Тема: Художественный стиль речи. Текст как произведение речи.
Цели:
- образовательные: выяснение и углубление знаний учащихся, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи. Текст как произведение речи», закрепление навыков правописания;
- развивающие: способствование развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи , интереса к родному языку;
- воспитательные: нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться определять признаки текста, составлять собственные тексты.
Метапредметные:
- Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
- Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
- Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
- Личностные результаты: Формирование познавательного интереса.
Оборудование: раздаточный материал, учебники.
Ход занятия
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний (проверка усвоения материала предшествующих занятий)
- Прежде чем мы приступим непосредственно к теме урока, повторим тот материал, который уже знаем.
Трое студентов работают по карточкам (Приложение)
Остальные:
Терминологический диктант
- Ответьте, какой термин скрывается под определением:
1. Разговор двух и более лиц (диалог)
2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)
3. Непринужденная естественная по преимуществу устная речь, употребляемая в условиях повседневного общения (разговорная речь).
4. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации (публицистический).
5. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой)
6. Стиль речи, отличающийся подчеркнутой, строгой логичностью, точностью, обобщенностью, а также объективностью (научный).
Практическая работа (коллективная, один студент у доски):
- Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля. Запишите эти пословицы, объясняя орфографию и пунктуацию:
1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.
(За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь)
2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.
(Тише едешь – дальше будешь)
3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
(Что написано пером, то не вырубишь топором)
Проверка работы по карточкам.
3. Определение темы урока.
- Мы в терминологическом диктанте назвали несколько стилей речи. Какому стилю не было дано определение? (Художественный или художественная речь). Сегодня мы поговорим об этом стиле.
4. Работа по теме
Карточка №4 (Приложение). Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля. Составьте вопросы к тексту.
Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.
Данный текст является примером художественного стиля. Чтобы доказать это, ответьте на несколько вопросов.
-
Какое явление описал К. Паустовский в этом отрывке? (листопад)
-
Каким настроением наполнен текст? (восхищение красотой подмосковного леса)
-
Какими словами назвал автор осенние листья? (золото, сухая листва, листья)
-
Найдите в тексте слова, которые помогают установить сходство этих понятий. Какие слова прямо указывают на наличие другого значения у слова золото? (много лиственного шумного золота)
-
Какие эпитеты использованы в тексте? (шумного золота, в холодном блеске)
-
О чём говорит наличие всех изобразительно-выразительных средств? (это текст художественного стиля)
- Спасибо. Картины осени необычайно яркие. Они передают настроение легкой тихой грусти, светлую печаль об уходящем дне, наполненном неожиданными красками, когда даже один маленький осенний лист может сочетать в себе богатую цветовую палитру. К. Паустовский назвал осенний лист “шедевром, совершенным творением природы”. Мы доказали, что этот текст является примером художественного стиля? В чём же особенность художественного стиля? (воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей. Используются все языковые средства).
5. Работа с учебником
- Итак, мы определили особенности художественного стиля. Давайте обратимся к учебнику с.186-188 (теоретический материал) – запись определений.
6. Словарная работа
Аллегория, анафора, гипербола, метафора
7. Продолжение работы по теме.
Любой из стилей предполагает работу с текстами. Что такое текст?
Учебник с.91-92 теория.
Карточка №5 (Приложение). Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты.
Определите к какому стилю речи можно отнести данный текст? Назовите эпитеты, использованные в данных текстах. В каких целях они используются в художественной речи?
1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.
8. Итог. Выводы.
Что такое текст?
Каковы его признаки?
Назовите способы связи предложений в тексте
9. Домашнее задание: выучить материал лекции.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карточка №1
Задание 1. Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.
Кометы – небесные тела, входящие в состав Солнечной системы; имеют вид туманных пятнышек с ярким сгустком в центре – ядром. У ярких комет при приближении к Солнцу появляется хвост в виде светящейся полосы.
(Детская энциклопедия)
Задание 2. Вы работаете переводчиком-референтом в ЗАО «Суперлингва». Неожиданно вам понадобился внеочередной отпуск (разумеется, за свой счет) сроком на один месяц. Изложите свою просьбу в заявлении на имя генерального директора фирмы – Иванова Сергея Васильевича.
Карточка №2.
Задание 1. Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.
Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята!
Задание 2. На ваше имя в 356-м отделении связи г. Москвы получена посылка, однако по ряду причин вы не можете получить ее сами. Напишите доверенность на чье-либо имя для получения этого почтового отправления.
Карточка №3.
Задание 1. Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.
Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника?
Стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, повторяют ту же операцию.
Задание 2. Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.
1. Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.
2. Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный руководитель 11-го «Б» класса Иванова В.М.
3. Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.
Карточка №4 (Приложение). Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля. Составьте вопросы к тексту.
Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.
Карточка №5. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты.
Определите к какому стилю речи можно отнести данный текст? Назовите эпитеты, использованные в данных текстах. В каких целях они используются в художественной речи?
1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.