СОВЕСТЬ
-У нас на занятии, сегодня гости, поздоровайтесь с ними.
-Сейчас я проверю, готовы ли вы к занятию. На свои места сядут те у кого фамилия начинается на букву К, теперь садятся только девочки, а теперь присаживаются мальчики. Я вижу, все вы готовы к уроку.
Сегодня мы поговорим о очень важном и наверное самом главном качестве человека. О каком качестве пойдёт речь, вы узнаете, разгадав кроссворд. Отгадайте загадки….
По чёрному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чиста страница.
(Школьная доска)
Бывает строгая, бывает прикольная.
Военная, спортивная и школьная!
(форма)
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.
(Дневник)
В этом мне помогут... (краски)
-Прочитайте слово в выделенном столбике. (совесть)
-Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, что такое совесть и где она находится у человека? Может быть совесть помещается – слева, рядом с сердцем, или справа. А может быть вообще кто-то сомневается, есть ли она у людей. Я предлагаю провести
Эксперимент «Совесть»
Сегодня каждому из вас я хочу подарить шоколадку, но с одним условием, если вы решите взять её сейчас, то это будет -1 шоколадка, а если вы потерпите до конца урока, то сможете взять сразу 2-себе и другу или братику, маме.
Подумайте несколько секунд. Поднимите руки, кто берёт шоколадку сразу. (раздаю) Поднимите руки те, кто решил подождать.
Вывод: те кто решил потерпеть, это ребята с сильно развитой совестью, а у тех кто взял сразу, совесть спит, они думают только о себе.
Попытаемся ответить на вопрос
-Так, что же такое совесть? Я бы ответила так.
Все вы видели и хорошо знаете компас, прибор со стрелкой, который показывает, где располагается север, а где юг. Он нужен человеку, чтобы не заблудиться. У каждого в душе есть свой компас, который показывает нам, что есть добро, а что есть зло.
Потому что Совесть – это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Она не даёт совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить своё поведение.
-Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, отворачиваются от неё, закрывают уши. Но от совести не убежишь.
-Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?
Игра. Я – против всех.
Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова. А вы встаёте, говорите МНЕ СТЫДНО, если считает, что этого нужно стыдиться.
• физические недостатки-людей инвалидов;
• плохое поведение;
• поношенная, но аккуратная одежда;
• неряшливый, грязный вид;
• не престижная работа родителей;
• недостаток денег в семье;
• невежество, необразованность, безграмотность;
• вульгарная, вызывающая внешность;
• грубое, бездушное отношение к людям;
• бедность;
• обещание, которое не сдержали.
Вывод: я рада, что многие правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний компас – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
Тренинг «Как не попасть в сети зла?
Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. Они разные по высоте. С чего начинается зло? С маленьких безобидных шалостей. Вы впускаете его в себя. Это – первый пальчик. Вы растёте, и шалости становятся всё обиднее и хуже…. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. Этого человека уже не остановят слова, нужны действия. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Человек становится всё слабее и слабее. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Он становится злым агрессивным. Ему хочется ударить кого-то.
- Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)
-Какой надёжный щит поставить на пути зла?(совесть)
V. Ситуации выбора. «Голос совести».
Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку первокласснику, прочитать чужую записку, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, человек идёт на сделку со своей совестью. А ведь каждый должен сделать этот выбор не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о вас.
Давайте рассмотрим ситуации. И узнаем, трудно ли вам будет поступить по совести?
А) Ситуация первая.
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 50 рублей. Как вы поступите?
Дети высказываются по поводу ситуации
Б) Ситуация вторая.
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
В) Ситуация третья.
На каникулах класс планирует поездку в цирк. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил окно в коридоре. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда учительница наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что окно случайно разбил ваш друг. Как можно тут поступить по совести?
Дети высказываются по поводу ситуации.
Физкультминутка
Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
Я буду называть слова. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаетесь вверх, если означает что-то плохое, недоброе – опускаетесь вниз.
Начнём: МИЛОСЕРДИЕ, злость, ПОСЛУШАНИЕ, трусость, зависть, ДОБРОТА, наглость, гнев, раздражительность, грубость, пьянство, курение, сквернословие.
Посмотрите, что с вами произошло? На кого вы стали похожи? На животных. Так и в жизни бывает - творя зло, мы перестаём быть похожими на людей.
- Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми. Выпрямляем спинку, встаём прямо.
«Минута раскаяния»
А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести - это когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.
Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Подумаем, и напишем, что не разрешает, запрещает вам делать совесть. Назовём это упражнение «Минута раскаяния».
-Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления. Затем учитель зачитывает.
Совесть мне запрещает
Обманывать
брать чужое
лениться
озоровать
плохо учиться
грубить
переговариваться
быть наглым
обижать малышей
Притча
Ну и закончить наш классный час мне хочется притчей
Однажды юноша шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у него было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, - ответил слепой.
- Почему юноша бросил осколки в кружку слепого? (шутка)
- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?(стыдно)
- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 30 лет)
- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. д)
Итог занятия
Сегодня мы говорили о самом главном качестве человека, мы пытались ответить на вопросы, на которые взрослые не всегда находят ответы. Рядом с совестливым человеком легче живётся. Он, как светлячок, всегда излучает свет, который и есть нравственное здоровье человека. Всегда оставайтесь людьми и будьте честным по отношению к себе и окружающим, не скупитесь на доброту. Спасибо вам!
Раздача шоколадок!!!