Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Т] и [Д]»
Цель: Уточнение произношения и дифференциация звуков [Т] и [Д] опираясь на кинестетическое ощущение работы голосовых связок, на слуховое восприятие звуков.
Задачи:
-
Коррекционно – образовательные:
звуков [т], [д];
-
Коррекционно-развивающие:
-
развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;
-
развивать артикуляционную моторику;
-
развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление;
-
способствовать оздоровлению детей в процессе занятия через использование подвижных игр и упражнений.
-
Коррекционно-воспитательные:
-
воспитывать контроль над собственной речью;
-
формировать навыки сотрудничества, умение слушать, не перебивая.
Оборудование: игрушки: дом и кот Том, индивидуальные зеркала, наглядные картинки, предметные картинки, подсказки-символы, конверт с письмом, мяч.
Раздаточный материал
1. Набор символов-звуков,
2. Звуковая дорожка – вагончики с тремя окошками для обозначения позиции звука в слове.
3. «Строгие» и «весёлые» смайлики (для самооценки детей).
4. Раскраска.
Ход занятия.
Показываю игрушечный дом.
- Ребята, то это? (дом)
В этом доме живет кот Том (появляется игрушка кот).
Ребята, назовите, пожалуйста, 1-й звук в слове «дом».
Назовите 1-й звук в слове «Том».
Вы догадались какие звуки будут сегодня у нас в гостях? Верно, это звуки [Д], [Т].
- Вместе с котом Томом мы будем сравнивать эти два звука, учиться распознавать их в слогах и словах, правильно использовать их в речи.
- Ребята, поставьте перед собой зеркала и произнесите звук [Д]. Как работают голосовые связки, которые образуют наш голос?
- Приложите свою ладошку к горлышку и почувствуйте, звенит ли голосок?
- Звук [Д] – согласный, произносится с голосом, значит звук звонкий, обозначаем его колокольчиком.
- Произнесите звук [Т].
- Звук [Т] – согласный, произносится без голоса, значит звук глухой, обозначаем его наушниками.
(выставляю символы-подсказки: колокольчик и наушники)
Ставят перед собой индивидуальные зеркала. Произносим звук [Д].
Голосовые складки дрожат, голосок звенит, значит, звук [Д] – звонкий.
Произносим звук [Т] - голосок спит, молчит, значит, звук [Т]- глухой.
Игра «поймай звук» (уметь находить и выделять согласные звуки [Д], [Т] в потоке других звуков).
-А теперь попробуйте услышать эти звуки. Когда услышите [Д] – хлопните, а когда услышите [Т] – топните.
Звуки: Т, П, О, С, Т, К, Д, М, В, Т, Н, Д, У, Б, Д. (Выполняют упражнения)
Игра «Эхо» (с мячом) (Развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, совершенствование общей моторики).
.- Внимательно послушайте слоги или слова и ловите мяч:
До-то-до Душ-тушь-душ
Та-та-да Дом-том-том
Ду-ту-ду Дым-тым-дым
Ребёнок, поймавший мяч, повторяет в ответ слоги или слова
Игра «Выполни задание» (Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценивать результаты своей деятельности. Целеустремленность и настойчивость в достижении целей).
- Ребята, у кота Тома в доме есть письма с заданиями, давайте прочитаем одно письмо: «Ребята, определите, пожалуйста, в каких словах есть звук [Т], а в каких – [Д]. Если в слове слышится звук [Т] – поднимите карточку с наушниками, если в слове слышится звук [Д] – поднимите карточку со звоночком. И еще, не забудьте поместить карточку в то окошко вагончика, где слышится звук в слове: в начале, в середине или в конце слова».
Слова: тыква, дыня, куст, вода, кот, антенна.
Дети выполняют задание. Выкладывают на карточках-вагончиках символы звонких и глухих согласных звуков.
Игра «Команды кота Тома»
Способность переключаться с одного вида деятельности на другой.
Выполнение действий согласно инструкции.
Закрепить умение использовать в речи предлоги «до» и «от».
- А теперь кот Том хочет с вами поиграть, он будет подавать команды, а вы должны их выполнить.
Том: «Дойди до двери»
(« дойди до окна, дойди до стула, …»)
«Отойди от двери»
(«отойди от окна, отойди от стула, …»
- Что ты сделал(а)?
- Скажи, какие маленькие слова ты использовал в своем предложении?
- Назовите гласный звук в словах «от», «до».
- Назовите согласный звук в слове «до».
- Назовите согласный звук в слове «от».
- Я дошел до двери и отошел от двери.
- Маленькие слова: «до», «от».
- Гласный звук «О»
- Согласный звук [Д] – он звонкий.
- Согласный звук [Т] - он глухой.
Подвижная игра «С кочки на кочку» (Развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, совершенствование общей моторики.
Целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
Уметь анализировать, развивать способность делать выводы).
На полу лежат 2 обруча «кочки», в одном из них лежит изображение колокольчика, в другом – изображение наушника.
- Я буду называть слова, если в слове будет глухой звук [Т] – надо встать на кочку с наушником, если услышите в слове звонкий звук [Д] – то надо встать на кочку с колокольчиком.
Слова: добро, кот, вода, кит, дорога, антенна, ткань, дыра, дуб, тупик, дом, творог, душ, нитки, бинт.
- Ребята, какие слова со звуком [Д] вы запомнили, а со звуком [Т]?
Дети выполняют задание.
Упражнение с картинками «Найди пару»
- Ребята, как вы думаете, один звук может изменить целое слово? Давайте проверим, у нас есть картинки, назовите их. А теперь я буду называть слово, а вы используя эти картинки, подберите к ним похожие слова-рифмы. Например: дом – том.
Удочка
Дочка
Плоты
Тушь
Дачка
Кадушка
День
Уточка
Точка
Плоды
Душ
Тачка
Катушка
Тень
Упражнение « Исправь ошибку»
- Ребята, в доме есть ещё одно письмо. Здесь задание: внимательно послушать и помочь исправить ошибки в предложениях.
1. Мама любит свою точку.
2. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
3.Мальчик уточкой ловит рыбу.
4.Удочка плывет по озеру.
5.Вот тележка. Это – дачка.
6.Дом в саду зовётся тачка.
1. Мама любит свою дочку.
2. Поэт закончил строчку, в конце поставил точку.
3.Мальчик удочкой ловит рыбу.
4.Уточка плывет по озеру.
5.Вот тележка. Это – тачка.
6.Дом в саду зовётся дачка.
Рефлексивно-оценочный этап
(Участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Учитывать разные мнения, слушать и понимать других. Высказывать свою точку зрения. Оценивать результаты своей деятельности).
- Ребята, вы сегодня молодцы. Давайте вспомним, какие игрушки сегодня нам помогали?
- Какие же звуки были сегодня у нас в гостях?
- Какой звук из них звонкий, а какой глухой?
- А что вам лучше всего запомнилось?
- У вас на столах лежат смайлики. “Личики” у них разные: строгие и весёлые. Выберите себе улыбающегося смайлика, если вы хорошо поработали сегодня на занятии, справились со всеми заданиями. Если же вы не довольны своей работой – возьмите строгого смайлика.
- Вы молодцы! Хорошо поработали, быстро справились с заданиями. А кот Том приготовил вам сюрприз и дарит вам свою фотографию, где он сфотографирован около своего дома. Но фотография черно-белая, дома вам надо раскрасить и сделать его цветным. До свидания.