СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [З – Ж]"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [З – Ж]

Цель: Дифференциация звуков [З-Ж] в словах.

Задачи:

Образовательные: Закрепление понятия о механизме образования звуков [З-Ж] и их акустических особенностях; закрепление знаний о слове; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих звуки [З-Ж].

Коррекционные: Развитие и совершенствование артикуляционной моторики, коррекция мелкой моторики, развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса, тренировка мышц языка, коррекция звукопроизношения, развитие и уточнение пассивного словаря, развитие фонематических процессов.

Воспитательные: Воспитание потребности в речевом общении, воспитание волевых качеств, навыков самоконтроля, активности и внимательности на занятии.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [З – Ж]"»



План-конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [З – Ж]


Подготовила Филонович Анна Дмитриевна

Тема: “Дифференциация звуков [З-Ж]”

Возрастная адресованность: Старшая группа (5-6 лет)

Цель: Дифференциация звуков [З-Ж] в словах.

Задачи:

Образовательные: Закрепление понятия о механизме образования звуков [З-Ж] и их акустических особенностях; закрепление знаний о слове; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих звуки [З-Ж].

Коррекционные: Развитие и совершенствование артикуляционной моторики, коррекция мелкой моторики, развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса, тренировка мышц языка, коррекция звукопроизношения, развитие и уточнение пассивного словаря, развитие фонематических процессов.

Воспитательные: Воспитание потребности в речевом общении, воспитание волевых качеств, навыков самоконтроля, активности и внимательности на занятии.

Материал и оборудование: 2 мячика су-джок, игрушки: жук и комар, карточки с изображением объектов имеющих в своих названиях звуки [З-Ж].


Ход логопедического занятия:


1. Организационный момент с элементом психотерапии: (массаж пальцев рук мячиками су-джок)

Л: Привет (имя ребёнка), сегодня к нам придут интересные гости. Но для начала давай мы с тобой разомнём наши ручки. Бери в руки мячик.

Мяч по кругу я катаю,

Назад - вперёд его гоняю!

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка!

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!


2. Артикуляционная гимнастика:

Л: А теперь мы разомнём наши ротики. Для того, чтобы следить за нашими язычками, будем следить за ним через зеркало, чтобы понять, всё ли вы правильно мы делаем.

- “Улыбка”:

Улыбыемся без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживаем мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Широкаа Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

- “Окошко”:

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживаем их в таком положении 5-10 секунд.

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

- “Вкусное варенье”:

Улыбнулись, открываем рот и языком в форме чашечки облизываем губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.


3. Объявление темы занятия:

Л: Я хочу тебе рассказать одну интересную сказку про наших гостей, слушай внимательно. «Жили-были как-то два друга: комар и жук. Построили они себе дом из железа, покрасили в зеленый цвет. Комар очень любил звенеть, а жук — жужжать. И предметы комару нравились со звуком [з], а жуку — со звуком [ж]. Возле дома комар посадил незабудки, а жук — жасмин. Любимый земляничный джем комар ел из вазочки, а жук — из ложечки. На прогулку комар выходил с зелёным зонтом, а жук — в жёлтом жилете. И развлекались они тем, что спорили, чья песенка звонче и лучше».


4. Проговаривание изолировано звуков, которые отличаются:

Л: Давай с тобой вспомним, какую песенку поёт комарик?

Р : Ззззззззззззззззззззззззззз…

Л: Верно, хорошо. А какую песенку напевает жук?

Р: Жжжжжжжжжжжжжжжж…

Л: Правильно, супер.


5. Анализ артикуляционных звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции: (проводится перед зеркалом)

Л: Теперь я произнесу звуки [З и Ж], а ты посмотри, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков?

Д: (Ответы детей).

Л: При произнесении звука [Ж] губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком, а язык чашечкой, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух теплый. Голосовые связки вибрируют, мы можем руку положить на горло и это проверить, как оно вибрирует.

Л: При произнесении звука [З] губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком, язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, голосовые складки вибрируют.




6. Развитие фонематического звука:

Л: Поиграем с тобой в очень интересную игру под названием «4 лишний». Я буду называть слова, ты должен узнать, какое слово лишнее. Слушай внимательно:

- Зайка, замок, жаба, зубы.

- Жук, ёжик, одежда, фазан.

- Зонт, пижама, гвоздика, незабудка.

- Ваза, ежевика, ужин, ножи…

Л: Умничка, отлично справился (-ась).


7. Дифференциация звуков в словах:

Л: Вот и собрались комар и жук в путешествие. Давай мы с тобой поможем собрать им вещи. в дорогу. Помни: что комару нужны вещи, в названии которых есть звук [З], а жуку - вещи, в названии которых есть звук [Ж]. Слева от тебя будем собирать вещи для комара на звук [З], а справа - для жука на звук [Ж]. Ребёнок собирает по 2 «кучкам» картинки, тем самым помогая насекомым отправиться в путешествие.


8. Домашнее задание:

Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков:

за — за — за — на лугу коза;

жа — жа — жа — есть иголки у ежа;

зу — зу — зу — мыли ноги мы в тазу;

жу — жу — жу — молока дадим ежу;

зы — зы — зы — есть козлята у козы;

жи — жи — жи — под кустом сидят ежи.


9. Итоги занятия:

Л: (имя ребёнка), с какими звуками мы сегодня работали?

Чем они различаются? Верно, молодчинка! Вспомни, какую песенку поёт жук? А какую песенку напевает комарик? Отлично, класс!

Жучок и комарик благодарят тебя за помощь им в решении заданий. Спасибо за занятие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!