II.Ориентировочный этап З: -организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. 2 мин. | 2) Актуализация знаний. Дети, отгадайте загадку: Слайд 2 Двенадцать братьев мчат вперёд, Всегда вперёд, за годом год. Но им друг друга не догнать. Скажите, как этих братьев звать? 3)Сообщение темы и цели урока. Ребята, сегодня мы совершим путешествие по временам года, повторим их признаки. Вспомним все месяцы в году, и в какой последовательности они идут друг за другом. — А какие времена года вы знаете? За короткое время мы побываем в гостях, у зимы, у весны и погостим у лета и осени. — Вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда отправляемся в путь! | Отгадывают загадку. Слушают педагога, дают ответы на вопросы. | (К) Умение слушать и вести диалог, вступать в контакт и работать в коллективе |
III. Поисково- исследовательский Ц:- Формирование грамматическо-го строя речи (составление предложений с опорой на картинку), активизировать словарный запас. 15 мин | 4) Работа по теме. А) Отгадайте, в какое время года мы с вами отправимся. - Посмотрите на картинки, по первым звукам слов составьте название времени года. (зонт, игла, медведь, арбуз) – ЗИМА. Слайд 3 -Верно, это время года- зима. Слайд 4 (фотография зимнего пейзажа) — Прочитай и подчеркни слова- признаки зимы. (Карточки со словами) Слова: метель, капель, снег, гололедица, подснежник, Дед Мороз, декабрь, жара, ель, урожай, январь, Снегурочка, мороз, февраль, июнь. -Давайте вместе прочитаем слова, которые относятся к признакам зимы. -Назовите ещё признаки зимы. Как меняется температура воздуха? Как одеваются люди? Какие изменения происходят в частях суток? (холодно, идёт снег, водоёмы покрыты льдом, морозы, дни короче, а ночи длиннее). Зима- спящая красавица, околдованная морозами и украшенная росписью морозных узоров на окне. Зима самое тихое и спокойное время года, и самое суровое и не простое для зимующих животных, а ещё зима волшебная. - Ребята, назовите (прочитайте) зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Замечательно, вот мы и побывали в гостях у Зимушки - зимы, пора продолжить наше путешествие! Б) А теперь отправляемся в гости к следующему времени года, отгадайте к какому? (звучит запись «весенних» звуков (звуки воды, пение птиц)).Слайд 5 Ребята, что вы услышали? (птицы поют, ручьи звенят…) Это звуки, какого времени года? (весны) Слайд 6 Весна - это прекрасное время года. Это время года одно из самых любимых у людей, потому что, весна является символом тепла, радости, пробуждения природы, надежд на хорошую погоду. Слайд 7 -Посмотрите на экран. Какая группа предметов напоминает весну? -Назовите по ним признаки весны. -Что происходит в природе с растениями, деревьями, животными? - Какие осадки выпадают весной? - Назовите весенние месяцы. Динамическая пауза. Молодцы, но весна не прощается ещё с вами. Она приготовила для вас задание, разбросала по стенам класса свои весенние лучики. Встаньте со своих мест и внимательно приглядитесь, найдите глазами желтые кружочки и хлопните в ладошки. Сколько лучиков нашли? В) Продолжим наше путешествие? Отправляемся в гости к следующему времени года, отгадайте к какому? Для этого расшифруйте загадку, переставив слоги в соответствии с цифрами: Слайд 8 2 4 3 1 5 2 4 5 3 1 НЫШ ПЕ СОЛ ЧЁТ КО КА ЦВЕ МАШ ТЁТ РО (печет солнышко, цветёт ромашка) Правильно, мы в гостях у лета. Слайд 9 -Давайте вспомним, признаки лета (тёплая погода, ярко светит солнце, люди собирают ягоды и т.д.) -Какие выпадают осадки? - Что происходит с растениями, деревьями? - Что делают люди? - Закрасьте летние месяцы красным цветом (июнь, июль, август). Июнь — начало лета, месяц, цветущих трав, поющих птиц. Июль — макушка лета, его середина. Месяц ягод, и большого тепла, сильных гроз. Август — месяц уборки урожая, улетают на юг первые птицы – стрижи. Г) Ну, а мы продолжаем наше путешествие, и отправляемся в гости к…. Определите по фотографии. ОСЕНЬ Слайд 10 Расскажите, опираясь на картинки, что вы знаете об осени? (листья меняют окраску и опадают, идут дожди, птицы улетают на юг и т.д). Слайд 11 — Как называется первый месяц осени? А последний? — Как называется осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь) — Сколько всего осенних месяцев? (Три) В завершение нашего путешествия соберем все месяцы в порядке их следования. | Разгадывают ребус. Называют время года. Самостоятельно читают и подчеркивают слова –признаки зимы. Читают слова. Отвечают на вопросы. Называют зимние месяцы. Слушают и отгадывают по звукам (журчания ручья, пения птиц) время года. Находят группу предметов, напоминающую весну, перечисляют признаки весны. Перечисляют весенние месяцы. Находят зрительно лучики в классе, хлопают в ладоши. Расшифровывают загадку, пишут и читают фразы, определят время года. Закрашивают названия летних месяцев. Определяют по фотографии время года. Рассказывают, опираясь на картинки о признаках осени. Называют осенние месяцы, их количество и последовательность. Собирают на доске месяцы в один круг в правильной последовательности. | (П) умение работать с несложной по содержанию информацией, понимают текст, изображение. (П) Соотносят под руководством взрослого (Р) умение делать вывод. (К) умение сотрудничать. (Р) умение сконцентрироваться и воспринимать на слух аудиозапись (Л) Проявляют интерес к изучаемому материалу. (П) Осуществляют поиск необходимой информации |