СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект мероприятия Русская Матрёшка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного мероприятия Русская Матрёшка

Просмотр содержимого документа
«Конспект мероприятия Русская Матрёшка»

 Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада.

Тема занятия: «Русская матрёшка».


Цель занятия: познакомить детей с историей русской матрёшки, воспитывать любовь к Родине, к народному искусству, гордость за русских мастеров и художников, привить интерес к русской культуре и истории.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей матрёшки.

  2.  Развивать интерес детей к народному творчеству.

  3. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и народному искусству.

  4.  Воспитывать любовь к народному искусству.

 Интеграция: «Познание»,  «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация»,  «Физическая культура».

Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.

Познание: развитие исследовательских умений.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, закрепить умение рисование;   воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение.

Коммуникация: расширять словарный запас.

Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей. Русская народная мелодия.


Физическая  культура:  дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Материал: бумажные трафареты матрёшек, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, ватные палочки, влажные салфетки.

Оборудование: проектор(Презентация «Русская матрёшка»),игрушка-матрёшка.

 Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства; чтение художественного слова о матрешке и народных промыслах России; заучивание стихотворений; организация дидактических игр «Веселые матрешки»«Найди различия».

                                                          Ход занятия:

(Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу. Их встречает хозяйка русской горницы. ) 

Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие!  Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Расскажу я вам сегодня об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам.

А вот о каких игрушках идёт речь, догадайтесь:


Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается  рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …(матрёшка)

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Посмотрите, вот у меня  матрёшка! Рассмотрите внимательно матрешку и скажите, какая она?

Ответы детей: Веселая, нарядная, расписная, красивая.

Воспитатель: Почему можно сказать про матрешку, что она расписная?

Ответы детей: Красивый яркий платок на голове, сарафан украшен цветами.

Воспитатель: Ребята, а из чего сделана матрешка?

Ответы детей: Из дерева.

Воспитатель: Если она сделана из дерева, то она какая?

Ответы детей: Деревянная.

Воспитатель: Правильно, ребята, она сделана из дерева и очень красиво расписана. 


Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка. Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал её художник. Любуешься ею, и сердце радуется.

Матрешка - это деревянная кукла, правда она похожа на Ваньку-встаньку? Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие  глаза прикрыл длинными ресницами.

Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.

И назвали ее старинным русским именем – Матреной.

А как будет звучать  ласковое имя Матрены?

- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.

Воспитатель: Дети, в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир – Матрешка. Когда к нам в Россию приезжают гости, им дарят матрешки на память.


Сегодня я расскажу вам о матрешке, что это за игрушка. Приглашаю вас сесть на стульчики перед экраном (стулья расставлены заранее)

(Просмотр слайдов и комментарии воспитателя.)

Воспитатель(показ презентации): Когда-то давным-давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами. Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки). Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково - матрёшка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Много матрёшек делали. И своим детям, и соседским, да ещё на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали. Мастеров было много, и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и красочной (показать современную матрёшку). Прошло много лет, а матрёшка так же любима нашими детьми. Дети любят играть с матрёшкамиМатрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол-матрёшекМатрешка является символом нашей страны – России!

Воспитатель:

-Ой, ребята, кто-то к нам стучится в дверь?

- Вы хотите узнать кто это?

Дети: Да

(В группу, под музыку «Девочка-матрешка» входит девочка матрешка.)

Девочка-матрешка:

Здравствуйте ребята

Я к вам детки торопилась,

Постаралась, нарядилась.

Принесла я вам конверт.

А в конвертике секрет.

Воспитатель:

- Вы хотите узнать, какой секрет принесла матрешка?

Дети: Да

Девочка-матрешка:

Я вам принесла интересную игру,

вам нужно из частей собрать моих сестриц.

(Дети под музыку подходят к столам. Делятся на команды. Девочка-матрешка подходит к столу первой команды и отдает им конверт, подходит ко второй команде и отдает им конверт.

Под музыку «Раз-два-три» дети одной и второй команды собирают матрешек.)

Воспитатель:

- Ребята что у вас получилось?

Дети: Получились матрешки.

Воспитатель:

Правильно ребята. Молодцы.

Воспитатель:

Хохломские чашки, ложки
Покатились по дорожке.
Вы, матрёшки, не зевай,
Их в кармашки собирай!
Но матрёшки растерялись,
Закрутились, разбежались.
Как теперь нам их собрать,
Никого не потерять.
Нам, ребята, помогите,
Всех матрёшек соберите! (Выставляет на стол одну матрёшку)
(Выходит первый ребёнок)
1 ребёнок. Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
(Открывает матрёшку, ставит рядом вторую)
2 ребёнок. Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
(Достаёт третью и четвёртую матрёшек)
3 ребёнок. Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
(Ставит на стол пятую матрёшку)

4 ребёнок. В ней живёт шестая,
А в шестой – седьмая.
А восьмая меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
5 ребёнок. Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех матрёшками зовут.
Матрёшка. Спасибо, ребята. Всех моих сестрёнок нашли.

Воспитатель: Что же за мастера расписывали сарафаны матрёшек?
Дети: Семёновские мастера

Воспитатель: Правильно, ребята. А как же называется эта роспись?
Дети: Хохломская.

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, какие люди делают игрушки добрые или злые?

Дети: добрые (хором)

Воспитатель:

А почему вы думаете, что добрые люди создали этих матрешек?

Дети: Потому что у них было доброе сердце, всю теплоту отдавали матрешкам.

Конечно добрые, и их доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним, почувствовать их теплоту и добро. Любили трудиться люди на Руси. В свою работу умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, поэтому изделия у них получались такие красивые, так радовали глаз. О труде сложили немало пословиц и поговорок. А какие пословицы вы знаете? Дети:

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Каков мастер такова и работа.

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Кто труда не боится - того и лень сторонится.

- Не будет скуки - коли заняты руки.

- Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

- Без труда, нет добра.

- Труд человека кормит, а лень портит.

Матрёшка:

Ребята, я принесла вам в подарок – карусель. Смотрите, какая она красивая. Ходила на ярмарку, каталась там на каруселях. Весело на каруселях. Вот и принесла вам её в садик – катайтесь ребятки. Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно.

Еле – еле, еле- еле

Завертелись карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите.

Карусель, остановите.

Раз - два, раз – два (пауза)

Вот и кончилась игра.

Карусель медленно движется в правую сторону.

Темп речи и движений постепенно ускоряются.

На слова побежали, карусель меняет направление движения.

Темп движения постепенно замедляется.

На слова «Раз - два» все останавливаются.

Матрёшка: Я сегодня к вам в гости пришла не одна, а с моей меньшой сестричкой, Матрёшечкой.

Воспитатель: Посмотрите на матрешку, что-то у нее лицо грустное. Как вы думаете, почему она загрустила?

Ответы детей: Она одна.

Воспитатель: Да, дети, возможно у неё нет подружек и одной ей скучно. Как вы думаете, мы можем помочь матрешке?

Ответы детей: Да, можем.

Воспитатель: Подскажите мне, как мы поможем матрешке стать веселой.

Ответы детей: Развеселить, спеть ей песню, станцевать.

Воспитатель: А я предлагаю вам смастерить ей подружек.



Воспитатель: А сейчас – кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдемте в ваши мастерские, к своим столам, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрешку.

Дети садятся за столы.

На столах:

• Стаканчики с водой

• Кисточки

• Ватные палочки

• Краски

• Заготовки матрешки.

Воспитатель: Садитесь поудобнее, спинка ровная, коленочки под столом дружат, рукава засучены.

Очень любят все матрешки разноцветные одежки!

Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрешка.

(Образец педагогического рисунка на доске дети рассматривают вместе с воспитателем)

Что у матрешки на голове?

Дети: Платочек.

Воспитатель: А платочек всегда завязан на …

Дети: Узелок.

Воспитатель: Чем украшен платочек?

Дети: Горошком.

Воспитатель: Что у нее на теле?

Дети: Сарафан.

Воспитатель: А поверх сарафана?

Дети: Фартук.

Воспитатель: Чем украшен фартук?

Дети: Цветком в центре и горошком по краям фартука.

Воспитатель:

Захотелось мне матрешку

В полный рост нарисовать.

А с чего же нам начать?

А начнём мы с пальчиковой гимнастики 

Чтобы ручки не ленились

Очень дружно потрудились,

Нужно пальчики размять!


Мы – красавицы матрешки

Разноцветные одежки. (разжимают кулачки, шевелят пальчиками)

Раз - Матрена, (поочередно загибают пальчики рук)

Два – Малаша,

Мила – три,

Четыре – Маша,

Маргарита – это пять

Нас нетрудно посчитать. (разжимают кулачки)

(Повторить с каждой рукой.)

Дети приступают к работе.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы помогли матрешке стать веселой?

Ответы детей: Да, помогли.

Воспитатель: Молодцы ребята, спасибо. Ой, какие матрешки получились красивые. Когда у человека есть друзья, то ему не бывает скучно.

Вы очень хорошо справились с работой. Какие хорошие мастера Да и сами матрешки мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.

А сейчас мы из мастеров превратимся в ребят и полюбуемся нашими матрешками.

Матрёшка:

У меня ещё что-то осталось в коробке. Посмотрите. ( воспитатель достаёт из коробки сарафаны и платочки. Предлагает одеть сарафаны девочкам и вместе с матрёшкой станцевать танец.) Сейчас мы с вами превратимся в матрешек (под русскую народную музыку танец «  Матрёшки»).

Ребёнок:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет -

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте в таланте русском

Весь находится секрет!

Итог занятия:


Воспитатель: Ребята, героиней сегодняшнего занятия не случайно стала матрешка. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Понравилось вам наше занятие?

Чем мы сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего?