Организационный момент: приветствие | - Здравствуйте, ребята. Мы студенты педагогического колледжа, меня зовут Кристина Михайловна, а меня София Александровна. - Ребята, вы все члены одного кружка, поэтому предлагаю вам сыграть в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Суть проста: мы будем вас спрашивать, если вы согласны – говорим фразу «Это я, это я, это все мои друзья» и при этом хлопаем в ладоши. Давайте попробуем проговорить фразу все вместе, хлопая в ладоши. Хорошо, а если вы не согласны с вопросом, то говорите фразу «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья» и при этом топаем ногами. Давайте попробуем проговорить фразу все вместе, топая ногами. - Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу? + - Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух? – - Кто из вас не ходит не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? + - Кто из вас хранит в порядке книжку, ручки, и тетрадки? + - Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? – - Кто из вас приходит в класс с опозданием на час? – - Кто в постели целый день и кому учиться лень? – - А скажите мне, ребятки, кто утром делает зарядку? + - Молодцы, ребята! Вы были внимательными. - Ребята, мы не зря задали эти вопросы, позже поймете почему мы это спросили. Сегодня мы приглашаем вас в удивительный мир народного творчества связанный с народным (т.е. принадлежащий определенному народу) костюмом. А что такое костюм? (Может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде) Ребята, скажите мне, кто видел традиционные костюмы? А какие именно? Каких народов? Ну что ж, давайте начнем наше занятие. | Приветствуют учителя, занимают свои рабочие места Отвечают |
Мотивационный этап Актуализация | - Уже с появлением человека, человек хотел украшать всё вокруг себя. Он украшал свою одежду, он украшал свое жильё, он даже украшал предметы, с которыми он ходил на охоту, или собирал ягоды в корзину, и хотел, чтобы было красиво вокруг него. Вот так, ребята, появилось народное искусство. Какие виды искусства вы знаете? (показ презентации) Самый распространенный вид искусства-это декоративно (художественное украшение предмета или помещения) – прикладной (применяется на практике) - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Архитектура- искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также комплексность зданий и сооружений, создающих среду для жизни и деятельности человека. Орнамент- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. И даже одежда является искусством! - И в прошлые времена ей уделяли много внимания, как и сейчас. Одежду стараются всегда украсить, к примеру, орнаментом. Давайте с вами лучше познакомимся с видами искусства. Перед вами на доске висят картинки с названиями видов искусства. Давайте скажем, что изображено на них. Но они расположены вразброс. Ребята, найдите картинке пару с названием вида. Ну что ж, давайте начнем. (Вызываем детей, тех кто хочет) Молодцы! Давайте начнем наше занятие. | Слушают и отвечают |
Выход на тему занятия: цели и задачи ОНЗ История… Физминутка Подготовка к практической части: вопросы | Сегодня задачами нашего занятия будут такие: узнать много секретов про костюм, сегодня мы с вами узнаем почему костюм имеет украшение, из каких элементов состоит костюм? Хотите, ребята, об этом узнать? - Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (Флаг, карта, герб) (презентация) Как называется Республика, в которой мы живем? А как вы думаете сколько ей лет? Представляете, она в следующем году будет праздновать свое столетие. Я стою перед вами в костюме, что это за костюм? Традиционные костюмы Коми народа разнообразны и очень красочны. Праздничная одежда шилась из тонкого полотна, сукна самого лучшего качества, а в более поздние времена из фабричных тканей. Самые зажиточные люди могли носить даже шелка, парчу, атлас и кашемир. Особой частью наряда являлись головные уборы. Именно они указывали на то, является девушка замужней или еще в девках ходит. Из бедной или богатой семьи. Коми девушки носили длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в нее одну или несколько ленточек. Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч или твердый околыш (головной убор в виде ободка), облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Часто налобную часть убора украшали мелкими цветными камешкам, бисером, блестками. (презентация) Все девушки, которые надевали костюм, выглядели статно, ходили прямо, расправив плечи. Сейчас мы с вами тоже попробуем себя в этой роли. Сейчас будет звучать Коми народная песня, мы вместе встанем и будем водить хоровод, как будто демонстрируя свой костюм. Сейчас мы вам наденем на голову ленточки, а вы представьте, что на вас надет головной убор Коми девушки, а мальчики у вас - будут такие замечательные пояса. (Включаем музыку). Ребята а как вы думаете какой элемент костюма больше всего защищал человека? Какой элемент был отличителен мужчины и женщины? Правильно, пояс. (презентация) А зачем был нужен пояс? Немало тайн, секретов, поверий хранят, казалось бы, совсем простые вещи. Вот, к примеру, пояс. Что может быть проще? А между тем, пояс - очень важный и существенный элемент одежды. Тканые пояса у коми- народов двух видов - широкие и узкие. Широкий пояс называют кушаком или опояской, узкий - тельником, покромкой или пояском. Кушак - принадлежность мужской одежды. Его ткали шириной 6-10 см, а длина должна была соответствовать двум обхватам талии и запасу на низко спускающиеся концы. Собираясь в дорогу или на работу, мужчина туго опоясывал верхнюю одежду кушаком, затыкая за него или подвешивая к нему всевозможные рабочие, охотничьи или дорожные принадлежности. Узкие пояски носили и мужчины, и женщины: мужчины - поверх рубашки, а женщины - по сарафану. Ширина поясков от 1 до 5 см, а длина примерно полтора метра. Женскому пояску, в отличие от мужского, полагалось быть шире длиннее. У Коми, как и у русских, и у других народов было не принято ходить без пояса. Пояс считался своеобразным оберегом от людского сглаза, от всевозможных злых духов. Думали, что если в лес пойти без пояса, закружит леший, заворожит, обязательно собьет с пути, с дороги. Если без пояса пойти к воде жди водяного с его проделками. Техники… В старину мастерство ткать пояса переходило из поколения в поколение. Матери, тети, бабушки передавали свои навыки и умение молодым. Девочку за станок или швейку садили в 6-7 лет. Существовали специальные охранительные узоры, которые будто бы защищали людей от непогоды, помогали на охоте, на рыбалке, в сборе урожая. По поясам судили о невесте, о ее мастерстве и умении. И, конечно, каждая девушка, женщина стремилась выткать пояс с неповторимым узором и оригинальной расцветкой, чтобы вызвать восторг у окружающих. | Республика Коми Отвечают Танцуют хоровод Пояс Для защиты от злых духов |
Практическая часть Демонстрация техники выполнения педагогом Выполнение практической работы | Ребята, смотрите какие красивые пояса. И сегодня мы с вами научимся делать один из них, в технике ткачество. Мы с вами будем его плести из ниток на станке. Для этого нам с вами понадобятся: нитки, игла, станок, и ножницы. Но прежде, чем начать плести пояс, давайте с вами вспомним правила работы с ножницами. (Показаны на слайде) - А теперь, как нужно работать с иглой? - Молодцы! Сейчас я вам покажу, как нужно правильно ткать такой пояс. Берем вашу ниточку. Заправляем ее в пластиковую иглу. На кончике нитки завязываем плотный узелок. Начинаем зигзагом прошивать первый ряд. Вам нужно продевать нить через ваши нитки на станке. Нужно шить так, чтобы ваши стежки были расположены в шахматном порядке Если ваша нить в игле закончилась, возьмите другую и привяжите ее к первой с помощью узелка. Можно использовать нить другого цвета, так ваш пояс будет выглядеть ярче. Если что-то получается не ровно, можно аккуратно поправлять пальцами. Но только осторожно, не растяните все. Сразу хочу предупредить, что идеально с первого раза у вас вряд ли получится, но не отчаивайтесь! | Подходят и берут. Читают те, кто хочет. |
Рефлексия | - Ребята, многие из вас еще не закончили, но посмотрите какие начинают получаться красивые пояса. Мы надеемся, что вы дома пояс свой доделаете и будете красоваться. - Вам понравилось создавать пояс? - А с искусством какого народа вы познакомились? -Какие элементы костюма вы узнали? - Если у вас все получилось-хлопните 1 раз в ладоши Покачайте головой-если были затруднения Топните ногой-если ничего не получилось (опросить тех, кто желает ответить почему именно это) - Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам понять, что культура каждого народа неповторима, в то же время она является частью культуры не только нашего родного края, России, но и частью общенациональной культуры! - Спасибо и вам за то, что вы сегодня внесли крупичку в созидание и восстановление истории наших предков. | Да Коми Пояс, головной убор |