СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия: " Восстановление деформированного текста"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

учить восстанавливать деформированный текст. развивать устную и письменную речь.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия: " Восстановление деформированного текста"»

Конспект логопедического занятия на тему: « Восстановление деформированного текста.»
Цель: учить восстанавливать деформированный текст.
Задачи: развивать устную и письменную речь, креативность, взаимооценку и самооценку; научить оформлять тексты (заголовок, абзац и т.д.); 
попытаться восстановить деформированный текст по отдельным его частям, путем правильной расстановки предложений в тексте и слов в предложении, изменении формы слова, расстановки знаков препинания. 
Наглядные пособия и раздаточный материал: компьютер, проектор,таблицы для самооценки, карточки с заданиями, тест по теме «Текст»

Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит спокойная музыка.
Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы полным предложением:
- какое время года наступило?
- А какое закончилось?
- Какие птицы прилетают к нам весной?
- Как их называют?
- что происходит весной в природе?
ОБЪЯСНИ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦЫ
Всякой вещи свое место.

II. Сообщение темы занятия
- Пока вы отдыхали на перемене, ветер-озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и   объясните свой выбор. (Слайд 4)
– Какое слово является завершающим? Почему?
– Что такое текст? (Предложения, связанные между собой по смыслу.)
– Вспомните, назовите основные признаки текста. (Тема, основная мысль, смысловая связь между предложениями, порядок предложений, части текста: вступление, основная часть, концовка, заголовок, абзац или красная строка.)
На слайде появляется цветок, на лепестках которого написаны основные признаки текста.
– Объясните, что обозначает каждый признак.(Слайд 5)
Ответы учащихся.
– Итак, мы будем восстанавливать текст. А что значит восстановить текст? (Определить части текста, место каждой части, если отсутствует часть, то дополнить, если деформированный текст, то восстановить.)
III. Работа по группам.
1. Восстановление 1-й части текста.
Откройте конверт № 1 и определите задачу для своей группы. 
Восстановить предложения из слов, данных в разбивку: 
он, писк, вдруг, жалобный, услышал; 
это, под, лежал, воробышек, кустом; 
его, злой, камнем, подшиб, мальчишка; 
воробышек, пить, просил; 
Восстановить последовательность предложений: 
Воробышек просил пить. 
Злой мальчишка подшиб его камнем. 
Это воробышек лежал под кустом. 
Поставить точки в не пунктированном тексте: 
Вдруг он услышал жалобный писк это воробышек лежал под кустом злой мальчишка подшиб его камнем воробышек просил пить. 
В работе можно использовать “черновик” – лист на котором можно пробовать варианты ответов.
2. Проверка выполнения работы. Восстановление основной части.
1 группа – первое предложение. Согласны ли вы с таким порядком слов в предложении? 
2 группа – второе предложение. Есть ли замечания? 
3 группа – прочитайте третье предложение. 
1группа – как закончили эту часть? 
- Прочитайте предложения по порядку. Сравните с образцом. Можно ли это назвать текстом? (Да. Есть последовательность предложения, связь по смыслу.) Что заметили? (Это основная часть. Нет начала и конца) Какая это часть? Как определили? (Можно поставить вопрос – Что произошло? Связывается словом вдруг.) Укажите, что это 2 часть. (слайд 6)
3. Восстановление 2-й части текста.
- Откройте конверты. Ознакомьтесь с его содержанием. Определите задачу каждой группы. 
Поставь точку в не пунктированном тексте: 
Нес зайчик лист капусты лист был большой круглый зайчик шел и радовался. 
Восстановить последовательность слов в предложениях: 
нес, лист, капусты, зайчик; 
лист, и, был, круглый, большой; 
радовался, шел, и, зайчик. 
Восстановить порядок предложений: 
Нес зайчик лист капусты. 
Зайчик шел и радовался. 
Лист был большой и круглый. 
4. Проверка работы групп. 
2 группа – прочитайте первое предложение. Как составили? Что можно сказать о предложении? 
3 группа – какое предложение поставили вторым? 
1 группа – каким предложением завершили эту часть? 
- Прочитайте эту часть текста. Где хотели бы поместить эту часть? Почему? Какая это часть? Как проверить, что составили текст? (Прочитать части по порядку
Самостоятельное составление части текста
Заголовок
- Можно ли считать работу завершенной? Почему?
V. Самостоятельное завершение текста.
1. - Составьте 1-2 предложения для окончания текста в черновике. Какие варианты у вас получились?

2. Озаглавливание текста.
- Все ли признаки текста есть? Что еще нужно? Какой заголовок можно дать?
Простановка оценок производится по такому же принципу, как раньше.
3. Подведение итогов работы с текстом.
- Докажите, что восстановленный кусок является законченным текстом.
VI. Самоконтроль.
- Перепишите законченный текст в тетрадь. Что следует помнить при записи? (В тексте должен быть заголовок; каждая часть должна начинаться с красной строки; правила записи предложений; связь предложения в тексте; орфографическое проговаривание.)
(Слайд 9)
VII. Закрепление пройденного материала.
Тест по теме “Текст”
Ф.И. ученика _______________________
№ п/п
Вопросы
“+” или “–”

1.
Текст состоит из предложений.
  

2.
К тексту нельзя придумать заглавие.
  

3.
Все предложения в тексте имеют границы.
  

4.
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
  

5.
В тексте о чем-то или о ком-то говорится.
  

6.
Текст можно разделить на части.
  

7.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
  


VIII. Подведение итогов.
Что мы повторили на занятие ? Какие задания было особенно интересно выполнять?













№ 1 Восстановить предложения из слов, данных в разбивку: 
он, писк, вдруг, жалобный, услышал; 
это, под, лежал, воробышек, кустом; 
его, злой, камнем, подшиб, мальчишка; 
воробышек, пить, просил; 
Восстановить последовательность предложений: 
Воробышек просил пить. 
Злой мальчишка подшиб его камнем. 
Это воробышек лежал под кустом. 
Поставить точки в не пунктированном тексте: 
Вдруг он услышал жалобный писк это воробышек лежал под кустом злой мальчишка подшиб его камнем воробышек просил пить. 


№ 2Поставь точку в не пунктированном тексте: 
Нес зайчик лист капусты лист был большой круглый зайчик шел и радовался. 
Восстановить последовательность слов в предложениях: 
нес, лист, капусты, зайчик; 
лист, и, был, круглый, большой; 
радовался, шел, и, зайчик. 
Восстановить порядок предложений: 
Нес зайчик лист капусты. 
Зайчик шел и радовался. 
Лист был большой и круглый. 


11.05 д/з. Из ряда слов составить пословицы и записать в тетрадь.

Человек, птица, а, пером, умом, красна

11.05 д/з. Из ряда слов составить пословицы и записать в тетрадь.

Человек, птица, а, пером, умом, красна









Тест по теме “Текст”
Ф.И. ученика _______________________
№ п/п
Вопросы
“+” или “–”

1.
Текст состоит из предложений.
  

2.
К тексту нельзя придумать заглавие.
  

3.
Все предложения в тексте имеют границы.
  

4.
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
  

5.
В тексте о чем-то или о ком-то говорится.
  

6.
Текст можно разделить на части.
  

7.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
  







Тест по теме “Текст”
Ф.И. ученика _______________________
№ п/п
Вопросы
“+” или “–”

1.
Текст состоит из предложений.
  

2.
К тексту нельзя придумать заглавие.
  

3.
Все предложения в тексте имеют границы.
  

4.
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
  

5.
В тексте о чем-то или о ком-то говорится.
  

6.
Текст можно разделить на части.
  

7.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!