Вход под музыку Увертюры М. И. Глинки «Руслан и Людмила». - Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре? Д.: ответы. - А в музыкальном театре? Д.: ответы. - С чего же начинается театр? (ответы (с вешалки). - Вот мы с вами вошли в театр, разделись, купили программку (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра, т.е. вступление к опере. Так начинается опера. - Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы. (слушаем фрагмент увертюры) - Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв? (Антракт.) - Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники? (Декорации, грим, костюмы.) - Оперные артисты? (играют и поют.) - Что делают музыканты в оркестре? (Играют на музыкальных инструментах.) - А что делают писатели, поэты? (Пишут рассказы, сказки, стихи.) - А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто (показать). - Главное лицо в опере – композитор. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? (Без музыки.) -Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана (звучит ария). - Какая музыка по характеру? Какие думы она на вас наводит? Д.: ответы. -Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Слушание «Каватина Людмилы» - Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется? (Симфонический.) - Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А еще оркестр звуками картинный рисует: битвы, бурю и что-нибудь другое. - Он звучит на протяжении всего действия. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже. Слушайте (звучит «Марш Черномора). - А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним (игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»). Молодцы! - А еще есть в опере отдел балета, который обеспечивает оперу по ходу действия танцами, что очень ее украшает. А теперь посмотрим балетные номера из оперы «Руслан и Людмила». - Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив? (Хор.) - Откроем с вами учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Хор играет в опере большую роль. - Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»? Д.: Празднично, радостно, торжественно. - Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила» «Слава великим богам» (прослушивание в записи хора «Слава великим богам»). - Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам». Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия. Большое это дело – опера. Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников. |