СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия: " Предлоги и приставки"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

правильно употреблять предлоги и приставки. умение их выделять

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия: " Предлоги и приставки"»

Конспект логопедического занятия на тему: « Предлоги и приставки.»

Цель: развивать умение различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Задачи:

1. Закрепить отличительные признаки приставок и предлогов;
2. Совершенствовать умение выделять приставку из слова и предлог из предложения;
3. Формировать навыки правильного написания предлогов и приставок;
4. Закрепить навыки работы с деформированным текстом;

5. Развивать навыки согласования слов в предложении через игру «Составь предложение»;
6. Обогащать словарный запас;

Наглядные пособия и раздаточный материал: ПК, экран, проектор, раздаточный материал.

Ход занятия.

I. Оргмомент.
Приветствие.
– Ребята, улыбнитесь друг другу, желая успехов на занятии.
- Посмотрите на экран, прочитайте слова и назовите предлоги.
через лес – предлог через,
с братом – предлог с,
поливает – в этом слове нет предлога, а что в нем есть? (приставка). Назовите ее. (ПО)
у школы – предлог у,
перелетел – приставка пере,
подплыл – приставка под.

II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Что мы с вами сейчас выделяли в словах? (Предлоги и приставки).
- Давайте определим  тему нашего сегодняшнего занятия? (Предлоги и приставки).
- Давайте поставим цель нашего занятия (научиться различать предлоги и приставки).
- Для чего нам это необходимо? (чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги).

2. Повторение ранее полученных знаний.
- Что такое предлог? (это слово).
- Для чего нужен предлог? (для связи слов в предложении).
- Как пишется предлог с другими словами? (раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово – признак или вопрос).
- Что такое приставка? (приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).
- Как пишется приставка со словами? (слитно).

3. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки (устно с доски).
- Прочитайте слова и определите, где слова с предлогами, а где с приставками.
- Как это можно сделать? (между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя).
- Проверим: (за)горой, попробуем вставить слово-признак (за большой горой).
- Сделайте вывод, что такое за – приставка или предлог? (за – это предлог, потому что можно вставить слово: за большой горой, пишется отдельно).
- Следующее слово: (за)бежать, попробуем вставить слово. (ничего не получается, значит за – приставка, пишется слитно) и т.д.
- Назовите из этого упражнения все слова с приставками (забежать, свернула, нарезать, влетел).
- Назовите слова с предлогами (за горой, с крыши, на конверте, в дом).
- Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?
(за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом.

4. Электронная физминутка.

5. Работа со словосочетанием (работа на карточках).
- Откройте тетради и запишите число.
- Прочитайте словосочетания, раскройте скобки и запишите правильно словосочетания с приставками и предлогами.
(с)катился (с)горы
(по)бежали (по)дорожкам
(про)читал (про)машины
(до)ехал (до)деревни
(под)полз (под)машину
(на)рисовал (на)доске
(в)летел (в)окно
(у)знал (у)друга.
- А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы друг друга со слайдом. У кого нет ни одной ошибки?
- Как записали приставки со словами? (слитно).
- Как записали предлоги со словами? (раздельно).
- Как вы определяли, где приставка, а где предлог? (между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя).

6. Игра «Составь предложение» (работа в парах).
- Сейчас мы поиграем в игру «Составь предложение».
- На карточках (в конвертах) написаны предложения. Каждой парте я выдам конверт, в котором лежат карточки со словами. Из этих слов вам необходимо составить предложение и записать его в тетрадь, выделить приставки и подчеркнуть предлоги.
Ребята, побежали, купаться, в, реке.
Тропинка, нас, привела, к, дому, лесника.
Галка, с, крыши, слетела, сарая.
Кошка, из, комнаты, выскочила.
Мышка, из, норки, вылезла.
Бабушка, из, Киева, приехала.
- А теперь каждая парта прочитает свое предложение. Назовите слова с предлогами и приставками.

7. Физминутка «Повторяйте».
(Читайте стишок и выполняйте то, что в нём говорится)
Все за мной вы повторяйте:
Дружно руки поднимайте.
Мы попрыгаем на месте,
И потянемся все вместе.
Мы покружимся немножко,
А теперь потопай ножкой.

8. Работа с деформированным текстом (работа в группах).
- Каждой группе предлагается текст. Предложения в этих тестах перепутались, и вы должны восстановить их последовательность, озаглавить этот текст, записать и выделить приставки и подчеркнуть предлоги.
Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы. (На)дворе была гора.
(К)пушистой красавице (при)бежали дети. (На)ветках игрушки. (В)зале стоит душистая ёлка.
- Первая группа читает свой рассказ. Назовите все слова с предлогами.
- Затем вторая группа читает свой рассказ. Назовите все слова с приставками.

9. Работа на карточках.
- Прочитайте текст, спишите его, раскрывая скобки. В скобках записаны предлоги и приставки. Вам нужно определить, где будут предлоги, а где приставки. Выделите приставки и подчеркните предлоги.
На стройке.
Нашему классу (об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, как идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

III. Подведение итогов.
- Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.
- Как предлоги пишется со словом? Приставка?

IV. Рефлексия.
- Что я узнал на этом занятии?
- Чему я научился на занятии?
- Что мне было интересно?
- Что мне было трудно?
- Что я теперь умею?
- Все молодцы! Но особенно хорошо сегодня работали…. За работу я вам даю жетон с надписью «Молодец!».



















(с)катился (с)горы
(по)бежали (по)дорожкам
(про)читал (про)машины
(до)ехал (до)деревни
(под)полз (под)машину
(на)рисовал (на)доске
(в)летел (в)окно
(у)знал (у)друга.


(с)катился (с)горы
(по)бежали (по)дорожкам
(про)читал (про)машины
(до)ехал (до)деревни
(под)полз (под)машину
(на)рисовал (на)доске
(в)летел (в)окно
(у)знал (у)друга.


. Из этих слов вам необходимо составить предложение и записать его в тетрадь, выделить приставки и подчеркнуть предлоги.
Ребята, побежали, купаться, в, реке.
Тропинка, нас, привела, к, дому, лесника.
Галка, с, крыши, слетела, сарая.
Кошка, из, комнаты, выскочила.
Мышка, из, норки, вылезла.
Бабушка, из, Киева, приехала.
. Из этих слов вам необходимо составить предложение и записать его в тетрадь, выделить приставки и подчеркнуть предлоги.
Ребята, побежали, купаться, в, реке.
Тропинка, нас, привела, к, дому, лесника.
Галка, с, крыши, слетела, сарая.
Кошка, из, комнаты, выскочила.
Мышка, из, норки, вылезла.
Бабушка, из, Киева, приехала.

Предложения в этих тестах перепутались, и вы должны восстановить их последовательность, озаглавить этот текст, записать и выделить приставки и подчеркнуть предлоги.
Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы. (На)дворе была гора.
(К)пушистой красавице (при)бежали дети. (На)ветках игрушки. (В)зале стоит душистая ёлка.
Предложения в этих тестах перепутались, и вы должны восстановить их последовательность, озаглавить этот текст, записать и выделить приставки и подчеркнуть предлоги.
Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы. (На)дворе была гора.
(К)пушистой красавице (при)бежали дети. (На)ветках игрушки. (В)зале стоит душистая ёлка.
Выделите приставки и подчеркните предлоги.
На стройке.
Нашему классу (об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, как идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.


Выделите приставки и подчеркните предлоги.
На стройке.
Нашему классу (об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, как идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

02.04 д/з Списать текст. Раскройте скобки. Слитно напишите приставки, раздельно предлоги. Выделить их.

«Приключение в лесу».

1. Однажды я решил /по/гулять /по/лесу ночью.

2. Вечером я /за/шел /за/другом лисенком.

3. И мы /по/шли /по/тропинке.

4. Тропинка /при/вела нас /в/чащу.

5. Вдруг мы /у/видели /в/темноте два глаза.

02.04. д/з.

Списать текст. Раскройте скобки. Слитно напишите приставки, раздельно предлоги. Выделить их.

«Приключение в лесу».

1. Однажды я решил /по/гулять /по/лесу ночью.

2. Вечером я /за/шел /за/другом лисенком.

3. И мы /по/шли /по/тропинке.

4. Тропинка /при/вела нас /в/чащу.

5. Вдруг мы /у/видели /в/темноте два глаза.

































 

 

Конспект логопедического занятия на тему: « Предлог и приставка.»

Цель: формирование полноценных представлений о морфемном составе слова (приставка – часть слова) и морфологической структуре языка.

Задачи:

Закрепление навыка слитного написания приставок и раздельного написания предлогов.

Работа над развитием связной речи учащихся.

Развитие психических процессов (памяти, способности к переключению).

Наглядные пособия и раздаточный материал:

"Весёлый дом"( изображение дома с «человечками-предлогами»)

Карточки с предлогами

Карточка № 1

Карточка № 2

Карточка № 3

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Какое сегодня число? Какой день недели был вчера? Какой месяц будет после текущего? Назовите время года между осенью и весной?



  1. Этап воспроизведения опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Ребята, с какими большими группами слов мы уже знакомы, умеем определять их в речи, в предложениях, ставить к ним вопросы.

    • слова, обозначающие предмет, - существительные;

    • слова, обозначающие действие предмета, - глаголы;

    • слова, обозначающие признак предмета, - прилагательные;

(Учащиеся самостоятельно приводят соответствующие примеры)

Сегодня мы приглашены на новоселье. Посмотрите как много в этом доме жильцов. Давайте с ними познакомимся.

(работа с "Весёлым домом")

Отвечая на вопрос, составьте словосочетания.

(За верный ответ ученик получает карточку с предлогом и прикрепляет к «нужному» человечку-предлогу на макете.)

Парит где? парит над домом

Сидит где? сидит на крыше

Бежит по чему? бежит по крыше

Находится где? находится в доме

Выходит откуда? выходит из дома

Спрятался куда? спрятался за дом

Выглядывает откуда ? выглядывает из-за угла дома

Подходит к чему? подходит к дому

Отходит от чего? отходит от дома

Стоит где? стоит около дома

Итак, какие слова живут в "Волшебном доме"?

Это предлоги.

Назовите предлоги, которые мы вспомнили.

Какие предлоги вы ещё можете назвать?

Для чего нужны предлоги?

Предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.



2. Этап первичного закрепления. Типовые и конструктивные задания.

Итак, предлоги – это самостоятельные слова, следовательно, с другими словами они пишутся как: слитно или раздельно?

Правильно, раздельно.

Коллективная работа по карточке №1

Зимний день короткий. У птиц мало времени для поиска корма. Слабеют пернатые от голода и холода. Помогите птицам! Горстка семян с кусочками сала в кормушке спасёт птиц в студёное зимнее время. Наша забота поможет пернатым дожить до весны.

О ком этот рассказ?

Почему зимой птицам нужна помощь?

Чем мы можем помочь птицам?

Озаглавьте текст.

Устный анализ текста по предложениям, выделение предлогов.

(Учащиеся выделяют предлоги в своих карточках)

Письменный анализ словосочетания с предлогом из последнего предложения.

Приставка предлог

дожить до весны

Самостоятельный письменный анализ отрывка из стихотворения С. Маршака "Мяч".

Докатился до ворот

Подкатился под ворота

Добежал до поворота

Совместный вывод по итогам этого этапа:

Приставки и предлоги могут быть одинаковыми.

Приставки пишутся слитно, это часть слова.

Предлоги пишутся раздельно, это самостоятельные слова.



3. Этап творческого применения знаний в новой ситуации. Выполнение проблемных заданий.

1) Работа по карточке № 2

Раскройте скобки. Слитно напишите приставки, раздельно предлоги.

Ученики (вы) ходят (из) школы.

Ребята (с) прятались (от) дождя (под) раскидистой елью.

Пчёлы (пере) летают (с) цветка (на) цветок.

(От) нового пальто (ото) рвалась пуговица

Физминутка.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Л.: Ребята, а какие предлоги нам встретились в стишке.



2) Письмо по памяти.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Кому принадлежат эти строки?

Из какого произведения?

Записать по памяти, выделить предлог, обозначить приставку.

3) Работа по карточке № 3

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги и приставки.

Колобок …… катился ……. тропинке.

Всадник ….. вязал ….. лошадь ….. дерева и ….. скочил ….. седло.

Пастухи ….. пустились ….. гор ….. долину.


(После выполнения каждого задания этого этапа проводится его проверка.)

4. Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.

Что мы сегодня учились различать?

Как пишутся предлоги?

Как пишутся приставки?



Сегодня мы учились различать предлоги и приставки. Повторим, что предлог – это самостоятельное слово, пишется раздельно. Приставка – это часть слова и пишется слитно. Глаголы могут иметь в своём составе приставку, существительные могут употребляются с различными предлогами











































Коллективная работа по карточке №1

Зимний день короткий. У птиц мало времени для поиска корма. Слабеют пернатые от голода и холода. Помогите птицам! Горстка семян с кусочками сала в кормушке спасёт птиц в студёное зимнее время. Наша забота поможет пернатым дожить до весны.

О ком этот рассказ?

Почему зимой птицам нужна помощь?

Чем мы можем помочь птицам?

Озаглавьте текст.

Устный анализ текста по предложениям, выделение предлогов.

(Учащиеся выделяют предлоги в своих карточках)

Письменный анализ словосочетания с предлогом из последнего предложения.

Коллективная работа по карточке №1

Зимний день короткий. У птиц мало времени для поиска корма. Слабеют пернатые от голода и холода. Помогите птицам! Горстка семян с кусочками сала в кормушке спасёт птиц в студёное зимнее время. Наша забота поможет пернатым дожить до весны.

О ком этот рассказ?

Почему зимой птицам нужна помощь?

Чем мы можем помочь птицам?

Озаглавьте текст.

Устный анализ текста по предложениям, выделение предлогов.

(Учащиеся выделяют предлоги в своих карточках)

Письменный анализ словосочетания с предлогом из последнего предложения.





1) Работа по карточке № 2

Раскройте скобки. Слитно напишите приставки, раздельно предлоги.

Ученики (вы) ходят (из) школы.

Ребята (с) прятались (от) дождя (под) раскидистой елью.

Пчёлы (пере) летают (с) цветка (на) цветок.

(От) нового пальто (ото) рвалась пуговица

2) Письмо по памяти.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Кому принадлежат эти строки?

Из какого произведения?

Записать по памяти, выделить предлог, обозначить приставку.

3) Работа по карточке № 3

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги и приставки.

Колобок …… катился ……. тропинке.

Всадник ….. вязал ….. лошадь ….. дерева и ….. скочил ….. седло.

Пастухи ….. пустились ….. гор ….. долину.

1) Работа по карточке № 2

Раскройте скобки. Слитно напишите приставки, раздельно предлоги.

Ученики (вы) ходят (из) школы.

Ребята (с) прятались (от) дождя (под) раскидистой елью.

Пчёлы (пере) летают (с) цветка (на) цветок.

(От) нового пальто (ото) рвалась пуговица





2) Письмо по памяти.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Кому принадлежат эти строки?

Из какого произведения?

Записать по памяти, выделить предлог, обозначить приставку.

3) Работа по карточке № 3

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги и приставки.

Колобок …… катился ……. тропинке.

Всадник ….. вязал ….. лошадь ….. дерева и ….. скочил ….. седло.

Пастухи ….. пустились ….. гор ….. долину.

05.04 д/з Прочитайте текст загадки, вставьте предлоги, подчеркните их.

Отгадку нарисуйте.

Дом … улице идёт,

… работу нас везёт.

Не … курьих ножках,

А … резиновых сапожках.



05.04. д/з Прочитайте текст загадки, вставьте предлоги, подчеркните их.

Отгадку нарисуйте.

Дом … улице идёт,

… работу нас везёт.

Не … курьих ножках,

А … резиновых сапожках.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!