СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Художественный стиль речи. Текст как произведение речи."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Художественный стиль речи. Текст как произведение речи". М

Цели:

- образовательные: выяснение и углубление знаний учащихся, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи. Текст как произведение речи», закрепление навыков правописания;

- развивающие: способствование развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи , интереса к родному языку;

- воспитательные: нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться определять признаки текста, составлять собственные тексты.

Метапредметные:

- Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

- Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

- Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

- Личностные результаты: Формирование познавательного интереса.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Художественный стиль речи. Текст как произведение речи."»

Тема: Художественный стиль речи. Текст как произведение речи.

Цели:

- образовательные: выяснение и углубление знаний учащихся, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи. Текст как произведение речи», закрепление навыков правописания;

- развивающие: способствование развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи , интереса к родному языку;

- воспитательные: нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться определять признаки текста, составлять собственные тексты.

Метапредметные:

- Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

- Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

- Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

- Личностные результаты: Формирование познавательного интереса.

Оборудование: раздаточный материал, учебники.

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний (проверка усвоения материала предшествующих занятий)

- Прежде чем мы приступим непосредственно к теме урока, повторим тот материал, который уже знаем.

Трое студентов работают по карточкам (Приложение)

Остальные:

Терминологический диктант

- Ответьте, какой термин скрывается под определением:

1. Разговор двух и более лиц (диалог)

2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)

3. Непринужденная естественная по преимуществу устная речь, употребляемая в условиях повседневного общения (разговорная речь).

4. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации (публицистический).

5. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой)

6. Стиль речи, отличающийся подчеркнутой, строгой логичностью, точностью, обобщенностью, а также объективностью (научный).

Практическая работа (коллективная, один студент у доски):

- Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля. Запишите эти пословицы, объясняя орфографию и пунктуацию:

1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.

(За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь)

2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.

(Тише едешь – дальше будешь)

3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

(Что написано пером, то не вырубишь топором)

Проверка работы по карточкам.

3. Определение темы урока.

- Мы в терминологическом диктанте назвали несколько стилей речи. Какому стилю не было дано определение? (Художественный или художественная речь). Сегодня мы поговорим об этом стиле.

4. Работа по теме

Карточка №4 (Приложение). Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля. Составьте вопросы к тексту.

Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.

Данный текст является примером художественного стиля. Чтобы доказать это, ответьте на несколько вопросов.

  • Какое явление описал К. Паустовский в этом отрывке? (листопад)

  • Каким настроением наполнен текст? (восхищение красотой подмосковного леса)

  • Какими словами назвал автор осенние листья? (золото, сухая листва, листья)

  • Найдите в тексте слова, которые помогают установить сходство этих понятий. Какие слова прямо указывают на наличие другого значения у слова золото? (много лиственного шумного золота)

  • Какие эпитеты использованы в тексте? (шумного золота, в холодном блеске)

  • О чём говорит наличие всех изобразительно-выразительных средств? (это текст художественного стиля)

- Спасибо. Картины осени необычайно яркие. Они передают настроение легкой тихой грусти, светлую печаль об уходящем дне, наполненном неожиданными красками, когда даже один маленький осенний лист может сочетать в себе богатую цветовую палитру. К. Паустовский назвал осенний лист “шедевром, совершенным творением природы”. Мы доказали, что этот текст является примером художественного стиля? В чём же особенность художественного стиля? (воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей. Используются все языковые средства).

5. Работа с учебником

- Итак, мы определили особенности художественного стиля. Давайте обратимся к учебнику с.186-188 (теоретический материал) – запись определений.

6. Словарная работа

Аллегория, анафора, гипербола, метафора

7. Продолжение работы по теме.

Любой из стилей предполагает работу с текстами. Что такое текст?

Учебник с.91-92 теория.

Карточка №5 (Приложение). Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты.

Определите к какому стилю речи можно отнести данный текст? Назовите эпитеты, использованные в данных текстах. В каких целях они используются в художественной речи?

1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

8. Итог. Выводы.

Что такое текст?

Каковы его признаки?

Назовите способы связи предложений в тексте

9. Домашнее задание: выучить материал лекции.



























ПРИЛОЖЕНИЯ

Карточка №1

Задание 1. Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

Кометы – небесные тела, входящие в состав Солнечной системы; имеют вид туманных пятнышек с ярким сгустком в центре – ядром. У ярких комет при приближении к Солнцу появляется хвост в виде светящейся полосы.

(Детская энциклопедия)

Задание 2. Вы работаете переводчиком-референтом в ЗАО «Суперлингва». Неожиданно вам понадобился внеочередной отпуск (разумеется, за свой счет) сроком на один месяц. Изложите свою просьбу в заявлении на имя генерального директора фирмы – Иванова Сергея Васильевича.

Карточка №2.

Задание 1. Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.

Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята!

Задание 2. На ваше имя в 356-м отделении связи г. Москвы получена посылка, однако по ряду причин вы не можете получить ее сами. Напишите доверенность на чье-либо имя для получения этого почтового отправления.

Карточка №3.

Задание 1. Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника?

Стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, повторяют ту же операцию.

Задание 2. Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.

1. Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.

2. Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный руководитель 11-го «Б» класса Иванова В.М.

3. Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.


Карточка №4 (Приложение). Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля. Составьте вопросы к тексту.

Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.

Карточка №5. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты.

Определите к какому стилю речи можно отнести данный текст? Назовите эпитеты, использованные в данных текстах. В каких целях они используются в художественной речи?

1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!