МАДОУ «Медведевский детский сад №5 «Золотая рыбка»
Конспект логопедического занятия
тема: «Космос»
Провела:
учитель-логопед 1 кв. категории
Краснова Н.А.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное», «Физическое развитие»
Форма проведения: подгрупповая.
Участвовали дети подготовительной к школе группы.
Цель: Коррекция речи детей с нарушениями речи. Закрепление словаря по заданной теме, автоматизация поставленных звуков в речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширить и уточнить словарь по теме «Космос»; совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навык слогового чтения; закреплять навык образования однокоренных слов; развивать диалогическую речь; закреплять умение чётко произносить отработанный звук.
Коррекционно-развивающие: развивать общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание; закреплять навык речевого выдоха и подвижность органов артикуляции.
Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности; формировать умение поддерживать беседу.
Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов о космосе, рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе.
Методы и приемы:
Словесные: составление рассказа, беседа, отгадывание загадок.
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Практические: пальчиковая гимнастика «Цветные звездочки», физминутка, самомассаж, артикуляционная гимнастика, дыхательное упражнение, игра «Семейка слов», игра «Узоры на песке» (песочная терапия), аква-терапия « Звездочки в бассейне».
Оборудование: презентация и проектор, экспозиция звездного неба, шапочки ученых для детей, Д/и « Цветные звездочки», мяч, логопедическое пособие для выполнения дыхательного упражнения «Прыгающий шарик», подносы с песком.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Встают в одну линию.
Приветствие:
-Здравствуй, Небо, (руки над головой)
-Здравствуй, Солнце, (рисуем большой шар над головой)
-Здравствуй, планета Земля, (рисуем круг поменьше)
-Здравствуй, большая наша семья! (беремся за руки и поднимаем их вверх)
Ребята, я рада видеть вас таких красивых, с хорошим настроением! Я хочу пожелать вам, чтобы наша сегодняшняя встреча принесла вам много новых и ярких впечатлений!
Ребенок: Надежда Анатольевна как необычно вы сегодня одеты? Катя, ты очень внимательная. Да у меня сегодня особый костюм!
А узнать кто я, вам поможет ответ загадки.
В небо часто он глядит:
В этом деле эрудит!
Ночью он не занят сном-
Тот ученый …. (астроном)
Совершенно верно. Я сегодня Астроном. А как вы считаете, чем занимается ученый Астроном? (Изучает звезды и другие небесные тела) Верно. Молодцы.
Я приглашаю всех в свою обсерваторию. ( слайд 1, 2)
И хочу посвятить вас в юных астрономов. Но чтобы получить это звание, необходимо пройти испытания. Вы готовы?
Для начала давайте повторим правила работы в нашей обсерватории:
(Правила проговаривают дети)
- Говорить полными ответами
-Высказывать свое мнение друг за другом по очереди
-Стараться, чтобы каждому было удобно и комфортно.
Молодцы!
А теперь догадайтесь о чем я говорю:
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …..(телескоп)
В нашей обсерватории на крыше установлен современный телескоп, который передает изображение прямо на экран. Давайте устроимся поудобнее и полюбуемся звездным небом! (Слайд 3)
Педагог: Если в безоблачную ясную ночь мы посмотрим на небо, то увидим тысячи мерцающих разноцветных звездочек. Они кажутся нам маленькими, холодными и яркими точками. Слайд 4
А кто знает: что такое звезда? (ответ ребенка: Я читала в энциклопедии что Звезда -это раскаленный газовый шар. От него в космос идет много света и тепла. Они все разные. Ни одна звезда не похожа на другую.) Слайд 5.
Чем же они отличаются звезды друг от друга? (ответ ребенка: Звезды разные по размеру, яркости и цвету.)
( 1-ый реб: Звезды кажутся нам маленькими точками, потому что они находятся очень далеко от нас. Чтобы долететь до самой близкой звезды не считая солнца надо лететь очень-очень долго. ) верно около 100 тысяч лет. Слайд6
2-ой реб. Цвет звезды зависит от ее температуры. Голубые –самые горячие (более 30тысяч градусов на поверхности. Слайд 7 Белые менее горячие более 7тыс.
слайд 8.градусов. Желтые звезды имеют температуру 5-6 тыс. градусов. Оранжевые звезды более 3 тысяч градусов. Самые холодные звезды красные. Их температура более 2 тысяч градусов. Слайд 9.
А какая звезда ближе всего к нашей планете Земля? (Солнце- это желтая звезда . Она находится ближе всех к нашей планете. Она дет нам тепло и свет.) слайд 10.
Из звезд получаются созвездия. Слайд 11. Какие созвездия мы с вами знаем? Слайд 12.Есть созвездия Стрельца, Рыбы, Единогора, Большой и малой Медведицы.
Ученые время от времени отрывают новые звезды и созвездия. Я предлагаю проявить фантазию и эрудицию и собрать свое созвездие и придумать ему название.
Готовы?
Слайд 13. Какого она цвета? Блестящая. Что она нам напоминает? (Зеркало) А в чем нам помогают зеркала? (делать гимнастику для язычка) Верно. Давайте ее и сделаем. Подходят дети к зеркалам и выполняют упражнения.
Самомассаж лица.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Подбородок разотрем,
Дружно губки пожуем.
Там живет наш язычок,
Пусть погреется дружок!
Артикуляционная гимнастика:
«Часики» -наш веселый язычок, повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
«Иголочка» -Язычок наш потянулся,
«улыбка»-широко нам улыбнулся,
«Почистим зубки»-зубки он почистил,
«Блинчик»- блинчик он покушал,
«чашечка»-выпил чашку чая,
«вкусное варенье»- запачкался вареньем
«качели» -на качелях покачался,
«Горка» -и на горке покатался.
Молодцы! И первая звезда появляется на нашем звездном небе! (прикрепляем звезду серебристого цвета на черный плакат с цифрами. Для каждой звезды свое место, чтобы получилось созвездие.)
Ребята, вы слышите какой то шум? (шум ветра) Что же это? Похоже на ветер. Перед нами звезда «Ветров». Слайд 14. Чтобы она появилась на нашем созвездии вам необходимо показать свое мастерство в силе речевого выдоха. Кто мне скажет, как правильно нужно дышать? (Вдох через нос, выдох через рот). Д/И «Прыгающий шарик». Дети должны подуть так чтобы шарик пропрыгал по всем ямкам. Но для начала потренируемся. Вдыхаем добро, выдыхаем неприятности, вдыхаем уверенность, выдыхаем скованность и беспокойство. Молодцы!
Мои юные астрологи, нас с вами ждет следующая звезда. Слайд 15. Чтобы она заняла свое место в нашем созвездии, вы должны выполнить задание «Цветные звездочки» Займите пожалуйста свои места. (дети садятся за столы)
В
аша задача переместить цветные звездочки по своим местам согласно схеме. Работаем двумя руками, используя по очереди все пальчики. (В пакете в жидком мыле плавают звездочки)
Логопед произносит чистоговорки:
Авты-авты-авты – в ракете космонавты.
Та-та-та – в космосе темнота.
На-на-на – круглая луна.
Неты-неты-неты – разные планеты.
Да-да-да – яркая звезда.
Ун-ун-ун – голубой Нептун.
Чо-чо-чо – у солнца горячо.
Ля-ля-ля – круглая Земля.
Кета-кета-кета – в космос летит ракета.
Задание выполняется под спокойную музыку. После выполнения задания дети придумывают имя своей звездочке. И прикрепляют звезду на созвездие.
Слайд 16.
д/и «Звездный дождь» мои юные помощники, взгляните, сколько звездочек лежит у нас на полу. Предлагаю игру «Звездный дождь»
(По аналогии с игрой Твистр. На полу разноцветные круги со слогами, из которых нужно собрать слово. Красный цвет- звездочот; синий- космонавт, желтый- телескоп, зеленый- планета, розовый-скафандр, …..
Молодцы! И следующая звезда появляется на нашем небе.
Ребята, посмотрите (слайд 17), а здесь сразу несколько звездочек собрались вместе. Как семья. Давайте поиграем в игру «Семейка слов». Я буду бросать вам астероид, а вы образовываете слово к слову звезда.
-Как можно назвать звезду ласково? зведочка
-Если на небе много звезд, то оно какое? звездное
-Как может называться космический корабль, который летит к звездам? звездолет
-А как называется человек, который считает звезды? звездочет
-Как называется явление , когда звезды «падают» с неба? звездопад
-А как можно назвать скопление звезд на небе? созвездие
Молодцы! Видите, какая большая «семейка» слов получилась у нас к слову Звезда! Прикрепляем следующую звезду на наше небо.
Звучит музыка. Ребята слышите музыку. Предлагаю отдохнуть и потанцевать.
Давайте еще раз посмотрим в наш телескоп. Слайд 19. Какую еще новую звезду мы увидим. Какого она цвета? Золотистая как Песок. Друзья мои, я для вас собрала немного лунного песка. Хотите взглянуть? Давайте пройдем за столы и выполним еще одно задание. Слайд 20.Перед вами карточки с узорами. Ваша задача пальцами обеих рук прорисовать данные узоры произнося при этом речевое задание, которое у вас на карточке. Выполнять задание нужно вместе, произнося звуковые дорожки хором.
Ор-ор-ор-
Ур-ур-ур
Ир-ир-ир
Тра-тра-тра
Апр-апр-апр
Кро-кро-кро
И вы получаете еще одну звезду для нашего неба.
Все подходим к звездному небу ( к плакату)
Ребята, давайте посмотрим какое созвездие у нас получилось? Какое оно стало? Красивое, яркое, волшебное…..На что оно похоже? Давайте пофантазируем и придумаем ему название. Дети высказывают варианты. Решаем назвать созвездие Золотой рыбки.
Итог занятия: Ой, кажется звезда упала и прямо в наш бассейн. Пойдем, посмотрим! Дети подходят к «бассейну». Рассматриваем что внутри. Сколько разноцветных звездочек попало в наш цветной бассейн. Предлагаю каждому достать свою звездочку и рассказать, что больше всего понравилось и запомнилось сегодня.
Дорогие друзья, вы с честью прошли все испытания и достойны звания Юного Астролога!
Есть такая примета-если увидишь в небе падающую звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой дождь и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделится ими… Загадайте желание и оно обязательно сбудется.! Удачи вам!