Тема: «Понимание речи. Звукоподражания»
Цель: расширение пассивного словаря
Задачи: развивать понимание речи; развитие слухового внимания, артикуляции, пространственных представлений, подражания, мелкой моторики; воспитывать контактность, усидчивость, игры по правилам.
Орг.момент: Сегодня мы идём гулять.
Нас встречает солнышко (мягкая музыкальная игрушка), поёт песенку.
Пальчиковая: 1, 2, 3, 4, 5 - (разгибание пальцев из кулачка, начиная с большого)
Мы идём гулять. (солнышко-ладошка. Повертели раскрытыми пальцами ладошки)
2. Игра на слуховое внимание с бубном «Солнышко и дождик» - если стучу медленно – солнышко – мы гуляем (размеренный шаг).
Стучу быстро – пошёл дождик - присесть, руки над головой (крыша домика)
3. Работа на ковре с мягким панно со съёмными деталями на липучках.
Детали отдельно лежат на блюде.
Сейчас осень. (ориентировка в панно). Давай сделаем с тобой осеннюю картину? Поможешь?
Покажи небо (показывает – хлопнуть ладонью по объекту – ВОТ, ЭТО, ТУТ…).
Покажи травку (сопровождает речью – ЭТО ТРАВКА. ТУТ ТРАВКА. ВОТ ТРАВКА). Покажи тучу. Покажи дерево. Покажи дом….
Выбери картинку, где солнышко за тучкой. Покажи тучу, где?
Прикрепи солнце около тучки (ЛЕПИ!). Сделай дождик. Покажи дерево, ветки.
Сначала ЛЕПИ на дерево жёлтые листья, затем ЛЕПИ красные листья, затем яблоки. Посади жука под дерево. Комар летит над деревом, ЛЕПИ.
Божья коровка сидит на траве, ЛЕПИ. Белку на дерево ЛЕПИ. Муравей спрятался под травой, ЛЕПИ. Травку возле дома – ЛЕПИ!
4. Упражнение на торможение-возбуждение через ленту (подражай) Правило: сначала я – потом ты!
– Я прыгнула - ты прыгни.
Я повернулась - ты повернулся.
Я хлопнула в ладоши – ты хлопнул в ладоши.
Я присела, встала – теперь, ты присел, встал.
Я покачалась (руки на пояс) – ты покачался.
Я прыгнула на одной ноге – ты прыгнул на одной ноге.
Я поставила ногу – ты поставил ногу.
Я хлопнула над головой – ты хлопнул над головой.
Я делаю 3 шага вдоль ленты (приставной шаг) – ты делаешь 3 шага вдоль ленты.
5. Работа над звукоподражаниями (за столом) – выкладываю по 6-7 картинок – покажи, где идёт - топ-топ, если повторишь – получаешь фишку-смайлик! Где стучит – тук-тук? И т.д. (карточки-звукоподражания)
6. «Делай, как я». Реакция на мимические действия логопеда (внимание к артикуляции) - если я сделаю так:
- сжимаю губки (М) – принеси мне мишку,
- открываю рот (А) – неси мне арбуз,
- округляю губы (О) – неси обруч,
- вытягиваю губы трубочкой (У, ду-ду) – неси мне дудочку.
7. Работа на слуховое внимание, концентрацию (цветные палочки, тарелка):
Сколько раз хлопну, столько положи палочек рядом ты.
Я хлопаю – ты слушаешь и кладёшь. (Каждые новые хлопки – палочки через некоторое расстояние, сериями).
А теперь повторим по палочкам ритмы (хлопками), показ указательным пальцем на серию палочек, затем хлопки - сначала вместе с ребёнком, взяв его руки в свои. Затем ребёнок самостоятельно.
8. Развитие слухового внимания, направленности звука:
Найди звучащую музыкальную игрушку в кабинете (с повязкой на глазах). Веду за руку в разных направлениях с комментариями, речевое сопровождение. - Здесь есть? Нет. Где звук?
9. Рефлексия. Если понравилось играть – покажи на солнышко (тогда оно поёт песенку), если нет – покажи на тучку.