СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия. Автоматизация звука Ц.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

уточнение артикуляции звука Ц и материал для автоматизации в слогах и словах, игровые приемы отработки правильного произношения

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия. Автоматизация звука Ц.»

Тема: Автоматизация Ц в прямых и обратных слогах и в словах с ними.

  1. Повторить правильную артикуляцию звука: ГУБЫ в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубки, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, спинка языка выгнулась горочкой. ЗУБЫ разжаты. Сначала КОНЧИК ЯЗЫКА делает смычку с зубами, затем отскакивает от зубов, поэтому и называется смычно – щелевой. Он состоит как бы из двух звуков Т и С. Произносится резко, толчком – ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ холодная, толчком. Если мы будем тянуть Ц, то он превратится в звук С. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ не работают – звук глухой. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

  2. Прочитайте ребёнку стихотворение, повторяйте из него все слова со звуком Ц:

Скромный звук.

«Ц-ц-ц», - прижали к губке пальчик.

Успокойся, шумный мальчик! Сели тихо на места…

Это, видно, неспроста!

Новый звук сейчас услышим…

«Ц-ц-ц» - все замерли, не дышим…

В наступившей тишине, звук пришёл к тебе и мне: (Ц).

Он согласный очень скромный.

Слов же с ним запас огромный:

ЦАРЬ., ЦАРЕВНА, ЦИРК, ЦАРИЦА,

МАРЦИПАН, ДВОРЕЦ, ДЕВИЦА,

ЦИФЕРБЛАТ, ЦЫПЛЁНОК, ЦОК,

ЦЕНЫ, ЦЕННИК и ЦВЕТОК.

Любит в слове он конеЦ:

ПЕРЕЦ, ТАНЕЦ, ЖРЕЦ, ГОНЕЦ,

ПАЛЕЦ, ГЛЯНЕЦ и ВЕНЕЦ,

ГОРЕЦ, ЗАЯЦ и ХРАБРЕЦ.

Дружит с буквой Е в конЦе:

БЛЮДЦЕ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, ЦЕЦЕ,

МЫЛЬЦЕ, ШИЛЬЦЕ, СЕРДЦЕ. СОЛНЦЕ,

ПОЛОТЕНЦЕ и ОКОНЦЕ.

Редко встретим Ы за Ц (цэ);

Впрочем, Ы стоит в конце:

ПАЛЬЦЫ, ПЯЛЬЦЫ, ХРАБРЕЦЫ,

ЗАЙЦЫ. ГОРЦЫ и БОЙЦЫ.

С Ы в начале: ЦЫП, ЦЫПЛЁНОК,

ЦЫПКИ, ЦЫКНУЛ, ЦЫГАНЁНОК,

А ещё: на ЦЫПОЧКИ встал ЦЫГАН и ЦЫПОЧКА.

В остальном за Ц лишь И:

ЦИФРА, ЦИРК – вот так пиши!


  1. Игра «Много – один» (а как сказать, если человек или предмет только один?)

ПАЛЬЦЫ – ПАЛЕЦ, ТАНЦЫ, КОЛОДЦЫ, КОНЦЫ, ОТЦЫ, ИНДЕЙЦЫ, ОГУРЦЫ, ПУНГОВИЦЫ, ЛУКОВИЦЫ, ПЕВЦЫ, ЛЕДЕНЦЫ, НЕМЦЫ.


  1. Игра «Измени слово так, чтобы появился звук Ц»

Лук – луковица МЕДВЕДЬ ПЛАТЬЕ ОКНО ТИГР ЛУЖА ВОЛК ДЕРЕВО

  1. Работа с числительными: «Назови цифры от 1 до 5, добавляя слово»; просчитай предметы

(от 1 до 5) – цыплят, кольца и т.д.

  1. Игра «Незнайкины предложения» (исправь предложения, проговори их)

В зайце сидят кусты. Колодец выкопал глубокий сосед. Цветы – едят, а огурцы нюхают.

Маленький палец суёт в рот братца. На собаке сидит цепь. У акации растёт дом.

  1. Произнеси стих, заучи:

Цапля стоя на крыльце повторяет букву Ц:

- Подойди, цыплёнок Цып! Повторяй-ка: Цып, цып, цып!

Если выучишь урок – подарю тебе цветок!