СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков [д] - [т] "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков [д] - [т] "»


Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Т] и [Д]»

Цель: Уточнение произношения и дифференциация звуков [Т] и [Д] опираясь на кинестетическое ощущение работы голосовых связок, на слуховое восприятие звуков.

Задачи:

  1. Коррекционно – образовательные:

  • закрепить знания об артикуляционных и акустических особенностях

звуков [т], [д];

  • формировать навык четкого произношения и различения звуков [т], [д] в слогах, в словах;

  • закрепить практическое умение использовать в речи предлоги «до» и «от».

  1. Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух,  фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;

  • развивать артикуляционную моторику;

  • развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление;

  • способствовать оздоровлению детей в процессе занятия через использование подвижных игр и упражнений.

  1. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к занятиям, адекватную самооценку;

  • воспитывать контроль над собственной речью;

  • формировать навыки сотрудничества, умение слушать, не перебивая.

Оборудование: игрушки: дом и кот Том, индивидуальные зеркала, наглядные картинки, предметные картинки, подсказки-символы, конверт с письмом, мяч.


Раздаточный материал

1. Набор символов-звуков,

2. Звуковая дорожка – вагончики с тремя окошками для обозначения позиции звука в слове.

3. «Строгие» и «весёлые» смайлики (для самооценки детей).

4. Раскраска.

Ход занятия.

Показываю игрушечный дом.

- Ребята, то это? (дом)

В этом доме живет кот Том (появляется игрушка кот).

Ребята, назовите, пожалуйста, 1-й звук в слове «дом».

Назовите 1-й звук в слове «Том».

Вы догадались какие звуки будут сегодня у нас в гостях? Верно, это звуки [Д], [Т].

- Вместе с котом Томом мы будем сравнивать эти два звука, учиться распознавать их в слогах и словах, правильно использовать их в речи.

- Ребята, поставьте перед собой зеркала и произнесите звук [Д]. Как работают голосовые связки, которые образуют наш голос?

- Приложите свою ладошку к горлышку и почувствуйте, звенит ли голосок?


- Звук [Д] – согласный, произносится с голосом, значит звук звонкий, обозначаем его колокольчиком.

- Произнесите звук [Т].


- Звук [Т] – согласный, произносится без голоса, значит звук глухой, обозначаем его наушниками.

(выставляю символы-подсказки: колокольчик и наушники)


Ставят перед собой индивидуальные зеркала. Произносим звук [Д].


 Голосовые складки дрожат, голосок звенит, значит, звук [Д] – звонкий.

Произносим звук [Т] - голосок спит, молчит, значит, звук [Т]- глухой.

Игра «поймай звук» (уметь находить и выделять согласные звуки [Д], [Т] в потоке других звуков).

-А теперь попробуйте услышать эти звуки. Когда услышите [Д] – хлопните, а когда услышите [Т] – топните.

Звуки: Т, П, О, С, Т, К, Д, М, В, Т, Н, Д, У, Б, Д. (Выполняют упражнения)


Игра «Эхо» (с мячом) (Развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, совершенствование общей моторики).

.- Внимательно послушайте слоги или слова и ловите мяч:

До-то-до Душ-тушь-душ

Та-та-да Дом-том-том

Ду-ту-ду Дым-тым-дым

Ребёнок, поймавший мяч, повторяет в ответ слоги или слова

Игра «Выполни задание» (Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценивать результаты своей деятельности. Целеустремленность и настойчивость в достижении целей).

- Ребята, у кота Тома в доме есть письма с заданиями, давайте прочитаем одно письмо: «Ребята, определите, пожалуйста, в каких словах есть звук [Т], а в каких – [Д]. Если в слове слышится звук [Т] – поднимите карточку с наушниками, если в слове слышится звук [Д] – поднимите карточку со звоночком. И еще, не забудьте поместить карточку в то окошко вагончика, где слышится звук в слове: в начале, в середине или в конце слова».

Слова: тыква, дыня, куст, вода, кот, антенна.

Дети выполняют задание. Выкладывают на карточках-вагончиках символы звонких и глухих согласных звуков.


Игра «Команды кота Тома»


Способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Выполнение действий согласно инструкции.

Закрепить умение использовать в речи предлоги «до» и «от».


- А теперь кот Том хочет с вами поиграть, он будет подавать команды, а вы должны их выполнить.

Том: «Дойди до двери»

(« дойди до окна, дойди до стула, …»)

«Отойди от двери»

(«отойди от окна, отойди от стула, …»

- Что ты сделал(а)?

- Скажи, какие маленькие слова ты использовал в своем предложении?

- Назовите гласный звук в словах «от», «до».

- Назовите согласный звук в слове «до».

- Назовите согласный звук в слове «от».

- Я дошел до двери и отошел от двери.

- Маленькие слова: «до», «от».

- Гласный звук «О»

- Согласный звук [Д] – он звонкий.

- Согласный звук [Т] - он глухой.

Подвижная игра «С кочки на кочку» (Развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, совершенствование общей моторики.

Целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Уметь анализировать, развивать способность делать выводы).

На полу лежат 2 обруча «кочки», в одном из них лежит изображение колокольчика, в другом – изображение наушника.

- Я буду называть слова, если в слове будет глухой звук [Т] – надо встать на кочку с наушником, если услышите в слове звонкий звук [Д] – то надо встать на кочку с колокольчиком.

Слова: добро, кот, вода, кит, дорога, антенна, ткань, дыра, дуб, тупик, дом, творог, душ, нитки, бинт.

- Ребята, какие слова со звуком [Д] вы запомнили, а со звуком [Т]?

Дети выполняют задание.

Упражнение с картинками «Найди пару»

- Ребята, как вы думаете, один звук может изменить целое слово? Давайте проверим, у нас есть картинки, назовите их. А теперь я буду называть слово, а вы используя эти картинки, подберите к ним похожие слова-рифмы. Например: дом – том.

Удочка

Дочка

Плоты

Тушь

Дачка

Кадушка

День







Уточка

Точка

Плоды

Душ

Тачка

Катушка

Тень


Упражнение « Исправь ошибку»

- Ребята, в доме есть ещё одно письмо. Здесь задание: внимательно послушать и помочь исправить ошибки в предложениях.

1. Мама любит свою точку.

2. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

3.Мальчик уточкой ловит рыбу.

4.Удочка плывет по озеру.

5.Вот тележка. Это – дачка.

6.Дом в саду зовётся тачка.




1. Мама любит свою дочку.

2. Поэт закончил строчку, в конце поставил точку.

3.Мальчик удочкой ловит рыбу.

4.Уточка плывет по озеру.

5.Вот тележка. Это – тачка.

6.Дом в саду зовётся дачка.

Рефлексивно-оценочный этап

(Участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Учитывать разные мнения, слушать и понимать других. Высказывать свою точку зрения. Оценивать результаты своей деятельности).

- Ребята, вы сегодня молодцы. Давайте вспомним, какие игрушки сегодня нам помогали?

- Какие же звуки были сегодня у нас в гостях?

- Какой звук из них звонкий, а какой глухой?

- А что вам лучше всего запомнилось?

- У вас на столах лежат смайлики. “Личики” у них разные: строгие и весёлые. Выберите себе улыбающегося смайлика, если вы хорошо поработали сегодня на занятии, справились со всеми заданиями. Если же вы не довольны своей работой – возьмите строгого смайлика.

- Вы молодцы! Хорошо поработали, быстро справились с заданиями. А кот Том приготовил вам сюрприз и дарит вам свою фотографию, где он сфотографирован около своего дома. Но фотография черно-белая, дома вам надо раскрасить и сделать его цветным. До свидания.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!