17.01.18 (3-4 коррекция)
Тема:
«Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос: кто и что?»
Цель:
Формировать умение классифицировать слова по сходству в их лексическом значении;
Умение ставить вопросы к словам, обозначающим предметы;
Развитие творческого воображения, памяти, внимания;
4. Воспитывать доброе отношение к окружающему миру.
Ход урока.
Слайд-2
Организационный момент.
-В гости к нам на урок пришёл (раздаётся стук): «Кто там?»
«Я - почтальон тутошний - Печкин!» принёс задания для учеников.
Слайд-3
Чистописание (телеграмма).
-Отгадайте загадку?
-Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (зима).
-Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная в корне)
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (проверить)
-Какое же проверочное слово вы подобрали? (зимы)
Запишите слово зима.
Дети записывают в тетрадях, а учитель на доске показывает.
-На какой вопрос отвечает это слово? (что?)
-Почему? (потому что это неживой предмет)
-А теперь придумайте родственные слова к слову зима.
Упражнение в подборе однокоренных слов
(зимушка, зимний, зимовать, зимовье)
-А какие из них обозначают неодушевленный предмет? (зимовье, зимушка)
-Почему? (отвечают на вопрос Что?)
-Давайте запишем их в тетрадь.
-Поставьте ударение. А какое из этих слов можно назвать проверочным? (зимушка)
-Почему?
-Разделите на слоги слово: зи-мо-вье.
Слайд-4
Работа над предложением.
-По каким признакам определяют зиму? (холод, мороз, иней, снег)
- Составьте предложение о зиме.( Кругом лежит пушистым снег).
-Докажите, что это предложение (Предложение выражает законченную мысль).
- А какое оно? (повествовательное, невосклицательное, распространённое) .
Запишите, комментирует вслух …..
Разбор предложения по членам.
- Найдите подлежащее.
- На какой вопрос отвечает подлежащее снег (Что?)
- Найдите сказуемое.
-Что мы можем сказать о подлежащем? (снег что делает? лежит)
Слайд-5
- Подберите к слову снег родственные слова, чтобы они обозначали одушевленный предмет и отвечали на вопрос Кто? (снегурочка, снегирь).
(Снегирь - это птица. Снегурочка – девочка).
- Что вы знаете о снегире, где он зимует?
- А ведь на улице - зима: холодно и голодно птицам, трудно добывать корм, всё занесло снегом. Птицы наши становятся беззащитными, чем мы можем им помочь?
Слайд-6.
Выборочный диктант.
Послушайте стихотворение Зинаиды Николаевны Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Слайд-7.
Упражнение в нахождении слов, обозначающих одушевленные предметы.
- Выпишите из стихотворения слова, которые отвечают на вопрос: Кто?
(Снегири, синицы, вороны, воробьи, голубь, сороки это птицы).
- Что общего во всех словах? (обозначают одушевленный предмет)
- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков?
- Почему?
- Назовите в слове синица мягкие согласные.
- Сколько слогов в слове голубь? (2) Букв?(6) Звуков? (5)
Слайд-8.
Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает все кругом
Белоснежным серебром
Слайд-9.
-Прочитайте слова, которые принесли нам наши пернатые друзья.
- Что обозначают все слова? (неодушевленные предметы)
-На какие вопросы они отвечают? (что?)
воробей: | ток | кот |
синица: | соль | лось |
снегирь: | сила | лиса |
сорока: | колос | сокол |
голубь: | банка | кабан |
ворона: | камыш | мышка |
Слайд-10.
-Игра «Придумай слово»
- Назовите новые слова, обозначающие одушевленный предмет, переставив буквы или слоги.
- Что общего во всех этих словах? (одушевленный предмет и отвечают на вопрос кто?).
- Прочитайте эти слова.
- Назовите слова из одного слога, …. из двух слогов?
-Какие слова нельзя разделить для переноса?
Слайд-11.
Самостоятельная работа. Развитие речи .
-Подбери слово, так чтобы получилось предложение и запиши
(Кто?) ... спит в берлоге. (медведь)
Слайд-12.
Хитрая (кто?) ... спряталась в норе. (лиса)
Слайд-13.
Белый (кто?) ... бегает по лесу. (заяц)
Прочитайте по слогам слова, которые вы вставили.
Что общего? ( обозначают одушевленный предмет и отвечают на вопрос кто? )
Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков? (заяц).
Почему? ( буква я имеет два звука)
Слайд-14.
Итог урока. Игра «Третий лишний» и кто внимательный?
- Будем запоминать первую букву лишнего слова и из букв составим слово….
санки снегурочка лыжник Почему?
вертолёт парашютист самолёт
щука аквариум окунь
плотник повар сверло
иголка швея портниха
ель берёза барсук
врач грач очки
Слайд-15.
-Печкин прощается с вами. Он очень доволен. (Спасибо!)