План-конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [З – Ж]
Подготовила Филонович Анна Дмитриевна
Тема: “Дифференциация звуков [З-Ж]”
Возрастная адресованность: Старшая группа (5-6 лет)
Цель: Дифференциация звуков [З-Ж] в словах.
Задачи:
Образовательные: Закрепление понятия о механизме образования звуков [З-Ж] и их акустических особенностях; закрепление знаний о слове; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих звуки [З-Ж].
Коррекционные: Развитие и совершенствование артикуляционной моторики, коррекция мелкой моторики, развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса, тренировка мышц языка, коррекция звукопроизношения, развитие и уточнение пассивного словаря, развитие фонематических процессов.
Воспитательные: Воспитание потребности в речевом общении, воспитание волевых качеств, навыков самоконтроля, активности и внимательности на занятии.
Материал и оборудование: 2 мячика су-джок, игрушки: жук и комар, карточки с изображением объектов имеющих в своих названиях звуки [З-Ж].
Ход логопедического занятия:
1. Организационный момент с элементом психотерапии: (массаж пальцев рук мячиками су-джок)
Л: Привет (имя ребёнка), сегодня к нам придут интересные гости. Но для начала давай мы с тобой разомнём наши ручки. Бери в руки мячик.
Мяч по кругу я катаю,
Назад - вперёд его гоняю!
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
Каждым пальчиком прижму
И другой рукой начну.
Я сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка!
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук!
2. Артикуляционная гимнастика:
Л: А теперь мы разомнём наши ротики. Для того, чтобы следить за нашими язычками, будем следить за ним через зеркало, чтобы понять, всё ли вы правильно мы делаем.
- “Улыбка”:
Улыбыемся без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживаем мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Широкаа Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
- “Окошко”:
Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживаем их в таком положении 5-10 секунд.
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
- “Вкусное варенье”:
Улыбнулись, открываем рот и языком в форме чашечки облизываем губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
3. Объявление темы занятия:
Л: Я хочу тебе рассказать одну интересную сказку про наших гостей, слушай внимательно. «Жили-были как-то два друга: комар и жук. Построили они себе дом из железа, покрасили в зеленый цвет. Комар очень любил звенеть, а жук — жужжать. И предметы комару нравились со звуком [з], а жуку — со звуком [ж]. Возле дома комар посадил незабудки, а жук — жасмин. Любимый земляничный джем комар ел из вазочки, а жук — из ложечки. На прогулку комар выходил с зелёным зонтом, а жук — в жёлтом жилете. И развлекались они тем, что спорили, чья песенка звонче и лучше».
4. Проговаривание изолировано звуков, которые отличаются:
Л: Давай с тобой вспомним, какую песенку поёт комарик?
Р : Ззззззззззззззззззззззззззз…
Л: Верно, хорошо. А какую песенку напевает жук?
Р: Жжжжжжжжжжжжжжжж…
Л: Правильно, супер.
5. Анализ артикуляционных звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции: (проводится перед зеркалом)
Л: Теперь я произнесу звуки [З и Ж], а ты посмотри, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков?
Д: (Ответы детей).
Л: При произнесении звука [Ж] губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком, а язык чашечкой, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух теплый. Голосовые связки вибрируют, мы можем руку положить на горло и это проверить, как оно вибрирует.
Л: При произнесении звука [З] губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком, язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, голосовые складки вибрируют.
6. Развитие фонематического звука:
Л: Поиграем с тобой в очень интересную игру под названием «4 лишний». Я буду называть слова, ты должен узнать, какое слово лишнее. Слушай внимательно:
- Зайка, замок, жаба, зубы.
- Жук, ёжик, одежда, фазан.
- Зонт, пижама, гвоздика, незабудка.
- Ваза, ежевика, ужин, ножи…
Л: Умничка, отлично справился (-ась).
7. Дифференциация звуков в словах:
Л: Вот и собрались комар и жук в путешествие. Давай мы с тобой поможем собрать им вещи. в дорогу. Помни: что комару нужны вещи, в названии которых есть звук [З], а жуку - вещи, в названии которых есть звук [Ж]. Слева от тебя будем собирать вещи для комара на звук [З], а справа - для жука на звук [Ж]. Ребёнок собирает по 2 «кучкам» картинки, тем самым помогая насекомым отправиться в путешествие.
8. Домашнее задание:
Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков:
за — за — за — на лугу коза;
жа — жа — жа — есть иголки у ежа;
зу — зу — зу — мыли ноги мы в тазу;
жу — жу — жу — молока дадим ежу;
зы — зы — зы — есть козлята у козы;
жи — жи — жи — под кустом сидят ежи.
9. Итоги занятия:
Л: (имя ребёнка), с какими звуками мы сегодня работали?
Чем они различаются? Верно, молодчинка! Вспомни, какую песенку поёт жук? А какую песенку напевает комарик? Отлично, класс!
Жучок и комарик благодарят тебя за помощь им в решении заданий. Спасибо за занятие.