СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия "Первоцветы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексическая тема логопедического занятия "Первоцветы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Первоцветы"»

"Закрепление лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Первоцветы»".


Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.


Задачи.


Коррекционно-образовательные:


- закрепить представления о весне и ее приметах;


- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна»;


- закрепить навыки слогового и буквенного анализа слов;


- закрепить умения подбирать однородные определения;


- формировать умения грамматически правильно строить словосочетания, предложения;


- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;


Коррекционно-развивающие:


- развивать слуховое и зрительное внимания, мышления;


- развивать речевое дыхания, тонкой и общей моторики, творческое воображения;


- развивать координацию речи с движением, диалогической речи.


Воспитательные:


- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;


- воспитывать любовь и бережное отношения к природе.








Ход занятия


I. Организационный момент.


Логопед. Здравствуйте, ребята давайте станем в «Круг добра», касаясь ладонями друг друга. Улыбнемся и произнесём добрые, ласковые слова друг другу по цепочке.

- Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.


- Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра!

Логопед: У меня для вас есть задание. Нужно расшифровать слова, к какому времени года их можно отнести.

«Зашифрованные слова». (раздаю карточки детям)


Каждой букве соответствует цифра. Расшифруйте слова. Запишите буквы в соответствующие клетки. Прочитайте, какие слова у вас получились.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

О

Х

А

В

С

Р

Ч

Е

Ь

К

Д

Н

Л

П

Й

У



Шифр:



10

3

14

8

13

9









6

16

7

8

15








13

8

11

1

2

1

11










Логопед:Какие слова у вас получились? В какое время года бывают эти явления природы? (весной).

Логопед: Для того, чтобы наша речь была красивой и правильной давайте с вами сделаем гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение Сосулька тает.


Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.


Упражнение Лужи.


Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.


Упражнение Лопаются почки на деревьях.


Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.


- Я предлагаю вам послушать звуки весны.

- Какие звуки вы слышали?

Дети: Пение птиц, журчание ручейка.


Логопед: Ребята звуки не только есть в природе, но и в речи. У меня для вас есть задание, выделите первый звук в словах, и составьте слова.

«Выдели первый звук».


Мост, арбуз, йод


Машина, азбука, рука, тополь


Ананас, пекарь, река, ель, лимон, ь


Логопед:Какие слова у вас получились? К какому времени года относятся эти месяца? Назовите весенние месяцы по-порядку.


Логопед:Давайте вспомним признаки весны? (Рассматриваем картинки и назовём признаки весны.


Дети:(Весной ярче светит солнце, тает снег. Появляются листочки на деревьях, распускаются первые цветы. Прилетают птицы из теплых стран).



Логопед: Вот сколько изменений происходит в природе весной. Вы сказали распускаются цветы. Как можно назвать первые цветы, которые появляются весной.


Дети: Первоцветы.

Логопед: Почему их так называют?

Дети: Потому, что они самые первые зацветают.


Логопед:Да, это цветы, которые весной расцветают первыми.Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах).


- Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

- Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться,)


Логопед:Если цветы растут в лесу, то они какие?


Дети: Они лесные. (Ответ ребёнка: Это цветы лесные)


Логопед:Если цветы растут на лугу, то они какие?


Дети: Луговые.


Логопед: Если цветы растут в саду, то они какие?


Дети: Садовые.

Логопед: А цветы, которые распускаются первыми - Первоцветы


Логопед: Какие названия первоцветов, вы знаете?


Дети:Подснежник, адонис, крокус, мать-и-мачехи, медуница.


Логопед:Ребята, посмотрите, у нас появились полянки(листы, на них нарисованы капельки). А полянки не простые, А полянки слоговые. Сколько в названии цветка слогов, столько и капелек на полянке. Раз, два, три – каждый цветок свою полянку найди.

Логопед: - Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.

Игра «Один — много»

Подснежник – подснежники

Крокус – крокусы

Медуница – медуницы

Адонис - адонисы


Логопед:- Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.


Игра «Какие цветы? (игра собери цветок) - Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прикрепляем лепесток.

Дети:Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.


Логопед:Сколько много мы с вами сказали комплиментов. Но, я думаю еще больше, можно сказать. И сейчас вы внимательно посмотрите на слова, которые находятся на доске. И выберите, какие еще могут быть первоцветы, что они могут делать. (На доске столбиками записаны (прикрепить напечатанные слова на доске) слова и выражения, слова прочитываются детьми, находятся «лишние» слова, затем составляются предложения, выбирая слова по смыслу). Пример: Чудесные первоцветы распускаются на полянке.

Вверху прикрепляется табличка

ПЕРВОЦВЕТЫ.

Какие бывают? Что делают? Где растут?


Чудесные распускаются на полянке

Вкусные скрипят из- под снега

Интересные цветут в саду

Шумные украшают на опушках леса

Красивые растут

Хрупкие говорят

Прекрасные радуют


Логопед: Ребята вы составили предложения, а теперь давайте посмотрим сколько в каждом предложении слов.


Логопед: Дети, а если вы встретите в лесу первоцветы, вы сорвёте их?

- Почему нельзя рвать цветы?

- Многие из них считаются редкими и вымирающими видами и поэтому занесены в "Красную книгу".

- Вот на полянке выросли маленькие беззащитные подснежники и многие люди хотят сорвать цветы, давайте спрячем их под пальчиками правой руки.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Спрячем цветы» согласование числительных с существительными и прилагательными.

.Посчитаем их:

1 маленький подснежник,

2 маленьких подснежника,

3 …,

5 маленьких подснежников.


Спасли цветы, молодцы.



Логопед: Давайте ребята немного с вами разомнёмся. Выполняем упражнения нейробики.

«Динь- динь пришла весна.»

К нам весна лишь заглянула

(потянуть руки вперёд)

В снег ладошку окунула

(руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки то тыльной, то лицевой стороной)

И расцвёл там нежный

(руки от локтей до запястий соединить, кисти сложить в форме цветка)

Маленький подснежник.

(пальцы раскрываются, словно подснежник)


Логопед:А, что мы с вами можем сделать для того, чтобы помочь цветам выжить? (Не рвать самим и не давать рвать другим, не покупать букеты из первоцветов.) Все правильно! Сделаем все, что в наших силах, чтобы сберечь красоту весенних лугов и полей, многообразие цветочного мира нашего края.


Давайте спасем нежные ранние цветы!


Для этого мы распространим листовки в нашем районе, призывающие людей к сохранению первоцветов. У меня есть заготовленные листовки. Антон, прочти пожалуйста листовку. Чтобы жители нашего района знали какие есть первоцветы, мы с вами наклеим на листовки цветочки первоцветов.




Листовка


Уважаемые жители района!

Скоро в нашем крае появятся первые весенние цветы. Как они нежны и красивы! Они радуют нас, дают пищу и дом насекомым, укрепляют почву

Люди! Будьте друзьями природы. Не рвите и не покупайте первоцветы.



Рефлексия: Назовите название первоцветов какие вы запомнили? В какое время года появляются эти цветы? Где растут первоцветы?