Конспект логопедического занятия на тему: « Ударение.»
Цель: Закрепить знания об ударении, дать понятие об его смыслоразличительной функции.
Задачи: развивать слуховое внимание, фонематический слух, способствовать развитию звукового анализа и синтеза. Воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи.
Наглядные пособия и раздаточный материал: буквы-магниты, файлы с тестовыми заданиями (тест-рисунок), звуковые контейнеры и звуковые линейки, картинки фруктов, стираемые фломастеры, предметные картинки, мыльные пузыри.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Послушайте, как я произнесу слова: со-ва, ру-ка, зи-ма. (По слогам.)
А все слоги я произнесла одинаково? (Нет)
А какие слоги я выделяла голосом?
Как называются слоги, которые мы выделяем голосом? (Ударные) Правильно, в ударном слоге мы протяжно произносим гласный звук (голосом выделяем), и значок «ударение» ставится над гласным звуком.
2. Тема урока.
А) У доски разбирается слово « сани», записывается схема по слогам с указанием гласных и постановкой ударения.
Что здесь нарисовано? (Сани.)
Какой вопрос мы зададим к этому слову? (Что.)
Значит, какое это слово? (Слово-предмет.)
Сколько слогов в этом слове?
Почему два слога? (Так как два гласных звука)
Назовите первый?
Назовите второй?
Давайте запишем это слово на доске и начертим его схему.
Подумай, над каким гласным звуком мы поставим знак «ударение»?
Произнеси это слово так, чтобы сразу было слышно, на какой слог падает ударение.
Б) На столе картинки с двухсложными словами из открытых слогов: мячи, часы, розы, паук, сова, мухи, дети, лиса….
Я буду называть картинки, на которых изображены предметы.
А вы — определять, какой слог ударный.
Повторим еще раз, какой слог мы называем ударным? (Тот, который выделяем — отвечают несколько детей)
Раздаются схемы слов с ударением на первом и втором слоге.
Перед вами схемы слов.
В одной значок ударения стоит над первым слогом, на другой – над вторым.
Покажите, какая схема подходит к слову … (логопед показывает одну из картинок).
Ваня, скажи, на какой слог падает ударение?
Докажи это: произнеси так, чтобы мы все это услышали.
Кто может назвать все слова, которые мы разбирали?
В) Я вам загадаю загадку.
Кто угадает, запишет на доске схему слова отгадки:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его – … (арбуз)
Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный?
Г) Придумайте слова, которые мы можем записать схемой ___ _/__, _/_ __.
Кто придумает слово к первой схеме? Ко второй? Какие слоги мы с вами выделяли в словах? (ударные)
А как мы их обозначали на схемах (Специальным знаком).
3. Физкультминутка
а) «Необычная комната» (чередование сильного напряжения и расслабления мышц рук, ног, спины).
- В этой комнате могут двигаться потолок, пол и стены. Неимоверным напряжением вытянутых рук нам надо удержать двигающийся на нас:
потолок (руки подняты вверх, сильно напряжены 1-2-3..);
-Ура! Удержали! (расслабленные руки падают вниз).
стены (руки в стороны, сильно напряжены, 1-2-3..уронили-расслабили);
стена (руки перед собой сильно напряжены 1-2-3.. уронили-расслабили);
пол (наклониться, кончиками пальцев рук упираемся с напряжением в пол, ноги сильно напряжены 1-2-3.. расслабились и выпрямились).
4. Работа в тетрадях. Конкурс «Молчаливые художники».
а) Условия конкурса: Вас, ребята, ждёт интересное испытание. Конкурс «Молчаливые художники» научит вас выдержке и терпению, ведь очень нелегко работать молча, но таково условие. Я покажу слово, которое вы аккуратно и правильно перепишите в тетрадь (логопед показывает жестами, движение, имитирующее акт письма). Поставите в нём ударение (жест удара), и нарисуете (показ логопедом движения рисования) то, что вы записали, проиллюстрировав свою запись. Итак, в классе полная тишина, никто не имеет права произнести ни звука.
б) Чтение про себя.
Учитель молча показывает, что на магнитной доске с помощью букв напечатано слово Г В О З Д И К И.
в) Алгоритм выполнения в жестах.
Учитель-логопед жестами просит детей:
записать молча это слово в тетрадь,
поставить ударение,
нарисовать картинку к этому слову;
5. Работа в тетрадях. «Быстрый диктант».
*Правила написания:
- Вас ожидает диктант, но не привычный, «Быстрый диктант». Предстоит зашифровать названия фруктов. Предъявляемые мной картинки вы будете записывать только одной буквой, той, на которую в слове падает ударение.
*называние предметных картинок фруктов;
Логопед вывешивает на доску картинки фруктов: ананас, виноград, банан, киви, апельсин, клубника.
*запись слова ударной буквой;
Обучающиеся в тетрадях записывают название фруктов ударной буквой.
*проверка;
- Какими буквами вы зашифровали название фруктов?
- Правильно, гласными. Почему?
- А какую закономерность в написанном вы увидели? Получилось: три - буквы а, и три буквы - и.
* подведение итогов.
-Молодцы! Все справились с заданием.
6. Итог занятия.
О чем мы сегодня говорили на занятии? (Об ударении). Зачем нужно правильно ставить ударение в словах? (чтобы не запутаться и правильно понимать слова).
Г В О З Д И К И
Придумайте слова, которые мы можем записать схемой ___ _/__, _/_ __.
Придумайте слова, которые мы можем записать схемой ___ _/__, _/_ __.
Придумайте слова, которые мы можем записать схемой ___ _/__, _/_ __.
03.05 д/з. выучить стихотворение. 03.05. д/з выучить стихотворение
Кошка Машка Кошка Машка
У тех глаза красивей, У тех глаза красивей,
У тех пушистей мех, У тех пушистей мех,
Но наша кошка Машка, Но наша кошка Машка,
Кошачая дворняжка- Кошачая дворняжка-
Она милее всех. Она милее всех.
03.05 д/з. выучить стихотворение. 03.05. д/з выучить стихотворение
Кошка Машка Кошка Машка
У тех глаза красивей, У тех глаза красивей,
У тех пушистей мех, У тех пушистей мех,
Но наша кошка Машка, Но наша кошка Машка,
Кошачая дворняжка- Кошачая дворняжка-
Она милее всех. Она милее всех.