СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель: совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении

Ход непосредственно образовательной деятельности

перед ребятами на столе лежат картинки, карточки с геометрическими фигурами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши

Воспитатель: ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи

дети высказывают свои предположения. Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений

Воспитатель: хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?

ответ детей

Воспитатель: и сегодня, мы с вами будем играть в разные интересные игры

проводится игра: «Послушай и узнай звук»

Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ц, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки

воспитатель произносит слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон

Воспитатель: хорошо, а теперь слушаем звук «у»

воспитатель произносит слова: утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро

Воспитатель: и ещё один звук послушайте, это звук «р»

воспитатель произносит слова: рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник

Воспитатель: хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание, но я вижу, что некоторые из вас ждут ответа товарищей. Этот ответ может быть неправильным. Вы должны внимательно слушать и самостоятельно выполнять упражнение

между произносимыми словами воспитатель делает одинаковый интервал

проводится упражнение «Сосчитай звуки»

Воспитатель: ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с таким же количеством геометрических фигур – треугольников

дети выполняют упражнение, а педагог напоминает им о том, что работать нужно самостоятельно

воспитатель читает отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи»

Воспитатель:

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи

Нам дорогу в лес дремучий,

Покажи

Воспитатель: хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться

если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «р»

Воспитатель: ребята, а какой звук «р», как он произноситься?

ответ детей

Воспитатель: давайте попробуем его произнести

на экране появляются картинки: рыба, река, рак

дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально

Воспитатель: что мы с вами сейчас делали?

ответ детей: рычали

Воспитатель: правильно, этот звук так и называется – рычащий. Послушайте загадку

воспитатель загадывает загадку

Воспитатель:

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас

ответ детей: часы

Воспитатель: сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»?

ответ детей

Воспитатель: посчитайте и покажите карточки с фигурами

дети аналогично считают с помощью карточек этот звук. Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «ч»

Воспитатель: а теперь, внимание, я буду вам читать предложения, а вы должны добавить недостающее слово. Слушайте внимательно

проводится игра «Доскажи словечко»

Воспитатель:

Он плывет по простыне, как кораблик по волне

Он хозяйкам добрый друг, электрический…

ответ детей: утюг

Воспитатель:

Вот пришла и осень, листья пожелтели

И с прощальным криком птицы…

ответ детей: улетели

Воспитатель: долгожданный дан звонок – это кончился…

ответ детей: урок

Воспитатель: все ребята со двора малярам кричат…

ответ детей: ура

Воспитатель: какой звук вы услышали в начале каждого слова?

ответ детей: звук «у»

Воспитатель: молодцы, внимательно слушали. Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные?

ответ детей

Воспитатель: как вы думаете, гласные звуки от согласных отличаются и чем?

ответ детей

Воспитатель: вот послушайте

воспитатель произносит по очереди звуки: «у», «м», «а», «к»

ответ детей: одни тянутся, другие произносятся быстро

Воспитатель: правильно, одни поются, вот например: «у – у – у», «а – а – а», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные

Воспитатель: давайте попробуем их произнести

на экране появляются картинки: утка, мел, кот, дом

дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально

проводится упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»

Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий

дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью выполнения и напоминает, что выполнять задание нужно самостоятельно

Воспитатель: хорошо, молодцы, в свободное время мы ещё с вами поиграем

проводится упражнение: «Определи место звука в слове»

Воспитатель: ребята, у вас на столах лежат листы и карандаши. Сейчас каждый из вас нарисует несколько решеток из трех окошек – ячеек, чтобы заселить в них звуки «ч», «р» и «у». Я буду называть слова, а вы должны фишкой определить место звука в слове, поставить её в нужную клетку

дети выполняют упражнение, воспитатель называет слова со знакомыми звуками: «ч», «у», «р»

воспитатель называет слова: час, рак, сук, луч, мяч, ручей, рот, мир

дети, используя фишки и отмечают позицию звуков в словах, после выполнения каждого задания ребенок убирает фишку

Воспитатель: хорошо, почти все справились с заданием. В свободное время мы ещё с вами потренируемся

Воспитатель: ребята, а что такое «слог», кто может сказать?

ответ детей: он состоит из букв

Воспитатель: правильно, вот, например: слово «чашка» начинается на «ча»

Воспитатель: сколько звуков вы слышите?

ответ детей: два

Воспитатель: назовите эти два звука

ответ детей

Воспитатель: два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча»

ответ детей: чай, чайник, часы, чашки

Воспитатель: а слова, начинающиеся на слог «ра»?

ответ детей: рама, ракушка, ракетка

Воспитатель: а слова со слогом «му»?

ответ детей: муха, мурка

Воспитатель: правильно, таких слов довольно много

воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например: чайка, чародей, чардаш, ча – ча – ча, частушка, частокол. Аналогично со слогами «ра», «му»

Воспитатель: а сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем

проводится физкультминутка «Самолёты полетели»

Воспитатель:

Вот мотор включился

Пропеллер закрутился(вращательные движения руками перед собой)

Ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж

К облакам поднялись

И шасси убрались(поочередное поднимание колен)

Вот лес – мы тут

Приготовим парашют(покачивание руками, разведенными в стороны)

Толчок, прыжок

Летим, дружок(прыжок вверх, руки в стороны)

Парашюты все раскрылись

Дети мягко приземлились(приседание, руки в стороны)

Воспитатель: хорошо, садитесь, ребята. Скажите, а что такое предложение?

ответ детей: это много слов

Воспитатель: правильно, предложение – это несколько слов, связанных друг с другом

на экране появляется картинка – портрет русского поэта А.Плещеева

Воспитатель: посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещеева

Воспитатель: у него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении?

ответ детей

Воспитатель: в нем четыре или пять слов?

ответ детей

Воспитатель: давайте считать: бабушка – раз, ты – два…и т.д

дети считают, загибая пальцы

Воспитатель: теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом

воспитатель указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер

Сережа: бабушка

ответ детей: один

Сережа: ты

ответ детей: два

и так далее, до конца. Если кто – то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала

играют 2 – 3 раза с участием других детей

Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем

проводится игра «Посчитай слова и составь правильно предложение»

Воспитатель: я назову предложение, а кто – то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской

Воспитатель: иди, Илья

Воспитатель: пришла золотая осень

ребёнок считает и выкладывает количество полосок

ещё 2 – 3 ребёнка выполняют задание

Воспитатель: хорошо, а теперь поиграем по – другому

Воспитатель: у тебя, Анита, слово – пришла, у Полина – золотая, у Миши – осень

воспитатель раздаёт детям полоски

Воспитатель: вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении

игра повторяется 2 – 3 раза

Воспитатель: ребята, вы молодцы

Воспитатель: а кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?

ответ детей: да

Воспитатель: когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. И в конце каждого обязательно стоит точка. Если обнаружите что – то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями, хорошо?

ответ детей: да

подводится итог непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?

ответ детей: учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, узнали, что звуки бывают гласные и согласны, познакомились с рычащим звуком «р»

Воспитатель: как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали?

ответ детей

Воспитатель: ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. Я видела, что каждый из вас старался и теперь уверена, что в школу вы пойдёте умными и грамотными детьми

Воспитатель: хотите послушать полностью стихотворение А. Плещеева «Внучка»?

ответ детей: да

воспитатель читает детям стихотворение А. Плещеева «Внучка»

Воспитатель:

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду также

Бабушкой и я, —

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Очень бабушку мою —

Маму мамину – люблю.

У нее морщинок много,

А на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать

Может быть, и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки,

И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,

А другому – башмачки