Конспект логопедического занятия
по коррекции нарушений письменной речи
Тема: Дифференциация гласных ы - и
Цели и задачи:
Дифференцировать звуки и буквы ы - и на материале слогов, слов, предложений.
Развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
Формировать фонематический слух.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать кинетические представления.
Воспитывать самоконтроль, самооценку.
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные зеркала, конверты с полосками, слоговая таблица, изображения девочек – гласных, мяч, «Волшебный сундучок», цветные карандаши, изображения букв ы - и, изографы, доска, мел.
Ход занятия
Орг. момент.
Проверка готовности учащихся к занятию, установка на активную работу, внимание.
2.Введение в тему занятия.
Чтение стихотворения Л. Погореловского:
- Что глядишь, корова,
Строго и сурово?
- Мишка-лодырь через «а»
Написал «кАрова».
Напишите вы
«Мишка» через «ы»,
Проучите Мишку,
Превратите в «мышку».
Кошка мышку - хвать!
Будет лодырь знать!
Сравнение слов Мишка – мышка по смыслу и написанию.
Определение и запись темы занятия.
3.Дифференциация звуков и букв ы – и изолированно.
1. Артикуляция звуков занятия с помощью индивидуальных зеркал, определение разницы в артикуляции и звучании.
2.Игра «Поймай звук» (на звук [и] – хлопнуть 1 раз, на звук [ы] – 2 раза).
3.Связь с буквами.
Рассматривание изображений девочек-гласных ы, и. Определение общих элементов, выкладывание букв и – ы из полосок, письмо букв занятия в воздухе.
4.Игра «Угадай звук, покажи букву». Необходимо угадать звуки по их артикуляции. Поднять соответствующую букву.
4.Дифференциация звуков и букв и – ы в слогах.
1.Чтение и запись в тетради слоговой таблицы:
ты – ти
пы – пи
мы – ми
лы – ли
Обратить внимание детей на то, что звук [и] смягчает предшествующий согласный, а звук [ы] нет.
2.Игра с мячом (проговаривание за логопедом слогов с гласными ы – и)
3.Запись под диктовку слогов в 2 строчки: с буквой ы, с буквой и.
5. Физминутка.
6.Дифференциация звуков и букв ы – и в словах.
1.Вставить в слова, записанные на доске нужную гласную букву (ы или и):
Р…с, с…р, м…р, м…ло, л…па, бус…, кн…га, п…ль.
Подчеркнуть букву ы одной красной линией, букву и – двумя.
2.Игра «Волшебный сундучок».
Дети достают из сундучка предметные картинки, в названии которых есть звуки занятия, называют их и определяют, где находится звук – в начале слова, в середине или в конце.
3.Работа со словами – паронимами:
был – бил мыл - мил
выл - вил пыл – пил
Объяснение написания и смысла слов. Запись пар слов в тетради.
4. Демонстрация и разгадывание детьми изографов с буквами «ы», «и».
7.Дифференциация звуков и букв ы – и в предложениях.
Чтение и запись предложений. Подчеркнуть букву ы одной красной линией, а букву и – двумя.
Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол.
8. Итог занятия.