Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
141091, М.о., г.о. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Горького, д.16
Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему «Мебель»
конспект разработал:
учитель-логопед Махова А.С
Королев, 2017
Цель педагогической деятельности: развитие связного высказывания детей по лексико–грамматической теме «Мебель».
Задачи педагогической деятельности:
актуализировать и расширять словарный запас по теме «Мебель»,
учить практически употреблять словосочетания с однородными членами предложения; согласовывать существительными с числительными (один, два, пять);
формировать умение составлять полный, последовательный рассказ о мебели с помощью приемов мнемотехники;
развивать слуховую и зрительную память, внимание, восприятие, речевой слух, логическое мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторики, координацию речи с движением, тактильные ощущения, творческое воображение;
воспитывать интерес и уважение к труду.
Методы и приёмы педагогической деятельности: вопросы, беседа, образец речи логопеда как образец для подражания, сопряженная и отражённая речь, дидактическая игра, подвижная игра, рациональное сочетание наглядности, слова и практического действия, показ, целенаправленное рассматривание, мнемотехника.
Оборудование: натуральные объекты, презентация по теме занятия, картинно-графический план к составлению описательного рассказа, мяч, сундучок, карточки с цифрами.
Презентация по теме занятия: в тексте конспекта указаны соответствующие заданиям номера слайдов.
Ход занятия
1.Организационный момент
Логопед (Л):
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы. А для успешной работы нам необходимо на уроке внимательно слушать педагога, думать и правильно отвечать на вопросы. Сядьте ровно, положите ручки на коленки и покажите, что вы готовы работать. Итак, что бы дома, в детском саду и в любом другом месте было уютно там нужна мебель. Именно о мебели мы сейчас и поговорим!
Игрушка Зайчик Митя (М):
Здравствуйте ребята, вы меня зовут Митя. Я очень рад, что зашел к вам в гости. Я еду в кругосветное путешествие, но на моем корабле нет мебели. Поэтому я собираюсь отправиться в путешествие, что бы обустроить мой корабль. Мой друг Шарик дал мне карту, по которой мы сможем найти все что нужно. Я очень хочу, чтобы вы поехали со мной. Говорят, что в этом путешествии много островов с заданиями, и я боюсь, что один не справлюсь!! Помогите мне, пожалуйста!
Логопед:
Дети, мы поможем Мите?
Дети:
Да
2. Основная часть занятия
Митя:
А вот на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, разгадав мою загадку.
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет...
(Корабль)
Митя: Правильно, мы поплывем на корабле. Ребята, наше путешествие будет не простое, нас ждет много нового и интересного. Вместе нам предстоит попасть на 5 островков. (М. предлагает детям сесть на корабль.) Ну что ребята, поехали?
Дети: Да-а-а!
3. ( музыка, дети сидят на стульчиках).
Маленький кораблик из бумажного листа
Плывет
Вперед.
Ветер под бумажной пылью воду из хлестал,
Но он
Плывет
Не страшны ему туманы, мели, рифы, ураганы.
Он плывет
И загадочные страны, может поздно или рано
Он,
Найдет.
Припев: Ты плыви кораблик мой бумажный,
Не пугает пусть тебя волна.
Капитан тебя ведет отважный
Впереди чудесная страна.
Я как ты давно о ней мечтаю
Пусть моя исполнится мечта
Ты плыви, плыви, плыви кораблик,
из бумажного листа
4. Митя: Ребята, мы приплыли к первому острову, который называется «Загадочный». (Л. загадывает загадки и показывает картинку-отгадку).
5
1.Днем спит на ней подушка, а вечером Андрюшка. (кровать)
6
2. На нем сидят, телевизор глядят, Если устали, то полежат. (диван)
7
3.За стеклом на полках в ряд Книги разные стоят. ( книжный шкаф)
8
4.Под крышей ножки, А на крыше суп да ложки (стол) 9
5.В этом доме этажи называют полками, тут белье мое лежит: кофточки с футболками. Все всегда на месте в доме: Сарафан, халат и шарф, Как зовется этот домик? Угадали? Это...(Шкаф)
10
Есть и в доме, и на даче,
Упадёшь с него - заплачешь!
И четыре есть ноги,
Не обутых в сапоги.
Почему их не обул? -
Да не носит обувь ... (Стул)!
11 Митя: Молодцы, справились с заданием, плывем дальше.
( облака, белогривые лошадки)
16
Игрушка Мишка: Ребята, а теперь мы приплыли на второй остров, который называется «Сортировочный». Тут нам предстоит узнать, где, какая мебель нужна. Давайте, я вам расскажу, а вы это запомните, а потом за мной повторите.
17 Стол ( что на нем делают?) – пишут, обедают, готовят;
18 Кровать ( что на ней делают?) – лежат, отдыхают, спят;
19 Диван ( что на нем делают?) – сидят, отдыхают, смотрят;
20 Шкаф ( что с ним делают?) –хранят одежду, посуду, книги;
21 Стул ( что на нем делают?) – сидят, учатся, встают.
27( Музыка мы едем, едем, едем в далекие края).
28 Митя: Ребята, а теперь мы приплыли к третьему острову, который называется «Потерянный».
Л: Мебель иногда ломается. На этом острове есть сундук со сломанными частями мебели. Давайте вместе починим все. Я предлагаю каждому, по очереди, посмотреть что там, и определить, к какому предмету это подходит. А чтобы сундучок открылся, нужно сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок»!
29
(Дети по очереди подходят).
Стол–ножки, крышка;
Кровать – ножки, подушка, спинка;
Диван(кресло)–ножки, подлокотник, сиденье;
Шкаф– дверцы, полки, ручка;
Стул - ножки, сиденье, спинка.
30
Л: Молодцы ребята, с этим заданием вы тоже справились. А теперь немножко отдохнем и вместе сделаем гимнастику.
Л: Коля, Коля, Николай, Дети идут по кругу друг за другом За собою убирай! У тебя ленивы руки: Хлопают в ладоши Под столом ремень и брюки, Приседают Не в шкафу рубаха, "рисуют четырехугольник" Николай - неряха. Грозят пальчиком и качают головой.
Л: Молодцы! У вас у всех все правильно получилось. Теперь можно ехать дальше.
31( Музыка облака, белогривые лошадки).
Митя: Ребята, а теперь мы приплыли на четвертый остров, который называется «Счетный».
32
Л: Вот дузья нас тут встречают,
На остров приглашают.
Вместе с ними туда пойдем,
Быстренько считать начнем.
33
Л: Я возьму мячик и покажу как надо выполнять это задание, а потом каждый из вас повторит тоже самое.
(Подкидывает мяч и говорит 1 стол – 2 стола - 5 столов).
1 кровать – 2 кровати– 5 кроватей
1 диван – 2 дивана -5 диванов
1 шкаф- 2 шкафа -5 шкафов
1 стул – 2 стула – 5 стульев
Митя: Ну как, ребята, понравилось играть с мячом?
Д: Да-а-а!
34
М: Тогда плывем дальше. У нас с вами остался последний остров.
( Музыка мы едем, едем, едем в далекие края).
М: Ребята, мы приплыли к пятому острову, который называется «Расскажи-ка»
35
Л: Ребята, сейчас мы с вами скажем пару предложений нашим про ту мебель, которую сегодня мы узнали. Сейчас я вам покажу, как это делать.
36
Это стол. Это мебель. За ним пишут, готовят, обедают. Он стоит в комнате, на кухне, в столовой. Стол коричневый и деревянный. У него есть ножки и крышка. Он квадратный.
Л: Давайте вместе расскажем про кровать. Это кровать. Это мебель. На ней отдыхают, лежат, спят. Кровать коричневая, мягкая. У нее есть ножки, подушка, спинка. Она прямоугольная. Давайте кто-нибудь из вас расскажет мне про диван, шкаф и стул
М: Здорово, ну а теперь нам надо возвращаться в школу. Плывем?
37
(Дети садятся на стульчики).
( Музыка мы едем, едем, едем в далекие края).
3.Итог занятия
Л: Ребята, вот мы и вернулись в школу. Вам понравилось путешествие?
38
Д: да-а-а.
М: Что мы с вами сегодня делали?
Д: Мы путешествовали по островам и помогали Мите собрать мебель.
М: А что вам больше всего понравилось?
Л: Давайте попрощаемся с М. и скажем спасибо, что он пригласил нас посетить город профессий! (В конце занятия М. благодарит детей и вручает детям конфетки).
39