Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада.
Тема занятия: «Русская матрёшка».
Цель занятия: познакомить детей с историей русской матрёшки, воспитывать любовь к Родине, к народному искусству, гордость за русских мастеров и художников, привить интерес к русской культуре и истории.
Задачи:
Познакомить детей с историей матрёшки.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и народному искусству.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.
Познание: развитие исследовательских умений.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, закрепить умение рисование; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей. Русская народная мелодия.
Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Материал: бумажные трафареты матрёшек, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, ватные палочки, влажные салфетки.
Оборудование: проектор(Презентация «Русская матрёшка»),игрушка-матрёшка.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства; чтение художественного слова о матрешке и народных промыслах России; заучивание стихотворений; организация дидактических игр «Веселые матрешки», «Найди различия».
Ход занятия:
(Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу. Их встречает хозяйка русской горницы. )
Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Расскажу я вам сегодня об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам.
А вот о каких игрушках идёт речь, догадайтесь:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …(матрёшка)
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Посмотрите, вот у меня матрёшка! Рассмотрите внимательно матрешку и скажите, какая она?
Ответы детей: Веселая, нарядная, расписная, красивая.
Воспитатель: Почему можно сказать про матрешку, что она расписная?
Ответы детей: Красивый яркий платок на голове, сарафан украшен цветами.
Воспитатель: Ребята, а из чего сделана матрешка?
Ответы детей: Из дерева.
Воспитатель: Если она сделана из дерева, то она какая?
Ответы детей: Деревянная.
Воспитатель: Правильно, ребята, она сделана из дерева и очень красиво расписана.
Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка. Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал её художник. Любуешься ею, и сердце радуется.
Матрешка - это деревянная кукла, правда она похожа на Ваньку-встаньку? Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами.
Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.
И назвали ее старинным русским именем – Матреной.
А как будет звучать ласковое имя Матрены?
- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.
Воспитатель: Дети, в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир – Матрешка. Когда к нам в Россию приезжают гости, им дарят матрешки на память.
Сегодня я расскажу вам о матрешке, что это за игрушка. Приглашаю вас сесть на стульчики перед экраном (стулья расставлены заранее)
(Просмотр слайдов и комментарии воспитателя.)
Воспитатель: (показ презентации): Когда-то давным-давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами. Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки). Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково - матрёшка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Много матрёшек делали. И своим детям, и соседским, да ещё на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали. Мастеров было много, и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и красочной (показать современную матрёшку). Прошло много лет, а матрёшка так же любима нашими детьми. Дети любят играть с матрёшками. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол-матрёшек. Матрешка является символом нашей страны – России!
Воспитатель:
-Ой, ребята, кто-то к нам стучится в дверь?
- Вы хотите узнать кто это?
Дети: Да
(В группу, под музыку «Девочка-матрешка» входит девочка матрешка.)
Девочка-матрешка:
Здравствуйте ребята
Я к вам детки торопилась,
Постаралась, нарядилась.
Принесла я вам конверт.
А в конвертике секрет.
Воспитатель:
- Вы хотите узнать, какой секрет принесла матрешка?
Дети: Да
Девочка-матрешка:
Я вам принесла интересную игру,
вам нужно из частей собрать моих сестриц.
(Дети под музыку подходят к столам. Делятся на команды. Девочка-матрешка подходит к столу первой команды и отдает им конверт, подходит ко второй команде и отдает им конверт.
Под музыку «Раз-два-три» дети одной и второй команды собирают матрешек.)
Воспитатель:
- Ребята что у вас получилось?
Дети: Получились матрешки.
Воспитатель:
Правильно ребята. Молодцы.
Воспитатель:
Хохломские чашки, ложки
Покатились по дорожке.
Вы, матрёшки, не зевай,
Их в кармашки собирай!
Но матрёшки растерялись,
Закрутились, разбежались.
Как теперь нам их собрать,
Никого не потерять.
Нам, ребята, помогите,
Всех матрёшек соберите! (Выставляет на стол одну матрёшку)
(Выходит первый ребёнок)
1 ребёнок. Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
(Открывает матрёшку, ставит рядом вторую)
2 ребёнок. Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
(Достаёт третью и четвёртую матрёшек)
3 ребёнок. Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
(Ставит на стол пятую матрёшку)
4 ребёнок. В ней живёт шестая,
А в шестой – седьмая.
А восьмая меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
5 ребёнок. Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех матрёшками зовут.
Матрёшка. Спасибо, ребята. Всех моих сестрёнок нашли.
Воспитатель: Что же за мастера расписывали сарафаны матрёшек?
Дети: Семёновские мастера
Воспитатель: Правильно, ребята. А как же называется эта роспись?
Дети: Хохломская.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, какие люди делают игрушки добрые или злые?
Дети: добрые (хором)
Воспитатель:
А почему вы думаете, что добрые люди создали этих матрешек?
Дети: Потому что у них было доброе сердце, всю теплоту отдавали матрешкам.
Конечно добрые, и их доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним, почувствовать их теплоту и добро. Любили трудиться люди на Руси. В свою работу умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, поэтому изделия у них получались такие красивые, так радовали глаз. О труде сложили немало пословиц и поговорок. А какие пословицы вы знаете? Дети:
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Каков мастер такова и работа.
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Кто труда не боится - того и лень сторонится.
- Не будет скуки - коли заняты руки.
- Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
- Без труда, нет добра.
- Труд человека кормит, а лень портит.
Матрёшка:
Ребята, я принесла вам в подарок – карусель. Смотрите, какая она красивая. Ходила на ярмарку, каталась там на каруселях. Весело на каруселях. Вот и принесла вам её в садик – катайтесь ребятки. Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно.
Еле – еле, еле- еле Завертелись карусели А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите. Карусель, остановите. Раз - два, раз – два (пауза) Вот и кончилась игра. | Карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова побежали, карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется. На слова «Раз - два» все останавливаются. |
Матрёшка: Я сегодня к вам в гости пришла не одна, а с моей меньшой сестричкой, Матрёшечкой.
Воспитатель: Посмотрите на матрешку, что-то у нее лицо грустное. Как вы думаете, почему она загрустила?
Ответы детей: Она одна.
Воспитатель: Да, дети, возможно у неё нет подружек и одной ей скучно. Как вы думаете, мы можем помочь матрешке?
Ответы детей: Да, можем.
Воспитатель: Подскажите мне, как мы поможем матрешке стать веселой.
Ответы детей: Развеселить, спеть ей песню, станцевать.
Воспитатель: А я предлагаю вам смастерить ей подружек.
Воспитатель: А сейчас – кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдемте в ваши мастерские, к своим столам, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрешку.
Дети садятся за столы.
На столах:
• Стаканчики с водой
• Кисточки
• Ватные палочки
• Краски
• Заготовки матрешки.
Воспитатель: Садитесь поудобнее, спинка ровная, коленочки под столом дружат, рукава засучены.
Очень любят все матрешки разноцветные одежки!
Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрешка.
(Образец педагогического рисунка на доске дети рассматривают вместе с воспитателем)
Что у матрешки на голове?
Дети: Платочек.
Воспитатель: А платочек всегда завязан на …
Дети: Узелок.
Воспитатель: Чем украшен платочек?
Дети: Горошком.
Воспитатель: Что у нее на теле?
Дети: Сарафан.
Воспитатель: А поверх сарафана?
Дети: Фартук.
Воспитатель: Чем украшен фартук?
Дети: Цветком в центре и горошком по краям фартука.
Воспитатель:
Захотелось мне матрешку
В полный рост нарисовать.
А с чего же нам начать?
А начнём мы с пальчиковой гимнастики
Чтобы ручки не ленились
Очень дружно потрудились,
Нужно пальчики размять!
Мы – красавицы матрешки
Разноцветные одежки. (разжимают кулачки, шевелят пальчиками)
Раз - Матрена, (поочередно загибают пальчики рук)
Два – Малаша,
Мила – три,
Четыре – Маша,
Маргарита – это пять
Нас нетрудно посчитать. (разжимают кулачки)
(Повторить с каждой рукой.)
Дети приступают к работе.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы помогли матрешке стать веселой?
Ответы детей: Да, помогли.
Воспитатель: Молодцы ребята, спасибо. Ой, какие матрешки получились красивые. Когда у человека есть друзья, то ему не бывает скучно.
Вы очень хорошо справились с работой. Какие хорошие мастера Да и сами матрешки мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.
А сейчас мы из мастеров превратимся в ребят и полюбуемся нашими матрешками.
Матрёшка:
У меня ещё что-то осталось в коробке. Посмотрите. ( воспитатель достаёт из коробки сарафаны и платочки. Предлагает одеть сарафаны девочкам и вместе с матрёшкой станцевать танец.) Сейчас мы с вами превратимся в матрешек (под русскую народную музыку танец « Матрёшки»).
Ребёнок:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет -
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском
Весь находится секрет!
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, героиней сегодняшнего занятия не случайно стала матрешка. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Понравилось вам наше занятие?
Чем мы сегодня занимались?
Что вам понравилось больше всего?