Конспект музыкального занятия в старшей группе
Тема занятия: «Музыка весны»
Цель: Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны в разной музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Обогатить детей музыкальными и литературными впечатлениями.
Развивающие: Развивать способность к импровизации, развивать чувство ритма, словарный запас.
Воспитательные: Воспитывать в детях чувство красоты к природе, поэтическому слову, музыке; способность откликаться на прекрасное и доброе.
Оборудование: компьютер.
Ход занятия:
Сегодня мы будем говорить о музыке одного времени года, а какого, отгадайте.
Солнце пригревает
Снег повсюду тает
Птицы прилетают
Все оживает – когда это бывает? (Ответы детей)
Весна – любимое время года. И мне так хочется поговорить с вами о ней.
Чтобы о Весне рассказать,
Можно много слов подобрать.
Каждый из вас сейчас подумает и назовет одно слово о весне. Слова не должны повторяться. Начнем с меня:
Весна – это…проталины. А теперь вы, ребята, по очереди.
Весна – это… (Ответы детей: лужи, капель, ручеёк, солнце, птицы, травка, ветерок, подснежник, радуга)
Давайте с вами поиграем и вашими голосами изобразим картину весенней природы.
Коммуникативная игра «Весенние голоса»
Пригрело весеннее солнце. (Поднимают руки вверх)
С пригорка побежал весёлый ручеёк. (Болтают языком, изображая бульканье ручейка).
До краёв наполнил большую глубокую лужу. (На глиссандо опускаются голосом в нижний регистр).
Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжж, в низком регистре) и букашки (ззз-ззз, в более высоком), расправили крылышки ( «кш» ) и полетели кто куда (взмахи рук и «тр-тр-тр»).
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур).
И вылез ёжик. (Сопят носом).
Всё наполнилось голосами весны.
О красоте весенней природы поэты сочиняли стихи, например
Алексей Толстой писал:
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И подснежник первый расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес в зеленый дым одетый
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Все весны дыханием согрето
Все кругом и дышит, и поет.
Замечательные стихи, не правда ли? А композиторы тоже изображали красоту весенней природы, но только музыкальными звуками.
Сегодня я расскажу о романсе «Жаворонок». Ранней весной, когда на полях лежит снег, но уже кое - где образовались темные проталины (там, где растаял снег, прилетают и начинают петь весенние гости – жаворонки. По размеру жаворонки чуть больше воробья. Голос у них очень мелодичный и красивый. Полевой жаворонок питается различными насекомыми и их личинками, пауками, червями, семенами и зеленой частью растений.
Удивительно красива звонкая песня жаворонка. Жаворонка считали божьей птицей. Легенда говорит о том, что бог подбросил высоко вверх комочек земли и из него появилась на свет эта серо – коричневая, как земля птичка.
Вот как раз сегодня, ребята, мы с вами и послушаем романс, который называется «Жаворонок». Романс жаворонок написал великий русский композитор М. И. Глинка (Портрет) Романс – это задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, исполняется романс голосом в сопровождении фортепиано. Во вступлении перед песней слышны трели жаворонка.
Слушание музыки: романс «Жаворонок» Музыка М. И. Глинки
Понравилась вам музыка? Какая она по характеру?
(Ответы: нежная, взволнованная, полетная, легкая, как дуновение ветерка, воздушная, беспокойная, трепетная и т.д.)
Чтобы все птицы поскорее вернулись к родным местам, лесная птичка дятел отправил им весеннюю телеграмму.
Музыкально – ритмическая игра «Весенняя телеграмма»
- Дятел сел на толстый сук – тук да тук.
- Всем друзьям своим на юг – тук да тук.
- Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,
- Что весна уже идет – туки-туки-тук.
- Что растаял снег вокруг – туки-тук, туки-тук,
- Что подснежники вокруг – туки-тук, туки-тук.
Давайте и мы с вами составим свою весеннюю телеграмму, состоящую из коротких и длинных звуков. И отправим её в тёплые края птицам, что б они быстрее возвращались.
Дети импровизируют ритм телеграмм хлопками (на слова тук да тук и т. д.)
Ребята, а какую пользу приносят птицы природе? (Ответы детей)
Беседа о признаках весны (Солнышко светит ярко и греет, распускаются цветы, деревья выпускают листочки, травка зеленеет, птички поют, пчелки и бабочки летают, всея природа оживает.
А давайте поиграем с нашими пальчиками?
Пальчиковая игра «Пришла весна»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из под старой травки
(Ладони сомкнуты “ковшом”).
Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).
А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).
Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая “динь-динь”).
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Ребята, давайте разучим песенку о весне.
Песня «Зеленая весна» (в приложении плюс и минусовка песни)
Птицы прилетели, ласково поют,
Ласточки весною гнёзда свои вьют.
Радуются дети солнышку с небес,
Зеленеет травка и волшебный лес.
Припев:
Солнышко, солнышко греет и печет,
Освещает солнышко синий небосвод.
В хороводе с солнышком дружат облака,
Наступила яркая, нежная весна.
И танцуют в поле жёлтые цветы,
Небо голубое, в зелени кусты.
Хорошо весною, всё в любви цветёт,
Матушка - природа дышит и живёт.
Припев:
Солнышко, солнышко греет и печет,
Освещает солнышко синий небосвод.
В хороводе с солнышком дружат облака,
Наступила яркая, нежная весна.
А сейчас я хочу рассказать вам «Сказку про кота»
Я расскажу вам, каким он был и, что с ним приключилось.
А вас я попрошу, помочь мне рассказать эту сказку.
Слушайте внимательно: я буду менять силу голоса, а вы мне будете помогать игрой на музыкальных инструментах.
- Когда я буду тихо говорит, вам я предлагаю играть на маракасах,
а когда громко – на погремушках.
Своей игрой вы мне поможете передать тихий тембр голоса и громкий.
А также постарайтесь правильно проигрывать ритм сказки.
(Дети берут музыкальные инструменты)
А теперь слушайте сказку:
(ТИХО) - Жил кот Василий. Ленивый был кот. (МАРАКАСЫ)
(ГРОМКО) - Острые зубы и толстый живот. (ПОГРЕМУШКИ)
(ТИХО) - Очень тихо всегда ходил, (МАРАКАСЫ)
(ГРОМКО) - Громко, настойчиво кушать просил (ПОГРЕМУШКИ)
(ТИХО) - Да потихоньку на печке храпел – (МАРАКАСЫ)
Вот вам и всё, что он делать умел.
(ТИХО) - Кот как-то раз видит сон вот такой: (МАРАКАСЫ)
(ГРОМКО) - Будто затеял с мышами он бой. (ПОГРЕМУШКИ)
(ГРОМКО) - Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой. (ПОГРЕМУШКИ)
(ТИХО) - В страхе тут мыши тихо взмолились: (МАРАКАСЫ)
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
(ГРОМКО) - Громко воскликнул тут Васенька: «Брысь»! –
И врассыпную они понеслись. (ПОГРЕМУШКИ)
- А на самом деле, пока кот Василий спал, происходило вот что:
(ТИХО) - Мыши тихо вышли из норки, (МАРАКАСЫ)
(ГРОМКО) - Громко хрустя, съели хлебные корки, (ПОГРЕМУШКИ)
(ТИХО) - Потом, очень тихо смеясь над котом, (МАРАКАСЫ)
Они ему хвост завязали бантом.
(ГРОМКО) - Василий проснулся, очень громко чихнул, (ПОГРЕМУШКИ)
(ТИХО) - Потом повернулся и снова заснул. (МАРАКАСЫ)
(ГРОМКО) - А мыши лентяю на спину забрались, (ПОГРЕМУШКИ)
До вечера громко над ним потешались!
Выразительно рассказать сказку нам помогли сила голоса и звучание инструментов. Ведь каждый инструмент и голос человека имеют свою окраску – тембр – это тоже краска музыки.
А также мы старались передать ритмический рисунок стихотворения, чтобы звуки маракасов и погремушек нам не мешали, а помогали.
А теперь поиграем в игру «Шляпа». Условия игры: играющие стоят в кругу, под музыку передают шляпу из рук в руки, когда музыка остановится тот у кого шляпа осталась в руках выходит в центр круга и танцует.
Игра «Шляпа» (Музыка в приложении)
Итог занятия: Мы сегодня с вами открыли секрет: как вы думаете, какой? Чем можно передать звуки весны? (Ответы детей) Правильно, звуки весны передаются словами, красками и музыкой. Какие музыкальные краски вы знаете? (Ответы детей) Да, краски музыки – это тембр – громко или тихо, и ритм – медленно и быстро. Скажите, что нового вы сегодня узнали? Музыку какого композитора вы слушали и о чем? (Ответы детей)
6