Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: звуковая культура речи: звуки «л», «ль»
Цель: упражнять детей в четком произнесении звука «л»(в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками «л», «ль»
Ход непосредственно образовательной деятельности
проводится организационный момент
Воспитатель: ребята, к нам в гости пришел Весёлый Язычок. Давайте расскажем сказку о нем
проводится артикуляционная гимнастика
воспитатель читает стихотворение
дети выполняют движения
Воспитатель:
Жил – был на свете язычок, выглянул он в окошко(дети высовывают язычок)
Посмотрел вверх на солнышко, вниз на травушку(дети поднимают язык вверх, опускают его вниз)
Покатался на качелях(дети водят языком влево – вправо)
Поскакал на лошадке(дети цокают языком)
Покрасил забор сверху и снизу(дети водят языком по верхним и нижним губам)
Надул шарик и лопнул его(дети надувают щеки и лопают их)
Воспитатель: наш весёлый язычок научился петь новую песню. Он подслушал эту песню у индюка. Индюк бегал по двору, сердился и бормотал: «Бл – бл – бл, бл – бл – бл». Что бормотал индюк?
ответ детей
Воспитатель: чтобы у вас получилась песня индюка, надо надуть щеки и заставить язычок бегать быстро – быстро: «Бл – бл – бл». Давайте все вместе попробуем
дети выполняют задание
Воспитатель: а сейчас выпустите язычок погреться на весеннем солнышке, сделайте его широким, поднимите кверху и спрячьте за верхние зубы. Широко улыбнитесь и спойте: «Л – л – л»
дети выполняют задание
Воспитатель: и ещё разок: «Л – л – л»
Воспитатель: послушаем, как эта песня получается у Миланы
ответ Миланы
затем воспитатель слушает ещё несколько детей
ответ детей
Воспитатель: у индюка песня сердитая. Когда ее поёшь, губы ударяются друг о друга. Зато у колокольчика песня поётся легко и нежно: «Ли – ли – ли». Представьте, что вы колокольчики. Давайте вместе споём, как поют колокольчики
поют сначала девочки
потом поют мальчики
затем несколько детей поют индивидуально
ответ детей
Воспитатель: а сейчас мы споём разные песенки. Одни будут похожи на песню индюка, другие – на песню колокольчика
дети поют вместе с воспитателем
Воспитатель:
Ла – ла – ла – ля – ля – ля,
Лы – лы – лы – ли – ли – ли,
Лу – лу – лу – лю – лю – лю
Ол – ол – ол – ял – ял – ял
Воспитатель: а теперь давайте с вами немножко разомнёмся
проводится физкультминутка
воспитатель читает стихотворение
дети выполняют движения
Воспитатель:
Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг(дети выполняют шаги на месте)
Вдруг увидел он грача(дети останавливаются, удивленно смотрят вниз)
Рассердился сгоряча(дети мотают головой, приговаривают «бл – бл – бл»)
Сгоряча затопал(дети топают ногами)
Крыльями захлопал(дети руками, словно крыльями, хлопают себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар
Или медный самовар(дети сцепляют округленные руки перед грудью)
Затряс бородою(дети мотают головой, приговаривают «бл – бл – бл»)
Понесся стрелою(дети выполняют бег на месте)
Воспитатель: теперь давайте внимательно послушаем песенку «Лето» в пер. Л.Янина, в которой много слов со звуками «л», «ль»
воспитатель произносит слова песни
Воспитатель:
Лето по полю гуляло,
Лето шило – вышивало.
Луг – цветами,
Лес – листами
воспитатель задает вопросы детям
Воспитатель: о чем стихотворение?
ответ детей
Воспитатель: что значит «лето шило – вышивало»?
ответ детей
Воспитатель: я прочитаю вам еще раз стихотворение, а вы будете назвать слова со звуками «л», «ль»
воспитатель повторно читает стихотворение
дети называют слова
проводится игра «Не ошибись»
Воспитатель: я буду вам называть слова, а вы хлопаете, если слышите слова со звуком «л», «ль»
воспитатель называет слова: лягушка, кузнечик, лента, вода, земля, лето, зима, март, апрель, липа, дуб, дерево, капель, мост, лиса, медведь, волк
дети выполняют задание
проводится игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: а сейчас давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Вы будете отгадывать пропущенные слова, и говорить, есть в них звук л или нет
воспитатель загадывает загадки
Воспитатель:
Ну, давай играть в футбол
Забивай скорее…
ответ детей: гол
Воспитатель:
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче…
ответ детей: лампу
Воспитатель:
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось…
ответ детей: мыло
Воспитатель:
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из…
ответ детей: пластилина
Воспитатель:
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные…
ответ детей: глаза
Воспитатель: елочка, ёлочка, колкая…
ответ детей: иголочка
Воспитатель:
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли…
ответ детей: лапки
проводится игра «Найди лишнее»
на мольберте вывешены картинки
Воспитатель: я для вас подбирала картинки, в словах которых есть звуки «л» и «ль». Но случайно они рассыпались и перемешались с картинками без этих звуков. Теперь лишние картинки надо найти и убрать. Поможете мне?
дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука «л», «ль», принимают решение, убрать картинку или оставить
ответ детей
проводится подведение итогов
проводится рефлексия
Воспитатель: ребята, что мы с вами делали сегодня на занятии?
ответ детей
Воспитатель: какую песню поёт индюк?
ответ детей
Воспитатель: какую песню поёт колокольчик?
ответ детей
Воспитатель: какие звуки мы сегодня учились произносить?
ответ детей
Воспитатель: что вам больше всего понравилось на занятии?
ответ детей