Конспект интегрированного логопедического занятия
с использованием инновационных
педагогических технологий
Маша и Медведь
Автоматизация звука Ш
учитель-логопед
Царева Светлана Викторовна
Цель: закрепление правильного произношения звука Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; профилактика плоскостопия
Задачи:
Образовательные:
Закрепление умения правильно произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).
Создавать условия для обучения первичным навыкам работы на компьютере.
Коррекционные:
Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия.
Развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью.
Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитание положительного отношения к занятию.
Воспитание базовых эмоций личности.
Оборудование: презентация «В гостях у Маши», сухой бассейн с гречневой крупой, разрезная картинка с изображением героев мультфильма «Маша и Медведь», пособие «Следы», приз – раскраска «Маша и Медведь».
Ход занятия.
Оргмомент.
Цель: настрой на работу, развитие тактильной чувствительности
- Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давай их поприветствуем. Они хотят посмотреть наше необычное занятие. А мы им покажем, как мы учимся правильно говорить и работать на компьютере.
Каждый день, всегда, везде – На занятиях, в игре – Громко, четко говорим, Никогда мы не спешим. | Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях. Говорим всегда красиво, Ясно и неторопливо. |
Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).
- Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
Ребенок обнаруживает разрезную картинку, которую затем собирает на столе.
- Кто-то прислал нам свою фотографию, ты узнала, кто это? (Это Маша из мультфильма.)
- Послушай, как я ее назову: Машшша. Какой звук я выделила? (Звук Ш.)
- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить и различать звук Ш. А поможет нам в этом героиня мультфильма «Маша и Медведь».
Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционной моторики
- Хочешь поиграть сегодня с Машей? Тогда слушай и помогай!
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим!
Выполнение упражнений «Заборчик», «Лопата», «Конфета», «Вкусное варенье», «Согреем ладошки».
2. Упражнение «Веселый ужик».
Цель: Закрепление изолированного звука [ш]
- У Маши есть веселый ужик. Он умеет шипеть. А ты как умеешь шипеть?
- Шипи, пока ползет змейка.
3. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком Ш.
Цель: Автоматизация звука [ш]в слогах и слоговых сочетаниях
- Однажды Маша решила сходить к Мишке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу следы (выставляет карточку с изображением следов с наклеенными на них элементами аппликатора Кузнецова). Стала она по ним ходить и произносить слоги:
ша-ша-ша аш-аш-аш
ши-ши-ши ыш-ыш-ыш
шу-шу-шу уш-уш-уш
4. Игра «Пройди по дорожке».
Цель:развитие фонематического восприятия и профилактика плоскостопия
Логопед просит пройти по внутренней и наружной стороне стопы.
- Идет Маша дальше по дорожке. Шаг ты будешь делать в том случае, если услышишь в слове звук Ш:
Для… Мишутки…малыша…
Маша…вяжет… теплый…шарф…
Шарф… на… шею… он …повяжет…
И… спасибо… Маше… скажет…
- Молодец, у тебя внимательные ушки!
5. Упражнение «Подскажи словечки».
Цель: совершенствование умения подбирать рифму
-Маша любит сочинять стихи. Подскажи ей последние словечки.
Рисуют дружно малыши
У них в руках …
Носит яркий гребешок
Наш веселый …
Вот бежит малышка
Серенькая …
Зашуршали тихо шины
Это едут к нам …
Мама просит Машу
«Свари братишке …»
Мышка моется под душем
Моет хвостик, моет …
6. Игра «Помоги Маше».
Цель: автоматизация звука [ш]в словах
- Помоги Маше собрать предметы в лукошко и правильно назови их.
- Помоги Маше добавить недостающие части слов и проговори их целиком. Картинки помогут справиться с заданием.
7. Игра «Положи в шкаф».
Цель:развитие фонематического восприятия
- Посмотри на картинки.Назови их. Как Можно назватьих одним словом? Положи в шкаф к Маше только одежду со звуком [ш].
8. Игра «Назови правильно».
Цель: автоматизация звука [ш]в словах
- Дорогу домой Маше преграждают слова со звуком [ш]. Назови их правильно и Маша сможет идти дальше.
9.Физминутка.
Цель: развитие общей моторики, координации речи с движением
Для Мишутки малыша Маша вяжет теплый шарф Шарф на шею он повяжет И спасибо Маше скажет. | Присесть, обхватив колени. Встать, имитация вязания. Наклоны головой в стороны Поклониться. |
10. Игра «Наоборот».
Цель: развитие умения подбирать слова с противоположным значением
- Помоги Маше перейти мостик, подбери слова наоборот.
12. Игра «Найди ошибки».
Цель: развитие слухового внимания
- Найди ошибки и исправь их.
III. Подведение итогов занятия.
- Вот и помогли мы Маше. И теперь она может встретиться с Мишкой. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое задание тебе понравилось больше? Ты хорошо занималась, молодец. Наши герои приготовили тебе приз.
Оргмомент.
- Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давай их поприветствуем. Они хотят посмотреть наше необычное занятие. А мы им покажем, как мы учимся правильно говорить и работать на компьютере.
Каждый день, всегда, везде – На занятиях, в игре – Громко, четко говорим, Никогда мы не спешим. | Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях. Говорим всегда красиво, Ясно и неторопливо. |
- Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
- Кто-то прислал нам свою фотографию, ты узнала, кто это? (Это Маша из мультфильма.)
- Послушай, как я ее назову: Машшша. Какой звук я выделила? (Звук Ш.)
- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить и различать звук Ш. А поможет нам в этом героиня мультфильма «Маша и Медведь».
Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
- Хочешь поиграть сегодня с Машей? Тогда слушай и помогай!
2. Упражнение «Веселый ужик».
3. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком Ш.
- Однажды Маша решила сходить к Мишке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу следы. Стала она по ним ходить и произносить слоги:
ша-ша-ша аш-аш-аш
ши-ши-ши ыш-ыш-ыш
шу-шу-шу уш-уш-уш
4. Игра «Пройди по дорожке».
- Идет Маша дальше по дорожке. Шаг ты будешь делать в том случае, если услышишь в слове звук Ш:
Для… Мишутки…малыша…
Маша…вяжет… теплый…шарф…
Шарф… на… шею… он …повяжет…
И… спасибо… Маше… скажет…
- Молодец, у тебя внимательные ушки!
5. Упражнение «Подскажи словечки».
6. Игра «Помоги Маше».
7. Игра «Положи в шкаф».
- Посмотри на картинки. Назови их. Как Можно назватьих одним словом? Положи в шкаф к Маше только одежду со звуком [ш].
8. Игра «Назови правильно».
9.Физминутка.
Для Мишутки малыша Маша вяжет теплый шарф Шарф на шею он повяжет И спасибо Маше скажет. | Присесть, обхватив колени. Встать, имитация вязания. Наклоны головой в стороны Поклониться. |
10. Игра «Наоборот».
12. Игра «Найди ошибки».
III. Подведение итогов занятия.
- Вот и помогли мы Маше. И теперь она может встретиться с Мишкой. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое задание тебе понравилось больше? Ты хорошо занималась, молодец. Наши герои приготовили тебе приз.