СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа на тему "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа на тему "Совесть"»

Конспект классного часа

МОУ «СОШ № 63» г.Магнитогорска

Учитель: Юсупова Анжелика Адильбековна

Класс: 4

Тема занятия: «Совесть»

Тип занятия: рассуждение





Ход занятия

1.Организационный момент.

Классный руководитель с заранее подготовленными ребятами разыгрывает сценку. Между реплик актёров, задаются вопросы и слушаются ответы остальных обучающихся.

Однажды предрассветною порой                                        
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?..


Как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?

Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие,  скромность, тактичность и др. 


– Конечно, разум – первый мне ответил.                                
С ним каждый путь и правилен и светел. 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Невелика моя об этом повесть,                                              
Но главное у человека – совесть!


- Конечно всё, что вы назвали очень важно в человеке, но автор считает главным в каждом – совесть. И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Оно является ключевым в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.



2.Основная часть.

1)Работа по рассказу.

-Ребята, я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно его послушайте.

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я.

Прости меня, – сказал человек. - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

Беседа с обучающимися;

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?  

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? 

– Как бы вы озаглавили этот рассказ? 

-Ребята, так что же такое совесть?

-Спасибо, ребята! А ведь о совести говорят не только в рассказах, особенно о ней идёт речь в пословицах. Вот сейчас и узнаем, кто у нас хорошо фольклор изучает.



2)Работа в группах «Пословицы»

-Ребята, в своих группах из половинок собрать целую пословицу, обсудить ее смысл. После один представитель выступает с защитой.

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

6. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.


-Спасибо огромное, ребята!


3)Упражнения совести.

А) «Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.


- Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

(Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.)

Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

Б) «Минута прощения».

-Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица.

Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

(Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.)

-Советую вам провести такое упражнение дома.


- Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? (Ответы детей)

- Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? (Ответы детей)


4) «Жизненные ситуации»

-Ну, а сейчас поработаем в парах. У вас на столах лежат картинки с разными жизненными ситуациями о совести. Рассмотрите, проанализируйте в паре ситуацию, предложите свое положительное решение вопроса. После каждая пара выступит перед ребятами.


5.Заключение


В жизни по-разному можно жить.

   В горе можно и в радости.

   Вовремя есть и вовремя пить.

   Вовремя делать гадости.

   А можно и так: на рассвете встать

   И, помышляя о чуде,

   Рукой обожженною солнце достать

   И подарить его людям! (Сергей Островский)

- Спасибо вам за честность, искренность.


6.Рефлексия

- Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

-Предлагаю вам изобразить наше солнце. А каким оно будет, зависит от вашего впечатления от занятия. На ваших столах лежат лучики, их следует раскрасить по следующей схеме.

Красный - меня что-то тревожило на занятии.

Оранжевый – всё понравилось, но был неуверен в себе.

Жёлтый – мне всё понравилось, я был в себе уверен и активно участвовал в беседе.

-Спасибо за занятие, ребята!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!