СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект комплексного занятия "Какие бывают часы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект комплексного занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект комплексного занятия "Какие бывают часы"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №12» г. ТУЛА


















КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
«КАКИЕ БЫВАЮТ ЧАСЫ»







Составила: учитель-логопед Репина Д.Ю.





















ТУЛА, 2019

ФИО

Репина Дарья Юрьевна


Место работы

МБДОУ «ЦО №12» г. Тула

Возрастная группа

Старшая логопедическая группа

Образовательная область

Познавательное развитие, речевое развите

Тема занятия

«Какие бывают часы?»


Цель

Познакомить детей с разными видами часов и историей их появления


Программные задачи

Расширять и углублять представления детей об истории создания разных видов часов: солнечные, водяные, песочные, огненные, механические, электронные.

Формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Развивать у детей познавательные и исследовательские способности.

Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение.

Воспитывать умение беречь время.

Предварительная работа

- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и чтение в них информации о часах;

- создание в группе выставки часов;

- рассматривание разных видов часов;

- просмотр мультфильма «Фиксики» - серия «Будильник»;

- заучивание стихотворения "Часы" В.Берестова

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)

Демонстрационный: мультимедийное устройство, макет солнечных часов, водяные часы, песочные часы, заготовка огненных часов, карточки с проблемными вопросами


Интеграция образовательных областей

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

Инновационный подход

- создание проблемных ситуаций

- опытно-экспериментальная деятельность

Использованная литература

- Дыбина О. В. «Что было до...» Игры - путешествия в прошлое предмета, 2010 г.

- Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , 2010 год.

- Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром», 2008 г.






Этапы работы

Содержание работы



I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ


- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Здравствуйте)

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

СЛАЙД 1.

- Я хочу подарить вам волшебные звуки утра.

(Дети слушают звуки - звонок будильника, крик петуха, часы с кукушкой.)

- Какие звуки вы услышали?

-Какую роль выполняют эти звуки утром? (Они помогают человеку проснуться, будят нас)

- Верно, они выполняют роль будильника.

(Показ будильника)

- Что такое будильник? (Часы)

- А для чего людям нужны часы? (Чтобы знать время)

- Зачем нужно знать время? (Чтобы все делать вовремя, чтобы не проспать в детский сад, а родителям на работу и т.д.)


III. ВВЕДЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ

СЛАЙД 2.

- Ой, ребята! Нам пришло письмо от Дим Димыча из «Фиксиков». Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам, какая история произошла со мной. Представляете, из-за сломанного будильника я проспал и опоздал в школу! И мне стало интересно, как же в далеком прошлом люди обходились без часов? Как люди определяли время? Помогите мне разобраться в этом вопросе»


- Что случилось у Дим Димыча? (Он проспал и опоздал в школу)

- А почему так произошло? (Потому что у него сломался будильник)

- Какая неприятность случилась у мальчика только из-за того, что у него сломались часы!

- Как вы думаете, что было бы, если бы часов ни у кого не было?  

- Действительно, без часов был бы настоящий беспорядок!



IV. ЗАТРУДНЕНИЕ В ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ


СЛАЙД 3.

- Ребята, а вы как думаете, часы были всегда?

- Давайте предположим, что в давние времена не было часов. Тогда как же без них обходились люди, как они определяли время?

- А если часы были и в давние времена, то как они выглядели?

- А хотите узнать об этом больше?

- Тогда я приглашаю вас в Экспериментальный центр «Хочу все знать» и почувствовать себя настоящими учеными. А собранный материал отправить Дим Димычу. Впереди нас ждут загадки, интересные истории, необычные исследования. Вы готовы?

- Но чтобы войти в экспериментальный центр, нужно надеть специальную одежду.

(Дети закрывают глаза под музыку «Часики» переносятся в «Экспериментальный центр»)


V. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ


СЛАЙД 4.

1. Знакомство с солнечными часами.

Эксперимент № 1.


- Уважаемые коллеги, вот мы и в экспериментальном центре. А вот и первая загадка-испытание для нас.

В дверь в окно стучать не будет,

а взойдёт, в окно посветит

и всех разбудит.(Солнце).


- Верно. Это солнце. Как же связано солнце с часами?

- Давным-давно когда часов ещё не было, люди определяли время по солнцу. Встало солнышко и людям пора вставать, да за работу браться. А если спряталось, то пора ложиться спать. Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Смотрел-смотрел человек, как тень по кругу бегает и придумал солнечные часы.

- Давайте, попробуем испытать, как же работали солнечные часы.

(Опыт с солнечными часами)

- Всегда ли люди могли пользоваться солнечными часами?

- Почему вы так думаете?

- Вы правы. Такие часы были не всегда удобны. В пасмурный и дождливый день не определить время по таким часам. Почему?

- Верно. А еще их нельзя взять с собой. Да и время они показывали не точное.


СЛАЙД 5.

2. Знакомство с водяными часами.

Эксперимент № 2.

- А наше исследование продолжается. И мы переходим к следующему объекту.

И вот вам еще одна загадка-испытание:

В море я всегда соленая,

А в реке я пресная.

Но в пустыне раскаленной

Мне совсем не место. (Вода).


- Что может быть общего между часами и водой?

- Вы правы. Людям нужны были более удобные часы. И люди изобрели часы с водой. Как бы вы назвали эти часы?

- Верно. Их так и назвали «водяные».

- Ну что ж, пора испытать и водяные часы. Давайте посмотрим, как же были устроены и как работали водяные часы.


(Опыт с водяными часами)

- Как вы думаете, удобны были такие часы людям?

- А чем они были не удобны?

- Вы правы, такие часы тоже оказались не удобны людям. В них надо было постоянно подливать воду. С собой их носить тоже было нельзя. И даже если их можно было бы вынести на улицу, смогли бы они работать, например, зимой?

- Почему?



СЛАЙД 6.

3. Знакомство с песочными часами.

Эксперимент № 3.



- А нам пора отправляться дальше.

- И снова для вас, мои юные коллеги, загадка-испытание.

Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я -(Песок)


- С тех пор прошло немало лет, и люди стали использовать в часах песок. Как бы вы назвали такие часы? (песочные)

- Верно. Именно так их и назвали «песочные часы».

(Показ песочных часов)

Вот это часы песочные.

И они достаточно точные!

В них песчинки текут - секунды бегут!

Как песчинки собрались, холмиком улеглись

В колбочку из стекла, так минутка истекла.

- Чем они были лучше водяных часов?

- А какие у них были недостатки?

- Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1минуту. Нужно каждую минуту их переворачивать.

- А как вы думаете, 1 минута – это много или мало?

- Давайте проверим это.

- Я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту, пока сыплется песок.

(Игра «Молчанка»)

- Как вам показалось, молчали мы долго? (Кажется, что мы молчали очень долго).

-А теперь давайте ровно 1 минуту поиграем. Готовы?




Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так? 

Ходьба на месте

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт 

Наклоны влево -вправо.

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.

Дети садятся в глубокий присед.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверь,

Наклоны вперед, закрыв. и открыв. лицо руками.

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. 

Вращение туловищем вправо.

Повернёмся мы с тобой,

Против стрелки часовой

Вращение туловищем влево.

А часы идут, идут, 

Ходьба на месте.

Иногда вдруг отстают. 

Замедление темпа ходьбы.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! 

Бег на месте.

Если их не заведут,

То они совсем встают. 

Дети останавливаются.



-Ой, ребятки, а минутка уже прошла. Долго длилась наша игра? (Нет. Все закончилось очень быстро. Мы даже не успели доиграть)

- Как вы думаете, почему, когда мы занимались делом, время прошло быстро, а когда мы просто молчали, время тянулось долго?

- Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

- Как вы думаете, используют ли сейчас песочные часы?

- Да их можно встретить в больницах, в лабораториях.


СЛАЙД 7.

4. Знакомство с огненными часами.

- Дорогие друзья, давайте пройдем к следующему объекту.

- Посмотрите. Здесь есть свеча. Как вы думаете, как связаны свеча, часы и время?

- Людьми были придуманы даже огненные часы.

(Показ слайда)

- На свечке начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло времени.

- Как вы думаете, почему люди перестали использовать, свечи как часы?

- Действительно, эти часы были не удобны и даже опасны. Если свеча упадёт, то может случиться пожар.

- Поэтому испытывать огненные часы мы не будем. А сразу отправимся дальше.


СЛАЙД 8,9.

5. Знакомство с механическими часами.

- Наконец, людьми был придуман часовой механизм.

(Показ)

- И часы стали называться механическими. Это и есть наши современные часы, которые можно встретить у каждого из вас дома.

- Давайте пройдем на нашу выставку часов и рассмотрим современные часы.

- Чем похожи все механические часы? (У них у всех есть стрелки, цифры…)

- Верно. У всех механических часов есть стрелки, цифры, циферблат и, конечно же, сам механизм.

СЛАЙД 10,11.

6. Знакомство с электронными часами (Показ)

- А это что за часы? (Электронные)

- Чем они отличаются от механических? (Работают от батареек, у них нет стрелок)


СЛАЙД 12.

7. Работа над словообразованием - образование отностительных прилагательных.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в «Знатоков» и быстро отвечать на мои вопросы.

- Часы, которые висят на стене, как будут называться? (настенные)

- Часы, которые стоят на полу, как будут называться? (напольные)

- Часы, которые стоят на столе, как будут называться? (настольные)

- Часы, которые носят в кармане, как будут называться? (карманные)

- Часы, которые носят на руке, как будут называться? (наручные)

- Часы на башне…(башенные)


СЛАЙД 13.

- А сейчас мы вспомним все, о чем говорили, и эти знания помогут вам справиться с последним испытанием.


VII. КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ.


- Какая богатая история у обычных часов!

- В начале нашего исследования мы у нас возник вопрос: как давно появились часы и как они выглядели? Мы нашли ответ на этот вопрос? (Да.)

- Так какие часы были в прошлом? (Солнечные, водяные, огненные, песочные и потом появились механические)

- Для чего же людям нужны были часы?

- Действительно, много разных часов было придумано людьми еще в далекие времена. А все потому, что люди во все времена ценили время, учились не тратить его зря.


- Ну что ж. Вот и готов ответ Дим Димычу. Мы напишем ему ответное писмо и отправим в подарок часы, которые сделаем сейчас своими руками! И сейчас нам пора приниматься за работу!

Дети приступают к коллективной аппликации «Часы для Дим Димыча», фоном играем песня из «Фиксиков» «Часики».

- Всем большое спасибо за работу. И самое главное, я надеюсь, что наше время не прошло даром.

Желаю вам дальнейших успехов и новых открытий!