Конспект
Руководство работой станции осуществляет начальник станции, который несет полную ответственность за выполнение задач, возложенных на него «Положением о железнодорожной станции».
Руководство эксплуатационной работой станции, контроль за выполнением суточных и сменных планов и заданий, в части своевременной подачи - уборки вагонов на местах необщего пользования, передачей вагонов прибывших в адреса предприятий, своевременному формированию и расформированию поездов, организация обработки поездов и вагонов по технологическому процессу, выполнение установленных норм содержания рабочего парка и простой вагонов в целом по станции, расстановку кадров цеха движения осуществляет заместитель начальника станции по оперативной работе.
Руководство грузовой и коммерческой работой станции, контроль за выполнением суточных и сменных планов по грузовой работе, текущее планирование, оперативный контроль за выполнением плана погрузки, выгрузки, организацию своевременного осмотра вагонов в коммерческом отношении, оформление перевозочных документов, оперативный учет грузовой работы по сменам и в целом по станции, а также расстановка кадров в грузовом цехе станции осуществляет заместитель начальника станции по грузовой и коммерческой работе.
Инженер станции участвует в разработке и внедрении технологического процесса работы станции и передовых методов труда, анализирует и контролирует выполнение технологических норм, участвует в разработке местных инструкций по обеспечению безопасности движения и охране труда, организует техническую учебу работников станции, проведение мероприятий по рациональному использованию технических средств, устройств, обеспечению безопасности движения поездов и техники безопасности, а также проводит анализ работы станции, подведения ежемесячных, ежеквартальных, годовых итогов.
Оперативное руководство эксплуатационной работой станции, контроль за выполнением суточных и сменных планов, организацией грузовой и коммерческой работы, обработкой поездов и вагонов возложены на заместителя начальника станции по оперативной работе и сменных командиров – маневровых диспетчеров.
Дежурный по станции (ДСП) осуществляет непосредственное руководство организованным приемом и отправлением поездов.
Маневровый диспетчер (ДСЦ) осуществляет оперативное планирование и руководство работой станции, обеспечивает выполнение сменных планов, осуществляет контроль за выполнением технологических норм на обработку составов и вагонов; осуществляет непосредственное руководство по расформированию, формированию составов; осуществляет контроль за коммерческим и техническим осмотром составов. В его подчинении находятся: машинисты маневровых локомотивов, составители поездов, операторы станционного технологического центра, приемосдатчики груза и багажа, работники ПТО, дежурный по станции.
Маневровый диспетчер руководит работой всей смены станции, организует расстановку, инструктирует работников смены, использует передовые методы труда, обеспечивает выполнение сменного плана работы станции, контроль за выполнением технологического процесса обработки вагонов и поездов, а также заданных норм простоя вагонов, организовывает маневровую работу, руководит составительскими бригадами, обеспечивает подачу, уборку и перестановку вагонов, расформирование и формирование составов, контролирует безопасность движения поездов и маневровой работы. Маневровый диспетчер инструктирует работников смены о порядке производства работ и правил техники безопасности под роспись, обеспечивает выполнение сменного плана работы станции, осуществляет контроль за выполнением технологического процесса обработки вагонов и поездов, а также заданных норм простоя вагонов, организовывает сортировочную и маневровую работу, руководит составительскими бригадами, обеспечивает подачу, уборку и перестановку вагонов, расформирование и формирование составов, контролирует безопасность движения поездов и маневровой работы, использует передовые методы труда. Распоряжения маневрового диспетчера являются обязательными для работников всех служб, связанных с подготовкой, приемом, отправлением поездов, грузовой и коммерческой работой.
На маневрового диспетчера возлагается:
· увязка работы между отдельными цехами станции, примыкающими путями необщего пользования и подразделениями технических служб на станции;
· контроль за эффективным использованием технических средств станции;
· решение отдельных оперативных задач, возникающих при выполнении плана в связи с меняющейся обстановкой станции;
· контроль за соблюдением условий, обеспечивающих безопасное производство маневров;
· контроль за работой технологического центра.
Перед заступлением на дежурство ДСЦ знакомится с положением на станции.
По данным о подходе поездов, наличии вагонов в парке и на основании плана погрузки на сутки маневровый диспетчер планирует формирование и отправление поездов со станции. В соответствии с этим планом устанавливается очередность вывода груженых вагонов с выставочных путей. А также порядок подачи порожних вагонов под погрузку, причем, особое внимание уделяется выполнению сдвоенных операций с вагонами.
Для оперативного руководства работой станции, контроля, учета и анализа выполнения сменного плана ДСЦ ведет график маневровой работы. Образец графика приведен в приложении №2.
Для обеспечения четкого руководства работой смены маневровый диспетчер располагает следующими видами связи:
· прямой оптико-волоконной связью с оператором СТЦ, приемосдатчиками груза и багажа, ДСП;
· общей телефонной, связывающей все объекты станции и примыкающие к станции пути необщего пользования;
· радиосвязью с маневровыми локомотивами и составительскими бригадами;
· двусторонне парковой связью;
· персональной ЭВМ.
Рабочее место маневрового диспетчера располагается на посту ЭЦ.
Маневровый диспетчер обеспечивает:
· составление плана работы станции на смену, в т.ч. по приему и отправлению поездов, согласование его с дежурным по отделению, составление плана маневровой работы, выполнение сменного плана по приему, формированию и отправлению поездов, грузовой работе;
· своевременную подачу, расстановку и уборку вагонов на грузовых фронтах, обслуживаемых локомотивами станции, выполнение технологических норм на обработку поездов и вагонов;
· сокращение межоперационных интервалов и общего времени нахождения вагонов на станции, рациональное распределение работы между маневровыми районами с учетом равномерной их загрузки;
· совмещение операций расформирования с формированием поездов, подборку вагонов по грузовым фронтам и др.;
· согласованную работу станции с другими службами, путями необщего пользования в соответствии с технологическим процессом и с учетом кооперированного использования их технических средств;
· контроль за эффективным использованием технических средств станции - путевого развития, маневровых локомотивов, средств связи и СЦБ и т.д.;
· рациональное распределение маневровых локомотивов для организации работы в маневровых районах Новосибирск-Западный;
· применение передовых методов труда;
· соблюдение правил безопасности движения и техники безопасности;
· контроль за выполнением заданного объема работы на станции;
· подведение итогов работы за смену.
Распоряжения маневрового диспетчера по обеспечению своевременного и безопасного приема и отправления поездов, выполнению маневровых и грузовых операций, а также рациональному использованию технических средств станции являются обязательными для работников всех служб, связанных с подготовкой, приемом, отправлением поездов, грузовой и коммерческой работой.
Оперативное руководство грузовой работой станции осуществляет заместитель начальника станции по грузовой работе и приемосдатчик - планер, который обеспечивает:
- контроль за своевременной подачей и расстановкой вагонов по грузовым фронтам;
- согласование плана работы с маневровым диспетчером;
- согласованную работу с путями необщего пользования;
- доведение информации до маневрового диспетчера и контроль за грузовой работой станции;
- оперативный учет грузовой работы;
- подведение итогов выполнения сменного плана по грузовой работе.
Для осуществления контроля за выполнением грузовой работы приемосдатчик - планер ведет форму “Положение грузовой работы станции, в которой отражается фактическое положение с вагонами, находящимися под грузовыми операциями с указанием рода вагонов.
Структура оперативного управления работой станции приведена в приложении №3.
Структура административного управления работой станции приведена в приложении №4.
2. Оперативное планирование работы станции.
Информация о подходе поездов и грузов, ее качество – основа оперативного планирования и регулирования работы станции.
Для обеспечения оперативного планирования поездной и грузовой работы своевременной информации грузополучателей, грузоотправителей о подходе поездов и грузов, а также о прибытии и подаче вагонов под грузовые операции, станция получает предварительную информацию о подходе поездов, используя систему АСУ СТ – запрашивая «Справку о подходе поездов».
Для получения и ввода информации из системы АСОУП на рабочем месте оператора станционного технологического центра обработки информации и перевозочных документов (оператор СТЦ) установлена ПЭВМ с системами ГИД Урал ВНИИЖТ, АРМ СТЦ (на основе АСУ МР).
Станция Новосибирск-Западный получает два вида информации: предварительную и точную. Станция Новосибирск-Западный включена в автоматизированную систему оперативного управления перевозками (АСОУП).
Предварительная информация
Предварительная информация о подходе поездов на станцию Новосибирск-Западный поступает из ИВЦ (информационно-вычислительного центра дороги) через каждые 3 часа по запросу 212 оператора станционного технологического центра или приемосдатчика груза и багажа.
Получаемое сообщение “Прогноз прибытия поездов” содержит:
- номер поезда;
- индекс поезда;
- станцию дислокации;
- номера вагонов;
- код грузополучателей;
- вес груза;
- ориентировочное время прибытия на станцию Новосибирск-Западный.
Точная информация поступает на станцию по каналам связи в виде телеграммы - натурного листа (ТГНЛ), которая содержит данные о поезде и вагонах, предусмотренные указаниями о содержании и порядке передачи ТГНЛ, приведенные в Инструктивных указаниях по составлению натурного листа поезда формы ДУ-1.
На основании имеющихся сообщений от ДНЦО о подходе поездов оператор СТЦ по запросу 213 получает из ИВЦ сообщение 02 (телеграмму - натурный лист на поезда, готовые к отправлению со станции Инская назначением на станцию Новосибирск-Западный).
Точную информацию о прибывших на станцию вагонах оператор СТЦ передает маневровому диспетчеру и старшему приемосдатчику. Данные о прибытии грузов приемосдатчик - планер сводит в «Книгу информации о прибытии грузов». Точная информация содержит:
· количество и род вагонов;
· род груза;
· количество груза;
· наименование грузополучателя;
· время прибытия на станцию.
Приемосдатчик - планер предварительную и точную информацию о подходе и прибытии грузов передает по телефону соответствующим работникам предприятий-грузополучателей. При этом предварительная информация передается за 6-8 часов до прибытия поезда на станцию, а точная - по прибытию поезда.
Кроме того, автоматизированная система оперативного управления перевозочным процессом (АСОУП), функционирующая в ИВЦ дороги, дает возможность работникам станции получать информацию о подходе поездов и дислокации грузов по запросу 217. Сообщение «операции с вагоном на дороге» содержит: индекс поезда, номер поезда, станцию дислокации, номер вагона, операцию и время выполнения операции на станции.
конспект
Организация работы грузовой станции
Железные дороги осуществляют перевозки грузов между станциями, открытыми для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций. Грузовые станции представляют собой комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения грузовых и коммерческих операций.
1.1. Оперативное руководство и управление работой грузовой станции Руководство работой станции осуществляет начальник станции, который несет полную ответственность за выполнение задач, возложенных на него “Положением о железнодорожной станции”. Оперативное руководство эксплуатационной работой станции, контроль за выполнением суточных и сменных планов, организацией грузовой и коммерческой работы, обработки поездов и вагонов возложены на заместителей начальника станции и сменных командиров - маневровых диспетчеров и дежурных по станции.
Маневровый диспетчер (ДСЦ) осуществляет оперативное планирование и руководство работой станции, обеспечивает выполнение сменных планов, осуществляет контроль за выполнением технологических норм на обработку составов и вагонов. В оперативном подчинении у него находятся: машинисты маневровых локомотивов, составители поездов.
Дежурный по станции (ДСП) осуществляет непосредственное руководство организованным приемом, расформированием, формированием и отправлением поездов, контроль за коммерческим и техническим осмотром составов. Непосредственно руководство и контроль за исполнением операций возлагаются:
- на складах станции - на начальника грузового района;
- на контейнерных площадках - на начальника контейнерной площадки;
- в помещении агентов СФТО - на старшего агента СФТО.
1.2. Организация работы станции по приему, хранению, погрузке и отправлению грузов. Перевозка грузов реализуется путем заключения договора перевозки между железной дорогой и отправителем. Содержание договора перевозки излагается в накладной. Правильное и четкое выполнение грузовых и коммерческих операций при приеме груза к перевозке на станциях отправления оказывает большое влияние на сохранность грузов, своевременную доставку их получателям, а также на рациональное использование подвижного состава и полное взыскание всех причитающихся перевозчику (дороге) провозных платежей и сборов.
Приниматься к перевозке груз может на местах общего пользования и необщего пользования. При приеме к перевозке грузов на местах общего пользования грузовые и коммерческие операции выполняются в такой последовательности:
- отправитель предварительно заполняет накладную (комплект перевозочных документов) на сдаваемый к перевозке груз и не позднее, чем накануне дня завоза груза на станцию предъявляет ее агентам СФТО, находящимся на территории станции; - агент СФТО проверяет правильность заполнения перевозочного документа, предусмотрена ли эта заявка планом и указывает номер позиции в плане, не действует ли в данный момент временное запрещение погрузки на станцию назначения и открыта ли она для операций с отправляемым грузом ;
- визируется накладная, при этом в соответствующих графах указывается номер заявки, дата ввоза и погрузки груза. Указанные данные заверяются подписью агента СФТО или другого работника, визирующего накладную, и после этого она возвращается грузоотправителю;
- завоз груза на местах общего пользования и прием его к перевозке производится отправителем по предварительно заполненной накладной в дни, предусмотренные визой начальника станции;
- завезенный груз вместе с накладной предъявляется приемосдатчику станции, который проверяет наличие на ней визы.
Тщательным наружным осмотром он должен убедиться в том, что предъявленный груз и его количество соответствуют данным, указанным в накладной, а упаковка не вызывает опасений в утрате, порче или повреждении груза. Если при осмотре тары и упаковки будут выявлены недостатки, которые могут привести к утрате, порче или повреждению груза , приемосдатчик должен потребовать устранения этих недостатков или отказать в приеме груза к перевозке;
- данные о грузе, принятом к перевозке приемосдатчик записывает в Книгу приема груза к отправлению (форма ГУ - 34). Если на станции прием грузов осуществляется на нескольких пунктах, обслуживаемых отдельными приемосдатчиками, то такая книга ведется на каждом таком пункте. Если грузовые операции выполняются на грузовых фронтах путей необщего пользования, то о подаче вагонов под погрузку станция обязана уведомить не позднее чем за 2 ч. Порядок уведомления устанавливает начальник станции. На станции ведется Книга уведомления о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Порядок подачи и уборки вагонов на пути необщего пользования устанавливается договором на подачу и уборку или на эксплуатацию подъездного пути. На каждый загруженный вагон приемосдатчик составляет вагонный лист. Вагонный лист содержит сведения, необходимые для информации грузополучателей, а также для составления первичного документа на состав поезда - натурного листа. По окончании погрузки приемосдатчик информирует маневрового диспетчера или ДСП о готовности вагонов к уборке, указывая при этом номера и тип вагонов, род груза и станции назначения. Маневровый диспетчер или ДСП, получив такую информацию, дает указание составителю поездов вывести вагоны с пунктов погрузки на пути станции для включения их в формируемый состав. Время уборки вагонов отмечается в памятке приемосдатчика (ведомости подачи и уборки вагонов) и на графике исполненной работы маневрового диспетчера. Вагонные листы поступают к агентам СФТО, которые к каждому из них подбирают накладные и дорожные ведомости. Все документы передают в станционный технологический центр (СТЦ). В СТЦ на сформированный поезд составляют натурный лист. К нему подбирают перевозочные документы и приложения к ним в порядке, соответствующем фактическому наличию и расположению вагонов в составе. Эта операция выполняется в процессе накопления и формирования и должна быть закончена к моменту окончания формирования состава.
1.3. Организация работы станции по прибытию вагонов. Своевременная и правильная информация о подходе поездов к грузовой станции исключительно важна для организации маневровой и грузовой работы. На основе информации составляется план расформирования поезда и очередность подачи вагонов на грузовые фронты, подготавливаются средства механизации. Грузовая станция получает информацию о подходе поездов - предварительную и точную. Предварительная информация , передаваемая из отделения дороги вместе с заданием на смену, содержит данные о количестве поездов и вагонов, следующих под выгрузку в предстоящие 12 ч. с каждого направления. Точная информация поступает в информационный центр станции в виде телеграмм - натурных листов. По прибытию поезда на грузовую станцию выполняются следующие операции:
- прием оператором СТЦ перевозочных документов от локомотивной бригады и проверка соответствия состава натурному листу ранее полученной и обработанной (размеченной) телеграмме - натурного листа;
- технический и коммерческий осмотры вагонов;
- подготовка состава к расформированию и подаче к грузовым фронтам.
Эти операции выполняются параллельно. Закончив натурную проверку, оператор СТЦ на всех дорожных ведомостях и вагонных листах ставит календарный штемпель ~ дату и время прибытия груза. В вагонном листе также указывается номер поезда. После этого делают запись в Книгу сдачи грузовых документов (форма ГУ - 48) по каждой отправке, указывая номер вагона и номер накладной. Дорожные ведомости и накладные передают в помещение агентов СФТО, а вагонные листы - на грузовой терминал или в пункты выгрузки на местах необщего пользования. В помещении агентов СФТО документы на все прибывшие под выгрузку грузы регистрируют в Книге прибытия грузов (форма ГУ - 42). Получив из СТЦ вагонные листы, приемосдатчик грузов готовится к выгрузке. На основании поступивших вагонных листов приемосдатчик предварительно записывает груз в Книгу выгрузки грузов (форма ГУ - 44), у фронта выгрузки подготавливает выгрузочный инвентарь, поддоны, освобождает место для работы механизмов и т.д. После коммерческого осмотра вагонов приемосдатчик грузов снимает ЗПУ и дает указания бригадиру комплексной бригады приступить к выгрузке. В процессе выгрузки приемосдатчик должен сличать данные вагонного листа с фактическим наличием груза, проверять при этом число мест груза, маркировку и исправность грузовых мест. Приемосдатчик следит за тем, чтобы груз был выгружен и уложен аккуратно, без повреждения и чтобы при этом обеспечивалась сохранность вагонов. На основании вагонных листов агенты СФТО делают отметки в накладных и дорожных ведомостях о месте нахождения груза на складе и накладывают календарный штемпель времени выгрузки. Вся выгрузка на местах общего пользования должна быть зарегистрирована в Книге выгрузки формы ГУ - 44. По окончании выгрузки и укладки грузы маркируют, чтобы при выдаче было легче найти их в складе.