2. Актуализация опорных знаний | -Ребята, отгадайте загадку: Невелик собою дом, Но зато вместителен. Уместиться можно в нём Самым разным жителям. Но висит на нём замок. Этот домик — …. - Из какой же сказки этот теремок? - Вы знакомы с этой сказкой? - Давайте, ребята, мы вспомним с вами эту сказку. - Кто автор данной сказки? - Что можете рассказать об авторе? - Ребята, как называется сказка, если у нее есть автор? - Да, верно. Она называется авторской или литературной. - Как называется сказка, у которой нет автора? - А сказка, с которой вы познакомились на прошлом уроке, авторская или народная? - Хорошо. О чём эта сказка? - Кто же живёт в этом тереме? - Докажите, что "Теремок" - это сказка. Чем она отличается от рассказа? - Какая же тема нашего урока? - Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке? | - Теремок - Этот сказочный дом из сказки «Теремок» - Да - Евгений Иванович Чарушин - Е. И. Чарушин - скульптор и писатель. Сын архитектора И. А. Чарушина. - Она называется авторская сказка. - Народная сказка. - авторская, т.к. у нее есть автор. - Это сказка о Теремке. - Мышка, лягушка, зайка, лисичка. - Это сказка, т.к. животные разговаривают и ведут себя как люди; сюжет повторяется. - Тема нашего урока "Сказка Е. И. Чарушина "Теремок" - Мы вспомним сказку "Теремок", прочитаем ее еще раз, будем отвечать на вопросы, читать выразительно. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить; уметь формулировать ответ на вопрос учителя; высказывать свое отношение) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (определение цели и учебной задачи) |
3. Анализ. Перечитывание | - Давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили сюжет сказки. - С чего начинается история? - Найдите в тексте и прочитайте. (появляется картинка теремка) - Какой герой появился первым? (появляется картинка мышки) - Как появляется мышка? Найдите в тексте и прочитайте. - Найдите слова мышки в тексте. - Каким голосом говорит мышка? С какой интонацией? - Значит, как мы будем читать отрывок? -Кто прочитает слова мышки выразительно? - Какой герой появляется вторым? (появляется картинка лягушки) - Как появляется лягушка? Найдите в тексте и прочитайте. - Найдите слова лягушки в тексте. - Каким голосом говорит лягушка? С какой интонацией? - Как будем читать? -Кто прочитает слова лягушки выразительно? - Какой герой появляется третьим? (появляется картинка заяц) - Как появляется заяц? Найдите в тексте и прочитайте. - Найдите слова зайца в тексте. - Каким голосом говорит заяц? С какой интонацией? - Как будем читать? -Кто прочитает слова зайца выразительно? - Какой герой появляется четвертым? (появляется картинка лисы) - Как появляется лиса? Найдите в тексте и прочитайте. - Найдите слова лисы в тексте. - Каким голосом говорит лиса? - Как будем читать? - Найдите этот отрывок в тексте. Давайте прочитаем его по ролям. Мы знаем, каким голосом и с какой интонацией говорит мышка, лягушка, заяц, лисица. Вот теперь попробуем прочитать выразительно этот отрывок. - Кто будет мышкой? Лягушкой? Зайцем? Лисицей? Дети выразительно читают по ролям. - Ребята, в чем отличие этой сказки от известной вам народной сказки? Каких героев не хватает? - Давайте, посмотрим отрывок из этой сказки. - Отличается ли эта сказка от сказки Е. И. Чарушина? - Молодцы! | - Стоял теремок - "Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок". - Мышка - Как по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и пищит. - "Пик! Пик!", "Кто, кто в теремочке живет?" - У мышки тонкий голосок. Используются восклицательные и вопросительные предложения. - Мы будем читать тонким голосом, соблюдая знаки препинания. Читают выразительно - Лягушка - Уж как по полю лягушка бежит, у дверей остановилась и кричит. - "Ква! Ква!.. Кто, кто в теремочке живет?." - Лягушка говорит протяжным голосом. Используются восклицательные и вопросительные предложения. - Будем читать медленно. Читают выразительно - Заяц - Как по полю зайка бежит, у дверей остановилась и кричит. - Чук! Чук!... - Заяц говорит громким голосом. Используются восклицательные и вопросительные предложения. - Будем читать быстро. Читают выразительно - Лисица. - Уж как по полю лисичка бежит, у дверей остановилась и кричит. - Тяф! Тяф!... - Лиса говорит веселым, игривым голосом. - Будем читать игриво, будет тянуть каждое слово. Читают - Волка и медведя. Смотрят - Да, в народной сказке медведь ломает дом. Но потом они вместе строят новый дом . | Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками; уметь формулировать ответ на вопрос учителя; высказывать свое отношение) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) |
4. Вторичный синтез | - Ребята, какова основная мысль этой сказки? - Хорошо. Посмотрите на слайд. Какая из пословиц подходит к сказке "Теремок" Е. Чарушина? На сладе: 1. В тесноте, да не в обиде. 2. Дом вести - не лапти плести. 3. Без хозяина - дом сирота. 4. Дома не в гостях: посидев, не уйдешь. - А хорошо ли закончилась сказка Е. И. Чарушина? Почему? - Какой конец сказки могли бы предложить вы? Придумайте свой вариант сказки. Даю вам 3 минуты. Проверяем задание - Ребята, вы сказали, что это сказка. А чем отличается сказка от рассказа? - Давайте вспомним признаки сказки. Назовите их - Что особенного заметили при прочтении произведения Чарушина "Теремок"? - Какие предложения повторяются? - О чем это говорит? - Значит это можно отнести к признакам сказки? - Так какими признаками обладает сказка? - Молодцы! | - Главный смысл сказки "Теремок" состоит в том, что совершенно разные по характеру животные и люди могут мирно сосуществовать вместе, если все они настроены дружелюбно друг к другу. - "В тесноте, да не в обиде", т.к. в этой сказке животные решили жить вместе в одном доме. -Да, потому что звери стали жить вместе в теремке. - Варианты: пришел медведь и все сломал; животные поссорились и т.д. - Животные разговаривают и ведут себя как люди. - Предложения повторяются. - Кто, кто в теремочке живет?", "Пик!..", "Ква!...", "Тяф!..." и т.д. - О том, что это сказка. - Да. - Животные разговаривают и ведут себя как люди; сюжет повторяется. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками; уметь формулировать ответ на вопрос учителя; высказывать свое отношение) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевые высказывания) |
5. Итог урока | -Ребята, с творчеством какого писателя мы сегодня с вами знакомились? - С каким произведением работали на уроке? - Ребята, я надеюсь, что вам понравилась сказка, и вы обязательно познакомитесь еще с другими произведениями этого великого русского писателя. Например, "Лиса и заяц", "Болтливая сорока", "Медвежонок". | - Евгений Чарушин Сказка Е. И. Чарушина "Теремок" | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевые высказывания) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) |
7. Рефлексия | - Ребята, посмотрите на доску. Что на ней изображено? - Правильно. У вас на столе лежат 2 черепицы - красного и зеленого цвета. Ваша задача выбрать черепицу и повесить ее на доску. Если на уроке вы работали хорошо, вам понравилась, ваша работа, то берете зеленую черепицу. Если на уроке вы были недостаточно активными, вам было трудно, то берете черепицу красного цвета. | - Теремок Дети вешают черепицу на крышу домика | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (определение и осознание усвоенного; оценивание усвоенного) |