"Закрепление лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Первоцветы»".
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- закрепить представления о весне и ее приметах;
- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна»;
- закрепить навыки слогового и буквенного анализа слов;
- закрепить умения подбирать однородные определения;
- формировать умения грамматически правильно строить словосочетания, предложения;
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимания, мышления;
- развивать речевое дыхания, тонкой и общей моторики, творческое воображения;
- развивать координацию речи с движением, диалогической речи.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
- воспитывать любовь и бережное отношения к природе.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята давайте станем в «Круг добра», касаясь ладонями друг друга. Улыбнемся и произнесём добрые, ласковые слова друг другу по цепочке.
- Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
- Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра!
Логопед: У меня для вас есть задание. Нужно расшифровать слова, к какому времени года их можно отнести.
«Зашифрованные слова». (раздаю карточки детям)
Каждой букве соответствует цифра. Расшифруйте слова. Запишите буквы в соответствующие клетки. Прочитайте, какие слова у вас получились.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
О | Х | А | В | С | Р | Ч | Е | Ь | К | Д | Н | Л | П | Й | У |
Шифр:
Логопед:Какие слова у вас получились? В какое время года бывают эти явления природы? (весной).
Логопед: Для того, чтобы наша речь была красивой и правильной давайте с вами сделаем гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение Сосулька тает.
Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
Упражнение Лужи.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Упражнение Лопаются почки на деревьях.
Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.
- Я предлагаю вам послушать звуки весны.
- Какие звуки вы слышали?
Дети: Пение птиц, журчание ручейка.
Логопед: Ребята звуки не только есть в природе, но и в речи. У меня для вас есть задание, выделите первый звук в словах, и составьте слова.
«Выдели первый звук».
Мост, арбуз, йод
Машина, азбука, рука, тополь
Ананас, пекарь, река, ель, лимон, ь
Логопед:Какие слова у вас получились? К какому времени года относятся эти месяца? Назовите весенние месяцы по-порядку.
Логопед:Давайте вспомним признаки весны? (Рассматриваем картинки и назовём признаки весны.
Дети:(Весной ярче светит солнце, тает снег. Появляются листочки на деревьях, распускаются первые цветы. Прилетают птицы из теплых стран).
Логопед: Вот сколько изменений происходит в природе весной. Вы сказали распускаются цветы. Как можно назвать первые цветы, которые появляются весной.
Дети: Первоцветы.
Логопед: Почему их так называют?
Дети: Потому, что они самые первые зацветают.
Логопед:Да, это цветы, которые весной расцветают первыми.Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах).
- Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.
- Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться,)
Логопед:Если цветы растут в лесу, то они какие?
Дети: Они лесные. (Ответ ребёнка: Это цветы лесные)
Логопед:Если цветы растут на лугу, то они какие?
Дети: Луговые.
Логопед: Если цветы растут в саду, то они какие?
Дети: Садовые.
Логопед: А цветы, которые распускаются первыми - Первоцветы
Логопед: Какие названия первоцветов, вы знаете?
Дети:Подснежник, адонис, крокус, мать-и-мачехи, медуница.
Логопед:Ребята, посмотрите, у нас появились полянки(листы, на них нарисованы капельки). А полянки не простые, А полянки слоговые. Сколько в названии цветка слогов, столько и капелек на полянке. Раз, два, три – каждый цветок свою полянку найди.
Логопед: - Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.
Игра «Один — много»
Подснежник – подснежники
Крокус – крокусы
Медуница – медуницы
Адонис - адонисы
Логопед:- Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.
Игра «Какие цветы? (игра собери цветок) - Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прикрепляем лепесток.
Дети:Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.
Логопед:Сколько много мы с вами сказали комплиментов. Но, я думаю еще больше, можно сказать. И сейчас вы внимательно посмотрите на слова, которые находятся на доске. И выберите, какие еще могут быть первоцветы, что они могут делать. (На доске столбиками записаны (прикрепить напечатанные слова на доске) слова и выражения, слова прочитываются детьми, находятся «лишние» слова, затем составляются предложения, выбирая слова по смыслу). Пример: Чудесные первоцветы распускаются на полянке.
Вверху прикрепляется табличка
ПЕРВОЦВЕТЫ.
Какие бывают? Что делают? Где растут?
Чудесные распускаются на полянке
Вкусные скрипят из- под снега
Интересные цветут в саду
Шумные украшают на опушках леса
Красивые растут
Хрупкие говорят
Прекрасные радуют
Логопед: Ребята вы составили предложения, а теперь давайте посмотрим сколько в каждом предложении слов.
Логопед: Дети, а если вы встретите в лесу первоцветы, вы сорвёте их?
- Почему нельзя рвать цветы?
- Многие из них считаются редкими и вымирающими видами и поэтому занесены в "Красную книгу".
- Вот на полянке выросли маленькие беззащитные подснежники и многие люди хотят сорвать цветы, давайте спрячем их под пальчиками правой руки.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Спрячем цветы» согласование числительных с существительными и прилагательными.
.Посчитаем их:
1 маленький подснежник,
2 маленьких подснежника,
3 …,
5 маленьких подснежников.
Спасли цветы, молодцы.
Логопед: Давайте ребята немного с вами разомнёмся. Выполняем упражнения нейробики.
«Динь- динь пришла весна.»
К нам весна лишь заглянула
(потянуть руки вперёд)
В снег ладошку окунула
(руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки то тыльной, то лицевой стороной)
И расцвёл там нежный
(руки от локтей до запястий соединить, кисти сложить в форме цветка)
Маленький подснежник.
(пальцы раскрываются, словно подснежник)
Логопед:А, что мы с вами можем сделать для того, чтобы помочь цветам выжить? (Не рвать самим и не давать рвать другим, не покупать букеты из первоцветов.) Все правильно! Сделаем все, что в наших силах, чтобы сберечь красоту весенних лугов и полей, многообразие цветочного мира нашего края.
Давайте спасем нежные ранние цветы!
Для этого мы распространим листовки в нашем районе, призывающие людей к сохранению первоцветов. У меня есть заготовленные листовки. Антон, прочти пожалуйста листовку. Чтобы жители нашего района знали какие есть первоцветы, мы с вами наклеим на листовки цветочки первоцветов.
Листовка
Уважаемые жители района!
Скоро в нашем крае появятся первые весенние цветы. Как они нежны и красивы! Они радуют нас, дают пищу и дом насекомым, укрепляют почву
Люди! Будьте друзьями природы. Не рвите и не покупайте первоцветы.
Рефлексия: Назовите название первоцветов какие вы запомнили? В какое время года появляются эти цветы? Где растут первоцветы?