальный.
Логопед: Какую пиктограмму вы покажите?
Дети показывают пиктограмму грусти, если нужна помощь логопед обращает внимание на лицо Пьеро уголки рта опущены вниз, глаза грусные.
Так проговаривают всех героев.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, предлагаю вам сделать самую известную пиктограмму радостного настроения- Смайлик. Давайте сделаем его своими руками.
Аппликация из самоклеющейся бумаги «Смайлик».
Логопед: Ребята о каких чувствах и эмоциях мы сегодня говорили?
Скажите, что происходит с нашим ртом когда мы улыбаемся?
Ребята, какое чувство лучше, когда мы улыбаемся или злимся?
Воспитатель: Да ребята, когда у нас хорошее настроение, тогда и вокруг нас тоже все радостное. Предлагаю повесить наши СМАЙЛИКИ, чтобы у всех стало хорошее настроенье.