СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ Классного часа на тему: "Совесть".

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Мы с ребятами попытались ответить на вопросы, что такое совесть и где она находится у человека? Может быть  совесть помещается – слева, рядом с сердцем, или в голове. А может быть вообще кто-то сомневается, есть ли она у людей.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

СОВЕСТЬ

-У нас на занятии, сегодня гости, поздоровайтесь с ними.

-Сейчас я проверю, готовы ли вы к занятию. На свои места сядут те у кого фамилия начинается на букву К, теперь садятся только девочки, а теперь присаживаются мальчики. Я вижу, все вы готовы к уроку.

  1. Сегодня мы поговорим о очень важном и наверное самом главном качестве человека. О каком качестве пойдёт речь, вы узнаете, разгадав кроссворд. Отгадайте загадки….

  • По чёрному белым
    Пишут то и дело.
    Потрут тряпицей –
    Чиста страница.
    (Школьная доска)

  • Бывает строгая, бывает прикольная.
    Военная, спортивная и школьная!
    (форма)

  • В школьной сумке я лежу,
    Как ты учишься, скажу.

(Дневник)

  • В чёрном поле заяц белый
    Прыгал, бегал, петли делал.
    След за ним был тоже бел.
    Кто же этот заяц? ...
    (Мел)

  • Превращу лицо я в маску,

В этом мне помогут... (краски)


  • Деревянный кораблик для двух моряков
    Несёт нас по школьному морю звонков.
    (парта)

  • По краям её — поля.
    В центре — белая земля.
    А на ней — сто путей
    Для старательных детей
    (тетрадь)

-Прочитайте слово в выделенном столбике. (совесть)

-Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, что такое совесть и где она находится у человека? Может быть совесть помещается – слева, рядом с сердцем, или справа. А может быть вообще кто-то сомневается, есть ли она у людей. Я предлагаю провести

  1. Эксперимент «Совесть»

Сегодня каждому из вас я хочу подарить шоколадку, но с одним условием, если вы решите взять её сейчас, то это будет -1 шоколадка, а если вы потерпите до конца урока, то сможете взять сразу 2-себе и другу или братику, маме.

Подумайте несколько секунд. Поднимите руки, кто берёт шоколадку сразу. (раздаю) Поднимите руки те, кто решил подождать.

Вывод: те кто решил потерпеть, это ребята с сильно развитой совестью, а у тех кто взял сразу, совесть спит, они думают только о себе.

Попытаемся ответить на вопрос

-Так, что же такое совесть? Я бы ответила так.

Все вы видели и хорошо знаете компас, прибор со стрелкой, который показывает, где располагается север, а где юг. Он нужен человеку, чтобы не заблудиться. У каждого в душе есть свой компас, который показывает нам, что есть добро, а что есть зло.

Потому что Совесть – это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Она не даёт совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить своё поведение.

-Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, отворачиваются от неё, закрывают уши. Но от совести не убежишь.

-Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?

  1. Игра. Я – против всех.

Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова. А вы встаёте, говорите МНЕ СТЫДНО, если считает, что этого нужно стыдиться.

• физические недостатки-людей инвалидов;

• плохое поведение;

• поношенная, но аккуратная одежда;

• неряшливый, грязный вид;

• не престижная работа родителей;

• недостаток денег в семье;

• невежество, необразованность, безграмотность;

• вульгарная, вызывающая внешность;

• грубое, бездушное отношение к людям;

• бедность;

• обещание, которое не сдержали.

Вывод: я рада, что многие правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний компас – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

  1. Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. Они разные по высоте. С чего начинается зло? С маленьких безобидных шалостей. Вы впускаете его в себя. Это – первый пальчик. Вы растёте, и шалости становятся всё обиднее и хуже…. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. Этого человека уже не остановят слова, нужны действия. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Человек становится всё слабее и слабее. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Он становится злым агрессивным. Ему хочется ударить кого-то.

- Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)

-Какой надёжный щит поставить на пути зла?(совесть)

V. Ситуации выбора. «Голос совести».

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку первокласснику, прочитать чужую записку, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, человек идёт на сделку со своей совестью. А ведь каждый должен сделать этот выбор не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о вас.

Давайте рассмотрим ситуации. И узнаем, трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 50 рублей. Как вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации

Б) Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

В) Ситуация третья.

На каникулах класс планирует поездку в цирк. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил окно в коридоре. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда учительница наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что окно случайно разбил ваш друг. Как можно тут поступить по совести?

Дети высказываются по поводу ситуации.

  1. Физкультминутка

Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Я буду называть слова. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаетесь вверх, если означает что-то плохое, недоброе – опускаетесь вниз.

Начнём: МИЛОСЕРДИЕ, злость, ПОСЛУШАНИЕ, трусость, зависть, ДОБРОТА, наглость, гнев, раздражительность, грубость, пьянство, курение, сквернословие.

Посмотрите, что с вами произошло? На кого вы стали похожи? На животных. Так и в жизни бывает - творя зло, мы перестаём быть похожими на людей.

- Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми. Выпрямляем спинку, встаём прямо.

  1. «Минута раскаяния»

А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.

Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Подумаем, и напишем, что не разрешает, запрещает вам делать совесть. Назовём это упражнение «Минута раскаяния».

-Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления. Затем учитель зачитывает.

Совесть мне запрещает

Обманывать

брать чужое

лениться

озоровать

плохо учиться

грубить

переговариваться

быть наглым

обижать малышей

  1. Притча

Ну и закончить наш классный час мне хочется притчей

Однажды юноша шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у него было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, - ответил слепой.


- Почему юноша бросил осколки в кружку слепого? (шутка)

- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?(стыдно)

- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 30 лет)

- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. д)

  1. Итог занятия

Сегодня мы говорили о самом главном качестве человека, мы пытались ответить на вопросы, на которые взрослые не всегда находят ответы. Рядом с совестливым человеком легче живётся. Он, как светлячок, всегда излучает свет, который и есть нравственное здоровье человека. Всегда оставайтесь людьми и будьте честным по отношению к себе и окружающим, не скупитесь на доброту. Спасибо вам!

Раздача шоколадок!!!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!