СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку музыки в 3 классе "Опера Руслан и Людмила"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку музыки в 3 классе "Опера Руслан и Людмила"

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку музыки в 3 классе "Опера Руслан и Людмила"»

Класс: 3 класс

Тема четверти : « В музыкальном театре»

Тема урока: Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Дата проведения урока ______________

Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» -шедевром русского оперного искусства.

Задачи урока: Образовательная:

- Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

- Раскрыть через художественный образ тему добра и зла

Развивающая:

- Развивать творческие способности и мышление учащихся

- Развивать позитивное отношение к классической музыки

Воспитательная:

- Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).

Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.

Планируемые результаты

-предметные: - Познакомиться с особенностями построения оперного спектакля; функциями исполнителей, режиссёра, дирижёра.

-Выявить взаимосвязь музыки –слова -изобразительного искусства в опере.

-Освоить понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал.

-Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки.

-метапредметные : -Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

-Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

личностные

-Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

-Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

-Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки

- познавательные УУД: : называть и объяснять основные термины оперы.

-регулятивныеУУД: Самостоятельно определять муз. темы главных героев.

-коммуникативные УУД: интонационно узнавать образы героев.

Художественный материал урока: портрет М.И.Глинки, либретто, программки, Увертюра, Марш Черномора и Заключительный хор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

Дидактические единицы урока: программка, либретто, опера, ария, симфонический оркестр



Структура урока

Ход урока

 Организационный момент (1-2 минуты)

 

Актуализация знаний

(4-5 минут)

 



 

 .   




«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(30-35 минут)

 

 

















































 Рефлексия   (итог урока 2 минуты)

 

Вход под музыку Увертюры М. И. Глинки «Руслан и Людмила».


- Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре?

Д.: ответы.

- А в музыкальном театре?

Д.: ответы.

- С чего же начинается театр? (ответы (с вешалки).

- Вот мы с вами вошли в театр, разделись, купили программку (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра, т.е. вступление к опере. Так начинается опера.


- Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы.


(слушаем фрагмент увертюры)


- Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв? (Антракт.)

- Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники? (Декорации, грим, костюмы.)

- Оперные артисты? (играют и поют.)

- Что делают музыканты в оркестре? (Играют на музыкальных инструментах.)

- А что делают писатели, поэты? (Пишут рассказы, сказки, стихи.)

- А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто (показать).

- Главное лицо в опере – композитор. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? (Без музыки.)

-Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана

(звучит ария).


- Какая музыка по характеру? Какие думы она на вас наводит?

Д.: ответы.

-Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина.

Слушание «Каватина Людмилы»

- Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется? (Симфонический.)

- Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А еще оркестр звуками картинный рисует: битвы, бурю и что-нибудь другое.

- Он звучит на протяжении всего действия. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже. Слушайте (звучит «Марш Черномора).

- А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним (игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»). Молодцы!


- А еще есть в опере отдел балета, который обеспечивает оперу по ходу действия танцами, что очень ее украшает. А теперь посмотрим балетные номера из оперы «Руслан и Людмила».

- Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив? (Хор.)

- Откроем с вами учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Хор играет в опере большую роль.

- Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»?

Д.: Празднично, радостно, торжественно.

- Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила» «Слава великим богам»

(прослушивание в записи хора «Слава великим богам»).


- Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам».

Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия. Большое это дело – опера.


Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников.