СЛАЙД 4. 1. Знакомство с солнечными часами. Эксперимент № 1. - Уважаемые коллеги, вот мы и в экспериментальном центре. А вот и первая загадка-испытание для нас. В дверь в окно стучать не будет, а взойдёт, в окно посветит и всех разбудит.(Солнце). - Верно. Это солнце. Как же связано солнце с часами? - Давным-давно когда часов ещё не было, люди определяли время по солнцу. Встало солнышко и людям пора вставать, да за работу браться. А если спряталось, то пора ложиться спать. Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Смотрел-смотрел человек, как тень по кругу бегает и придумал солнечные часы. - Давайте, попробуем испытать, как же работали солнечные часы. (Опыт с солнечными часами) - Всегда ли люди могли пользоваться солнечными часами? - Почему вы так думаете? - Вы правы. Такие часы были не всегда удобны. В пасмурный и дождливый день не определить время по таким часам. Почему? - Верно. А еще их нельзя взять с собой. Да и время они показывали не точное. СЛАЙД 5. 2. Знакомство с водяными часами. Эксперимент № 2. - А наше исследование продолжается. И мы переходим к следующему объекту. И вот вам еще одна загадка-испытание: В море я всегда соленая, А в реке я пресная. Но в пустыне раскаленной Мне совсем не место. (Вода). - Что может быть общего между часами и водой? - Вы правы. Людям нужны были более удобные часы. И люди изобрели часы с водой. Как бы вы назвали эти часы? - Верно. Их так и назвали «водяные». - Ну что ж, пора испытать и водяные часы. Давайте посмотрим, как же были устроены и как работали водяные часы. (Опыт с водяными часами) - Как вы думаете, удобны были такие часы людям? - А чем они были не удобны? - Вы правы, такие часы тоже оказались не удобны людям. В них надо было постоянно подливать воду. С собой их носить тоже было нельзя. И даже если их можно было бы вынести на улицу, смогли бы они работать, например, зимой? - Почему? СЛАЙД 6. 3. Знакомство с песочными часами. Эксперимент № 3. - А нам пора отправляться дальше. - И снова для вас, мои юные коллеги, загадка-испытание. Из меня кулич испечь удобно, Только есть его нельзя, дружок, Я сыпучий, жёлтый, несъедобный, Догадался, кто я? Я - … (Песок) - С тех пор прошло немало лет, и люди стали использовать в часах песок. Как бы вы назвали такие часы? (песочные) - Верно. Именно так их и назвали «песочные часы». (Показ песочных часов) Вот это часы песочные. И они достаточно точные! В них песчинки текут - секунды бегут! Как песчинки собрались, холмиком улеглись В колбочку из стекла, так минутка истекла. - Чем они были лучше водяных часов? - А какие у них были недостатки? - Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1минуту. Нужно каждую минуту их переворачивать. - А как вы думаете, 1 минута – это много или мало? - Давайте проверим это. - Я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту, пока сыплется песок. (Игра «Молчанка») - Как вам показалось, молчали мы долго? (Кажется, что мы молчали очень долго). -А теперь давайте ровно 1 минуту поиграем. Готовы? Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? | Ходьба на месте | Это маятник в часах, Отбивает каждый такт | Наклоны влево -вправо. | А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. | Дети садятся в глубокий присед. | Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверь, | Наклоны вперед, закрыв. и открыв. лицо руками. | Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга. | Вращение туловищем вправо. | Повернёмся мы с тобой, Против стрелки часовой | Вращение туловищем влево. | А часы идут, идут, | Ходьба на месте. | Иногда вдруг отстают. | Замедление темпа ходьбы. | А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! | Бег на месте. | Если их не заведут, То они совсем встают. | Дети останавливаются. | -Ой, ребятки, а минутка уже прошла. Долго длилась наша игра? (Нет. Все закончилось очень быстро. Мы даже не успели доиграть) - Как вы думаете, почему, когда мы занимались делом, время прошло быстро, а когда мы просто молчали, время тянулось долго? - Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего». - Как вы думаете, используют ли сейчас песочные часы? - Да их можно встретить в больницах, в лабораториях. СЛАЙД 7. 4. Знакомство с огненными часами. - Дорогие друзья, давайте пройдем к следующему объекту. - Посмотрите. Здесь есть свеча. Как вы думаете, как связаны свеча, часы и время? - Людьми были придуманы даже огненные часы. (Показ слайда) - На свечке начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло времени. - Как вы думаете, почему люди перестали использовать, свечи как часы? - Действительно, эти часы были не удобны и даже опасны. Если свеча упадёт, то может случиться пожар. - Поэтому испытывать огненные часы мы не будем. А сразу отправимся дальше. СЛАЙД 8,9. 5. Знакомство с механическими часами. - Наконец, людьми был придуман часовой механизм. (Показ) - И часы стали называться механическими. Это и есть наши современные часы, которые можно встретить у каждого из вас дома. - Давайте пройдем на нашу выставку часов и рассмотрим современные часы. - Чем похожи все механические часы? (У них у всех есть стрелки, цифры…) - Верно. У всех механических часов есть стрелки, цифры, циферблат и, конечно же, сам механизм. СЛАЙД 10,11. 6. Знакомство с электронными часами (Показ) - А это что за часы? (Электронные) - Чем они отличаются от механических? (Работают от батареек, у них нет стрелок) СЛАЙД 12. 7. Работа над словообразованием - образование отностительных прилагательных. - А сейчас я предлагаю вам поиграть в «Знатоков» и быстро отвечать на мои вопросы. - Часы, которые висят на стене, как будут называться? (настенные) - Часы, которые стоят на полу, как будут называться? (напольные) - Часы, которые стоят на столе, как будут называться? (настольные) - Часы, которые носят в кармане, как будут называться? (карманные) - Часы, которые носят на руке, как будут называться? (наручные) - Часы на башне…(башенные) СЛАЙД 13. - А сейчас мы вспомним все, о чем говорили, и эти знания помогут вам справиться с последним испытанием. |