Методическая разработка интегрированного разновозрастного классного часа по теме «Путешествие в ПДД - LAND»
Цель:
- активизация и закрепление знания по правилам дорожного движения
- формирование сознательное отношение обучающихся по предупреждению наиболее распространённых ошибок на дороге
Задачи:
- познакомить с историей возникновения дорожных правил в России и Англии;
- углублять знания учащихся о правилах дорожного движения;
- научить на практике ориентироваться в дорожной символике;
- повторить правила дорожного движения для пешеходов;
- развивать навыки самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
- воспитывать культуру поведения на дорогах, умение сопереживать.
План
1. Знакомство с историей возникновения правил дорожного движения двух стран: России и Англии.
2. Квиз по правилам дорожного движения.
3. Путешествие в мир дорожной безопасности лицея.
4. Калейдоскоп неожиданностей.
5. Рефлексия "Синквейн".
Ход классного часа
1. Ознакомление с историей возникновения правил дорожного движения двух стран: России и Англии.
Слова 1 учителя: Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одной очень актуальной и интересной теме. А для начала мы предлагаем вам посмотреть небольшой видеосюжет. (Идет демонстрация видеосюжета по теме «Интенсивность дорожного движения»)
Вы просмотрели видеосюжет. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на классном часе? (Ответы детей)
Слова 2 учителя: Сегодня к нам в гости пришли два гида - экскурсовода.
Появляются два гида. (Во время рассказа экскурсоводов демонстрируется презентация «История ПДД»)
Первый гид: Ребята - я экскурсовод из России, хочу вам рассказать об истории возникновения правил дорожного движения в моей стране. Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.
Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре. В России дорожное движение регулировалось царскими указами. В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки.
Второй гид: А у нас в Лондоне ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. Причём скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха. Но, несмотря, ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше.
Слова 1 учителя: Ребята, а вы знаете, что сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно. Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов. Современным правилам дорожного движения более 100 лет.
Слова 2 учителя: Современная история правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском, им управлял слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь, в дальнейшем данное устройство стало прототипом современного светофора.
2. Квиз по правилам дорожного движения.
Слова 1 учителя: Настало время проверить ваши знаниями по безопасности дорожного движения, для этого мы проведём квиз (викторину между представителями 5 и 7 класса) и посмотрим, кто наберёт больше жетонов с дорожной символикой.
Дети отвечают на короткие вопросы викторины по очереди, набирая жетоны за правильные ответы на вопросы. (Смотри видео приложение «Квиз по ПДД» в формате презентации).
По окончании квиза учитель просит посчитать количество заработанных дорожных знаков, тем самым подведя итог. Затем предлагает участникам команд разложить их по группам: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие и информационные.
3. Путешествие в мир дорожной безопасности лицея.
Слова 2 учителя: На наш классный час заглянул представитель отряда ЮИД «Светофор» нашего лицея. Он предлагает вам познакомиться со сводкой ГИБДД по городу Абакану за 2015 год.
Юный инспектор: Я хочу пригласить вас в мир безопасности нашего лицея и рассказать сначала о том, что за 12 месяцев 2015 года на территории города Абакана зарегистрировано 35 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет. Получили травмы различной степени тяжести 38 несовершеннолетних (1 погиб).
Количество происшествий по вине несовершеннолетних - 14 ДТП. Рост составил 17%.
К счастью, нашей школы среди злостных нарушителей нет.
Из перечисленных происшествий:
- 13 ДТП с участием детей-пешеходов, 8 из которых по вине несовершеннолетних (5 случаев перехода дороги в неположенном месте, 3 – переход дороги по регулируемому пешеходному переходу на запрещающий сигнал светофора, 4- на пешеходном переходе без нарушения ПДД).
- 6 ДТП с участием 6-х велосипедистов, 4 из которых по вине ребенка.
- 1 ДТП с участием водителя мопеда,
- 1 ДТП с участием водителя автомобиля,
- 1 ДТП с участием водителя мотоцикла.
Основная доля пострадавших детей в ДТП приходится на возраст с 11 до 13 лет.
За 12 месяцев 2015 года наиболее опасным месяцем, с точки зрения риска ДТП, стал май – 7 ДТП, август, октябрь и ноябрь – по 5 ДТП.
(Рассказ юного инспектора сопровождается графиками и диаграммами по статистике ГИБДД, представленными на слайдах).
Слова 1 учителя: Как вы думаете, почему наше учебное заведение не попало в эти сводки ГИБДД? (Ответы детей)
Слова 2 учителя: Да, действительно в нашем лицее проводится много мероприятий для профилактики дорожно-транспортных происшествий.
(Демонстрация слайдовой презентации с мероприятиями, направленными на профилактику дорожно-транспортных происшествий).
4. Калейдоскоп неожиданностей.
Слова 1 учителя: Сейчас нас с вами ждёт калейдоскоп неожиданностей. Вам будут предложены различные ситуации по правилам дорожного движения, а вы должны определить какие из них являются опасными? (Детям демонстрируются картинки с различными ситуациями, ведётся обсуждение)
Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).