1.Организационный этап | Я подготовила для вас картинки, они помогут нам вспомнить, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? Давайте охарактеризуем этот звук. Я вам предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение со звуком [ж], обозначающим действие. а) Ножом хлеб ... . б) Лошади громко ... . в) Весенний ручеек весело ... . г) Несчастного человека надо ... . д) У самого синего моря старик со старухой ... . е) Взял предмет, на место его ... . ж) Пирожки на сковороде мама ... . з) По дорожке дети могут быстро... Сейчас я вам прочитаю стихотворение и буду выделять в словах звук, с которым мы сегодня будем знакомиться. Слушайте внимательно. Чудо, Чудо, чудеса! Поиграем мы слова. Ча-Ча-Ча, Котик моется урЧа. Чу-Чу-Чу, Я от радости криЧу. Чо-Чо-Чо, Тронул чайник – горяЧо. Чи-Чи-Чи, Завезли мы кирпиЧи. И построим крепкий дом, Заживем Чудесно в нем! Вы догадались с каким звуком будем знакомиться? | Дети подходят к воспитателю. Дети дают ответы. Звук Ч - согласный, глухой, всегда мягкий. …режут. …ржали. ...журчит. …пожалеть. ...жили. …положи. ...жарит. …бежать. Мы будем знакомиться со звуком [ч]. |
2. Основной этап | Артикуляция звука. Мы возьмем зеркала и будем проговаривать звук [ч]. Когда мы произносим этот звук, то у нас губы округлены и выдвинуты вперед, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в передний край нёба. Характеристика звука. Кто может дать характеристику этому звуку? Знакомство с буквой. Мы познакомились со звуком [ч], а вот буква Ч (показ буквы). Из скольких и каких частей состоит буква? Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и вырезанных букв). Давайте убедимся, что буква состоит из двух частей. Размещение буквы в буквенном домике. Буква Ч живет на первом этаже в квартире № 3 (размещаю букву в буквенном домике). Сейчас я вам предлагаю очутиться в сказке про девочку Манечку. На поляночке возле леса девочка Манечка собирала грибочки. Вдруг откуда ни возьмись появился большой лохматый медведь и спрашивает грозным голосом: «Что ты делаешь в моих владениях?» — «Грибочки собираю для мамочки да папочки», — ответила Манечка. «Кто тебе разрешил?! Вот заберу тебя к себе в берлогу, будешь ухаживать за моим сыночком», — сказал медведь да так и сделал. Посадил Манечку к себе на плечи и понес к своей берлоге. 1. Игра «Докончи слово». а) Одним звуком [ч]: — А Манечка умная была. Стала она дорогу отмечать, бросать предметы, которые у нее были. Если вы докончите слово звуком [ч], то узнаете, какие это были предметы: клю... , кала... , обру... , мя... . б) Одним слогом: — Дорога была длинной, и Манечка стала бросать предметы, которые у нее еще остались. Если вы докончите слово одним слогом (-чек), то узнаете, какими предметами Манечка отмечала дорогу: плато..., значо..., фарту..., крючо..., носо.... — Дошел медведь до берлоги. А там медвежонок сидит, ревет, есть просит. Жалко стало Манечке маленького Мишку. Замесила она быстро тесто, печь истопила и испекла вкусные пирожки. 2. Изменение слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. — Поел и уснул маленький медвежонок, а Манечка прибираться стала. Сначала вымыла большую миску, потом маленькую ..., сначала большую чашку, потом маленькую ..., сначала большую ложку, потом маленькую ... Поправила сначала большую подушку, потом маленькую, сначала большую простынку, потом маленькую.... Пришел медведь домой. Смотрит, в берлоге чистота и порядок. Говорит медведь Манечке: «Отпустил бы я тебя домой, да некому за Мишуткой моим присматривать». Тут мимо Сорока пролетала, услыхала слова медведя и застрекотала: «Ничего ты, медведь, не знаешь. А в нашем лесочке, на зеленом лужочке детский сад открылся для лесных зверят». Медведь и говорит девочке: «Ну что ж, отведешь Мишутку в детский сад. А потом иди домой, если дорогу найдешь. Не найдешь — у меня жить будешь». Отвела Манечка медвежонка в лесной детский сад и дорогу домой нашла. А помогли ей предметы, которые девочка по дороге бросала. — Вспомните их, дети (при необходимости помочь детям). Развитие мелкой моторики. Манечка напекла много пирожков для медведей. Пирожки были с изюмом. Давайте украсим пирожки изюмом. (Работа со штампом.) | Дети садятся за столы. Произносят звук перед зеркалами. Звук [ч] — согласный, всегда произносится мягко (нежно). Буква состоит из двух частей: длинной палочки и крючка. Дети разрезают букву на две части. Размещают (приклеивают) букву в буквенный домик по адресу. Закрашивают карандашами (синий, зеленый) квартиру для обозначения характеристики звука. Дети проходят и садятся на ковер. Дети заканчивают слово звуком [ч]: Ключ Калач Обруч Мяч Дети заканчивают слово слогом (-чек): Платочек Значочек Фартучек Кручочек Носочек Дети изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Мисочку Чашечку Ложечку Подушечку Простыночку Дети отвечают развернутым предложением, используя интонацию перечисления. Дети выбираю пирожок и садятся за стол. С помощь штампа оставляют отпечаток на пирожке. |