СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку развития речи по теме: "Встречаем книгу по одежке" 8 класс

Категория: Русский язык
Тема: 7. Текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована как в 7-м, так и в 8-м классе. Благодаря включению сведений о компонентах книги, на которую пишется отзыв, ребята учатся давать оценку (своеобразную рецензию) произведению и самому изданию книги.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку развития речи по теме: "Встречаем книгу по одежке" 8 класс»


Конспект урока русского языка №1

Ф.И.О. учителя: Заречнева Е. В.

Школа № 2 Класс 8б

Тема урока: Встречаем книгу по одежке.

Тип урока: развитие речи

Дата проведения урока: 15.09.2018

Цель урока: формировать умение писать отзыв о книге с учетом риторических особенностей книги; формировать умение давать оценку художественному произведению, основанную на личном восприятии.

Задачи урока:

обучающие: объяснить понятие отзыва и правила его написания.

воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к книге, к русскому языку.

развивающие: развивать логическое мышление, интерес к уроку через различные формы работы.



Перечень оборудования: учебник (Русский язык 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 31 изд., - М.: Просвещение, 2016), глоссарий, примерный план написания отзыва, образец написанного отзыва.











План урока.

Оргмомент

2-3 минуты

Актуализация знаний

5-7 мин.

Целеполагание и мотивация

5-7 мин.

Формирование знаний

5-7 мин.

Формирование умений

10 мин.

Проверка уровня сформированности знаний и умений

5-7 мин.

Задавание на дом

2-3 мин.

Подведение итогов

2-3 мин.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здоровается с учащимися, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. Напоминает, что понадобиться учебник, тетрадь, словарь.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

(Метод: беседа; прием: проблемная беседа)

- Добрый день, садитесь. Рада приветствовать вас сегодня на нашем уроке развития речи! Сегодня мы с вами окунемся в увлекательный мир детской литературы. Вы много прочитали к этому времени. У многих из вас уже сложился свой читательский вкус. Многие из произведений навсегда поселились в ваших сердцах! Кто не знает великого русского сказочника А. С. Пушкина и его сказки? А кому не знаком Джонатан Свифт с его Гулливером – великаном или А. С. Грин и его «Алые паруса»? Безусловно, эти имена знают все! Сегодня мы попытаемся выступить в роли литературоведов и попробуем написать отзыв на одну из понравившихся вам книг. Вам данный урок необходим для того, чтобы уметь самостоятельно создавать письменное произведение, называемое отзывом. Ведь в современном мире важно уметь грамотно выстраивать свое высказывание. Итак, мы будем работать на отдельных листочках, в правом верхнем углу запишите свою фамилию, класс, на первой строчке – дату, вид работы (пятнадцатое сентября, классная работа), оставить строчку для темы.


-По одежке встречают - по уму провожают. О чем говорит данная пословица?

-Соотнесите данное суждение с книгой. Насколько важно учитывать оформление детских книг?

-Какие книги читаете?

-По каким критериям отбираете?

-Какие структурные элементы книги вам известны?

-Перед вами две детские книги. Рассмотрите их и сравните, какая из них на ваш взгляд более интересна для чтения? В ответе на вопрос вы должны аргументировать свою точку зрения учитывая оформление, содержание, наличие аннотации, предисловия, иллюстраций (работа в группах).

(Ученикам представляются для сравнения издания детских книг богато иллюстрированных и без иллюстраций)












Учащиеся рассматривают детские книги, анализируют наличие риторических компонентов, отвечают на поставленные вопросы в группах (по 5 человек).

Целеполагание и мотивация.

В ходе урока озвучиваются цели:

- знать основные компоненты книги;

- уметь узнавать риторические элементы книги;

Совместно с учащимися формулирует тему урока, предлагает записать её в тетрадь.

-Итак, можем сформулировать тему нашего урока: Встречаем книгу по одежке.


Определяют и осмысливают цели урока.

Формулируют и записывают тему урока в оставленной строчке.







Формирование знаний

-Какие выводы вы можете сделать из проделанной работы?

-О каких компонентах детской книги вы не имеете представления?



-Помогают ли структурные компоненты сформировать собственное мнение об этой книге?

-Как на практике мы можем высказать свое мнение об этой книге?

-В каких ситуациях нам необходимы знания об элементах книги?

-Да, это отзыв. Дадим определение отзыву. Отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. Прочитав отзыв, ваши читатели должны подумать, какая интересная книга, нужно обязательно ее прочитать. Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:

1) Сведения о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, описание структуры книги, адресата, наличие иллюстраций, есть ли аннотация, предисловие;

2) Тезис – мнение читателя о книге;

3) Вывод – общая оценка книги.

-На партах перед вами глоссарий, в котором даны определения основным риторическим понятиям, составляющим детскую книгу. Сопоставительный анализ.

- Называют элементы книги: обложка, форзац, титульный лист, суперобложка, выполняя упражнение.

- Объясняют смысл пословицы и делают вывод о том, что книгу выбирают по красочной обложке, а оценивают по содержанию.







-Эти сведения необходимы, когда мы хотим порекомендовать книгу другу, читателям.

-Отзыв.



- работают со слайдами из презентации.

-приходят к выводу, что отзыв о книге – это характеристика книги по ее содержанию и отношение к ней читателя.









Устно анализируют данные образцы книг, называя структурные элементы детской книги. Обращают внимание на содержание предисловий (часто детские книги начинаются подобным обращением «Юный друг!»); аннотаций, содержания, иллюстраций.

Дают устный портрет книги (прием: устное словесное рисование).


Формирование умений.



























-Перед вами пример отзыва о книге, включающий элементы риторического анализа книги. Ваша задача заключается в том, чтобы проанализировать данный текст. Есть ли в данном тексте субъективная оценка? Можно ли назвать данный текст отзывом? (Раздаточный материал. Задание: Подчеркните в отзыве описание структурных элементов книги)

Предлагает составить план к отзыву о книге.

-Далее составим план нашего отзыва.


Опираясь на глоссарий, лежащий на партах, заполняют таблицу, анализируя предложенные книги.

Структурный элемент

Наличие

Элемента

(+/-)

Функция элемента книги

Требования к элементу

1.Переплет

(обложка)




2.Суперобложка




3. Форзац




4.Титульный лист




5.Выходные данные




6.Аннотация




7.Содержание




8.Предисловие




9.Послесловие




10.Иллюстрация









Таблица №1. «Анализ структурных элементов детской книги».




(Образец раздаточного материала – Приложение 1)





Совместно с учителем составляют план и записывают его в тетрадь.

(Приложение 2)



Проверка уровня сформированности знаний и умений

  1. Организует работу учащихся по применению знаний.

  2. Предлагает придумать название сочинения.

Предлагает устно составить примерный текст сочинения.

  1. Озаглавливают сочинение.

(Книга, которая потрясла меня.

Книга – мой лучший друг.

Любимая книга. и др.)


Приложение 2.

Создают черновой вариант текста сочинения.

Задавание на дом

Выписать определения из глоссария, составить словарик. Выписать названия двух любимых книг и ответить на вопрос: «Чем меня привлекла данная книга?».

Записывают домашнее задание, ставя перед собой определенные цели по его выполнению.

Подведение итогов

Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений.

Оценивают свою работу. Определяют степень реализации целей.


















8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!